Новости Оскола » Blog Archives » Мостик к духовным истокам
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Мостик к духовным истокам

26.10.2017

К юбилею старооскольского краеведа и этнографа Марии Емельяновой

С Марией Ивановной Емельяновной я имел честь познакомиться, когда работал над книгой «Старооскольская школа: из прошлого в будущее» (вышла в издательстве «Ямская степь» в 2001 году, – прим. авт.). В ней я предпринял попытку обозреть журналистским взглядом развитие местной школы с ХIX до начала ХХ столетия. Незаменимым консультантом стала Мария Ивановна Емельяновна – в то время преподаватель Старооскольского педагогического колледжа. Она помогла с иллюстративным материалом, а также подготовила для книги историческую справку, касающуюся Старооскольских педучилища и филиала Белгородского государственного университета.
С тех пор, как и любой старооскольский журналист, я следил за творчеством Марии Ивановны, вместе с другими представителями культурной общественности города радовался выходу ее книги «Русская традиционная культура. Энциклопедия в вопросах и ответах».
«Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура», – так назывался первый значительный труд Марии Емельяновой по излюбленной научной теме. Он был написан совместно с Тамарой Беликовой в 2004 году, став прекрасным учебным пособием по традиционной художественной культуре Старооскольского района.
Ценным дополнением к изданной книге стало «Приложение» с кратким словарем местных диалектных и устаревших слов, а также главами, повествующими о создании и деятельности Русского музея педагогического колледжа, об опыте преподавания в его стенах, а также предметах филиала Белгородского госуниверситета, тяготеющих к традиционной народной культуре.

 

11-полоса

О том, что в Старом Осколе живет и плодотворно трудится авторитетный ученый-этнограф, читатели в очередной раз смогли убедиться, познакомившись с книгами Марии Емельяновой: «Русская традиционная культура Староосколья. Энциклопедия в вопросах и ответах. Книга I» (2013) и научной монографией «Эволюция русской народной одежды Оскольского края»
(2005).
Мария Емельянова родилась в селе Незнамово в семье, где хорошо знали и ценили народные традиции. Она слушала народные песни, наблюдала древние обряды с малых лет, органично разделяла бытовую культуру земляков и смогла впитать и позднее оценить красоту духовного и материального мира села. Когда Мария подросла, она интуитивно, всеми фибрами души ощущала, что этот мир уходит, рушится под напором новых реалий и идеологических установок. Определила для себя миссию сохранять хотя бы крупицы утраченного. Из душевной тяги появилась потребность к коллекционированию вещей, относящихся к уходящей крестьянской культуре. В этой ипостаси мы знаем Марию Ивановну и сегодня. Педагогическая деятельность, почти 30 лет которой совпадает с созданием и работой Русского музея в Старооскольском педколледже, помогли определиться методике преподавания народной культуры и научному стилю Емельяновой – красочности, доступности в изложении сложного материала. Причем все это замешано на строго научной основе. Автор делает смелые научные предположения, но не допускает отсебятины.
Открываем книгу, выпущенную в 2017 году, наугад. «Что общего между горшком и макитрой. И чем они различались?» – вопрошает автор на странице 94. Я, родившийся в селе, чувствую, что затрудняюсь ответить на простой, казалось бы, вопрос. Мария Ивановна, словно Ариадна, дает нить к познанию, позволяет устранить образовательный пробел. Оказывается, «макитры, в отличие от горшка, предназначались для хранения холодных продуктов: воды, кваса, а также мучной выпечки и к огню не ставились».
Многие ответы – словно поэтические новеллы, которые вдохновенно написаны человеком, влюбленным в свой край и хорошо знающим его историю и культуру. К таким, несомненно, относится глава «Какие виды ремесел были особенно развиты в Староосколье в ХIХ – первой половине ХХ века?»
Здесь читатель увидит не только описание промыслов, но и имена мастеров, среди которых есть выдающиеся. Например, до Великой Отечественной войны славился своим столярным искусством наш земляк Егор Александрович Молчанов. От Емельяновой узнаем, что «…В довоенные 30-е годы Е.А. Молчанов изготовил для Ленинградского музея театрального и музыкального искусства целый оркестр народных струнных инструментов».
Работы Марии Емельяновой – это кладезь знаний о прошлом русского села, о мировоззрении и мировосприятии, и духовном облике крестьянина, без чего невозможно понять нас, нынешних, живущих в новых культурных глобалистских традициях и с новым укладом. Труды Емельяновой – духовный мостик родства, связи с нашими предками, освоившими замечательный Старооскольский край. Он дает возможность оглянуться далеко назад и почерпнуть нечто незримое, что позволяет нам быть более защищенными от натиска масскульта и делает духовно богаче. За это поясной поклон Марии Ивановне от всех почитателей ее творчества!

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.