Новости Оскола » Blog Archives » Книжная полка
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Книжная полка

21.12.2017

«Святые грешники» — простые ответы на сложные вопросы

Писатель, философ и мыслитель Александр Лапин презентовал на прошлой неделе свой очередной роман — «Святые грешники»

В новом романе Александра Лапина действуют те же герои, что и в его знаменитой эпопее из шести книг «Русский крест». Но автор не рассматривает произведение «Святые грешники» как седьмую книгу серии. Мы поговорили с писателем, почему он так считает и что он думает о текущем моменте.

Умение поставить точку

— «Святые грешники» — книга, которую вы позиционируете как самостоятельное произведение. Но в ней действуют персонажи, знакомые читателю по вашей известной и полюбившейся серии «Русский крест». Вы не смогли расстаться с героями, которым посвятили столько лет?
— На самом деле вопрос стоит иначе: что у автора за душой? Что он может ещё сказать на эту тему? Некоторые произведения надо заканчивать, даже если хочется продолжить. Надо уметь ставить точку.
Когда писал роман «Русский крест», считал: всё, эта история закончилась. Люди нашли себя, своё место в жизни. А прошло несколько лет — и я почувствовал: ещё есть куда расти героям. Есть куда изменяться. И тогда я понял, что нужно показать их ещё раз. Что же произошло за эти годы, что в них сдвинулось?
Ну а вторая причина, будем откровенны: издатели, которые увидели, что роман и его герои пользуются успехом, насели на меня. Сейчас ведь книги очень хорошо продаются сериями. А если серия уже пользуется популярностью, то успех следующей книге почти гарантирован.
Таким образом благодаря нескольким аргументам в новой книге нашлось место тем же героям, что и в «Русском кресте».
Но вот следующий роман, который я сейчас пишу, — «Крымский мост» — это другая история. И как бы ни настаивали издатели, в ней должны существовать другие люди.

Каждый по-своему ищет Бога

— Все шесть книг «Русского креста», по сути, были осмыслением нашей новейшей истории через судьбы персонажей. «Святые грешники» — это нечто иное, философское исследование базовых величин, на которых строится восприятие мира людьми разных конфессий, исповедующих разные жизненные ценности. Сможет ли читатель вот так переключиться на новую волну?
— Тоже иногда над этим задумываюсь. Но посмотрите, у нас в стране большинство называют себя православными, а в церковь осмысленно, а не по праздникам ходит процентов 6 — 7. Многие говорят, что верят в Бога, но принципиально не сотрудничают ни с какими конфессиями. По некоторым данным, примерно 25% людей в нашей стране вообще исповедуют некую свою религию. Ну а следствие — кто в язычество подаётся, кто ищет экзотические культы… У нас в стране более ста народов живёт. Вот и происходит некая аберрация сознания. Нет цельного мировосприятия. Люди ищут Бога. И каждый ищет по-своему. Как раз для них я и писал. Для тех, кто пытается каким-то образом пробудить в себе духовность, внутренне расти дальше.

Простые ответы на сложные вопросы

— Герои книги предстают перед нами в новых ипостасях — христианин и язычник, мусульманин и буддист. Вам для ответа на многие вопросы, которые они задают друг другу, надо было самому очень глубоко погрузиться в тему…
— Я более 25 лет изучаю основные религиозные течения, практики. К сорока годам сначала открыл для себя основы христианства, Библию, апокрифы. Но решил посмотреть — а как у других? Как они молятся, откуда пришли эти религии? У меня есть консультанты из музея истории религии, служители православной церкви. Я лично встречался с представителями разных общин. И все эти места объехал. Все, о чём в книге рассказано, — и у мощей Сергия Радонежского был, и в буддистских монастырях. И на Шри-Ланке, и в Индии, и в Китае.
Это огромный пласт. Из того, что я узнал, даже часть не смог в книгу вместить. Там нет западных ветвей христианства, нет масонства. Нельзя объять необъятное. Я оставил три мировые религии, которые представлены у нас в России.
Чтобы продраться сквозь все эти дебри, мне понадобилось почти 30 лет. Я сегодня отдаю людям квинтэссенцию своих изысканий. Причём хочу передать так, чтобы это было легко читать и понимать.
Я подозреваю, что рано или поздно основные религии сольются, потому что у них одна основа. И скорее всего, сольются на территории России. Почему? В «Святых грешниках » попытался пояснить. На Западе и на Востоке нет такой терпимости друг к другу, как у нас. Мы не просто интернационалисты по идее. Мы интернационалисты поневоле. Я сам вырос в таком «салате » — рядом мусульмане жили, через забор — корейцы, мы русские, тут немцы-протестанты…

