Новости Оскола » Blog Archives » «Как положено»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Как положено»

30.11.2017

Размышления о христианской жизни и христианской смерти 

По долгу службы приходским священником мне регулярно приходится совершать отпевание. И зачастую я в первый и последний раз вижу того человека, которого привозят в храм. Иногда я об этом думаю так: вот передо мной человек, совершенно не знакомый мне лично. Однако по чину службы я буду называть его верным «рабом Божиим» и буду просить Бога упокоить его вместе «со святыми». Да, именно. В середине отпевания есть такая молитва — «Со святыми упокой Христе душу раба Твоего…». Кроме того, поговорив с родственниками, ясно понимаешь — перед тобой крещеный, но совершенно не воцерковленный человек, который не знал ни элементарных молитв, ни своей христианской веры. Наверняка это был хороший и добрый человек, он никого не убил и не украл, плохого слова о нем не скажет никто. Вот его богатство, здесь, рядом — дети и любимые внуки, соседи, друзья и родственники.
И все же, глубоко в душе одновременно с этим ты чувствуешь, что будет очень трудно произносить фразы молитв, которые несут смысл, явно не схожий со смыслом жизни умершего. Ведь в строгом смысле отпевание — это логическое завершение именно церковной жизни и духовного пути, который проделал христианин. Отпевание — это преимущество воцерковленного христианина, а не получение прописки в Царство Божье каждому желающему. К тому же, примечательно, что отпевание не считается церковным таинством — оно даже не стоит на одном уровне с важностью исповеди, причастия или соборования. Отпевание — это как бы последний штрих к жизненному портрету умершего православного христианина. Портрету, который человек изображал всю жизнь, день за днем. Это попытка подвести некий церковно-богослужебный итог его присутствия и его жизни в Церкви. Кстати, об этом говорит и вся внешняя символика — венчик на лбу, как символ венца небесного за добродетельную жизнь, крест в руках — как символ несения своего личного креста и личного подвига, лист с молитвой на груди — как отпускная грамота о покаянии и прощении грехов. Итак, в своем главном смысле отпевание — это последний печально-торжественный провод прихожанина в жизнь вечную за его христианскую жизнь.
Но как обстоит дело в нашей повседневности? Печально признавать, но народ наш в своем большинстве может вообще не ходить в храм, годами не принимать участия в церковных таинствах, не знать ни Христа, ни Его учения. Но, не приведи Бог, если нас или наших близких не предадут земле «как положено». Главный парадокс в том, что большинство из нас не интересует сама христианская жизнь — нам нужна христианская смерть, а точнее, ее христианская обстановка. И все.
Да впрочем, как и с крещением. Самое желанное тут – вы нас окрестите, красиво, желательно индивидуально, с фотографом и видеосъемкой, примите в церковь нового члена, нашего малыша. Но вот останется ли этот новый член церкви в храме, будет ли он настоящим прихожанином и верующим христианином – еще большой вопрос. И вот опыт показывает, что нас интересует лишь сам акт торжественного приема в церковь (крещение), а в случае с отпеванием — акт торжественного ухода. Но между первой и конечной точками – духовный вакуум. Потому что, повторюсь, большинство из нас не интересует сама христианская полноценная жизнь в Церкви. А Бог появляется в нашей жизни лишь как эпизод, когда Он нужен. Дочь рожает, сын в армию идет, экзамен на носу, квартиру не можем продать… Богу и Церкви многие из нас отвели эпизодическую роль. Вера «до востребования», и здесь Бог, как средство, а не как цель. Мы заменили подлинную христианскую жизнь на абстрактное и очень удобное «верю по-своему в душе». Но никто из нас не захочет получать зарплату «в душе» или принимать пищу «в душе», любить жену лишь «в душе». Нет, конечно. Веру в Бога и жизнь христианскую – кому-то можно, так удобно верить. От тебя не нужно ничего, кроме веры что «что-то есть».
Но вернемся к теме провода человека в последний путь. «Сделали как положено» — вот магические слова, которыми довольствуются люди, не понимая что это сделано скорее для успокоения самих себя. Необходимо ясно понять — последним штрихом портрет не переделать. Последний штрих, конечно, важен, но ошибочно верить, что он способен изменить всю картину разом. Внешние атрибуты, какими бы они правильными и церемониальными ни были, не заменят то, что Бог ждал от человека каждый день из года в год.
Если жизнь — это путь, то у него должна быть и цель. А что если Бог и не был целью? Попадет ли человек к цели, к которой даже не шел? И вот здесь возникает самый острый, обжигающий совесть вопрос. А могу ли я просить Того, Кого я сам не слышал всю жизнь? Могу ли я надеяться, чтобы меня принял Тот, Кого я по-настоящему так и не принял? Наконец, а найдется ли место в Божьем Царстве человеку, который не нашел места для Бога в своем земном пути?
Эти вопросы звучат тут только для одного. Так ли ты веришь, так ли ты ведешь свою жизнь, которую вручил тебе Господь. Если нет, если душа неспокойна – ищи Бога, запомни слова, сказанные одним великим святым: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Николай ДУБИНИН, настоятель храма
Феодора Стратилата

Рубрики: Актуально   |   Наверх

    Один комментарий на запись “«Как положено»”

  1. Нина Георгиевна Высотская пишет:

    Поучительная и вразумительная статья. Но надо быть снисходительным и не осуждать таких людей.Это результат гонения церкви в политике государства.Целые поколения были потеряны для церкви.Да и жизнь была трудной- на выживание .И только самые верные и стойкие сохранили веру И то что ещё теплилась в душе и проявляется в стремлении соблюдать эти обряды как дань затаённой веры в душе(хотя бы у родственников)

Оставьте комментарий.