Новости Оскола » Blog Archives » К любому наряду подойдут
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

К любому наряду подойдут

02.11.2017

В Центре декоративно-прикладного творчества работает выставка изделий в технике «художественная эмаль»

Для Старого Оскола, впрочем, как и для всей Белгородской области, техника художественной (перегородчатой) эмали, которую еще называют живописью XXI века — тайна за семью печатями. Ее владеют единицы, уж очень тяжела она в освоении. Инна Белых, директор Центра декоративно-прикладного творчества, народный мастер Белгородской области — одна из умельцев. Ее работы можно посмотреть на персональной выставке, которая проходит в Центре. В основном представлены дамские штучки, около 30 работ: сережки, кулоны… По тематике в изделиях фигурируют цветочные орнаменты, природа… Красота — неописуемая! Такая вещица подойдет к любому наряду и нисколько по элегантности не уступает ювелирному украшению.

 

IMG_9901 IMG_9910

На выставке присутствует самая первая работа Инны Викторовны — кулон с изображением яблоневого дерева на фоне голубого неба. Мастер говорит, что на удивление получилось выполнить с первого раза. Почему на удивление? Художественная эмаль — безумно сложная, тонкая, кропотливая работа, требующая усидчивости. Этому ремеслу Белых посвятила около семи лет. Первоначально познакомилась с техникой еще в Курском институте (художественно-графический факультет). А более близко — спустя годы, увидев работы других мастеров в различных городах. Тогда-то и решила тоже попробовать.

Капризный и дорогостоящий материал

Инна Белых рассказывает, что художественная эмаль — весьма сложная и затратная техника. Посудите сами. Только одна муфельная печь небольшого размера, в которой производится обжиг готовой вещицы в течение нескольких минут, стоит порядка тридцати тысяч рублей. Плюс к тому — расходы на материалы. В основе лежит металл, на который и накладывается сама эмаль. Цвет ей придают оксиды различных металлов: марганец, кадмий, свинец…
Первоначально эмаль представляет собой порошок, который в дальнейшем при разбавлении жидкостью превращается в стекловидную массу. Почему стекловидную? Все просто. Эмали относятся к группе стекол и обладают характерными для них особенностями: светопропусканием, водо- и кислотостойкостью, хрупкостью…
По словам Инны Белых, это материал с характером.

 

IMG_9899

— Но все равно, эта техника меня заворожила. Она кропотлива: сперва подготавливается основа из меди, затем создаются специальные перегородки из тонкой проволоки… Я работаю пинцетом, чтобы выгнуть их согласно рисунку. После перегородки припаиваются. Работать необходимо крайне аккуратно, потому что материал тонкий, может сгореть, а этого допустить нельзя. Затем подготавливается сам порошок (т. е. эмаль — прим. авт.), укладывается по рисунку по ячейкам и заплавляется в печи. Иногда приходится переделывать несколько раз, чтобы добиться нужного эффекта. На одно изделие уходит порядка недели, — делится секретами Инна Викторовна.
У нее много всяких идей. В планах — сделать еще больше изделий в этой технике. А пока каждый желающий может полюбоваться имеющимися работами. Выставка продлится до 7 ноября.

Кристина ГОДОВНИКОВА,
фото автора

Немного истории

Принято считать, что искусство художественного эмалирования имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Древнейшие из известных предметов с наплавлением стекла на металл в художественных целях найдены в Микенах и на о. Кипр (XV-XIV в. до н. э.). Более поздняя техника перегородчатой эмали появилась, очевидно, как вариант инкрустации металла драгоценными камнями и цветной смальтой. Эта техника была широко развита в Древнем Египте. На золотую пластину устанавливались золотые перегородки, а промежутки между ними заполнялись цветными вставками. Именно египтяне создали художественные основы цветовой отделки металла камнем и эмалью, которые до сих пор не потеряли ценности. Позже искусство эмали пришло и в другие страны. К примеру, китайская перегородчатая эмаль стала уникальной техникой, традиции китайских эмальеров живут и по сей день.
С середины XVII века появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков, благодаря чему стало возможным создание миниатюр на эмали. А позднее, в XIX веке, начинает применяться техническая бытовая эмаль на стали и чугуне. Эмалью покрываются предметы домашнего обихода: посуда, детали каминов и печей… На рубеже XIX-XX вв. на волне стиля модерн художественная эмаль переживает новый подъем. Эмаль становится популярным способом оформления украшений и декоративных изделий. Благодаря успехам в области химии силикатов была разработана большая палитра эмалей различных оттенков и свойств. Не обошла техника эмали и нашу страну (пришла примерно в 10 в. из Византии), где она также активно применялась. И, как видим, пользуется популярностью до сих пор.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.