Русский мир родился

— Вы говорили, что в ваших планах книга о Крыме и Крымской весне. Но события эти ещё совсем близки, и для их осмысления требуется время. Они продолжают развиваться, и подчас очень бурно. Не боитесь, что, когда вы сдадите рукопись в печать, произойдёт что-то, что может сделать устаревшей ещё не вышедшую книгу?
— Нет, не боюсь. Потому что на самом деле ситуация с Крымом созревала очень долго. Это некая подвижка мирового масштаба. Вопрос в точке зрения писателя. И вот здесь появляется проблема. Люди, которые участвуют в событиях, часто не понимают их исторического, всемирного значения. Те же крымчане — многие не понимают, что участвуют в переменах планетарного масштаба. А я, как писатель, должен смотреть немножко со стороны и подниматься выше. Поэтому я не считаю, что завтра всё переменится. Русские воспрянули духом после Крыма и Донбасса. Русский мир родился.
— Ваши романы объединяет символ — русский крест. Когда-то, до революции и в советскую эпоху, несли его все народы, населяющие нашу страну, — русские, татары, узбеки, украинцы, евреи. У каждого крест имелся и свой, но русский был один на всех. Сейчас что-то изменилось? Все разобрали свои персональные кресты, а русский крест оставили тащить одним русским?
— Русский крест — это крест имперский, если говорить откровенно. И русский народ является и являлся государствообразующим. Несёт все тяготы, лишения, будучи становым  хребтом нашей империи, огромного пространства. Мы этот крест несли и будем нести дальше.
А вот без нас загибаются. Посмотрите, как в Советском Союзе все жили за наш счёт хорошо. А теперь поезжайте в Грузию — нищета, на Украину посмотрите — голь перекатная. Туркменистан, Узбекистан и прочие. Может, кроме Казахстана, где ещё русских миллионов пять сохранилось. Прибалтика теперь из Евросоюза деньги тянет. Одна Литва, кажется, пять миллиардов евро в год дотаций получает, чтоб не загнулись. Привыкли так жить.

У ценностей нет цены

— Так в чём же на самом деле русский крест? Показывать всему миру, как не надо, или, наоборот, хранить в себе истинные ценности, которые другие народы отвергли в угаре саморазрушения?
— Да никто эти ценности не отвергал. Они жили и живут. Ценности всегда внутри человека и проявляются в кризисный момент. Вот ходит какой-то офицер-пехотинец. Ничем не примечателен. А потом на учениях новобранец гранату бросил, а она упала рядом с ним. И не думает офицер об опасности, он падает и накрывает собой гранату. Потому что ему жалко, как сына, этого парня. И сам погибает. Вот когда ценности проявляются. А не тогда, когда о них трындят с утра до вечера: вот у нас ценности! Вот мы великие! Мы патриоты! Чем больше говоришь о ценностях, тем меньше у них цена.
— Шесть книг цикла и седьмая, которая словно ставит точку. Могут ли читатели надеяться на встречу с полюбившимися героями?
— Мои герои дошли до какого-то рубежа, подходят к моменту истины. Поэтому, если они ещё подрастут духовно, найдут какие-то новые для себя цели и пути — они могут появиться в новых книгах. Но для меня продолжения романа, когда судьбы пяти или шести человек идут синхронно сквозь окружающий их мир, конечно, не будет.
Многие думают, писатель сидит и сочиняет. Писатель не сочиняет — берёт всё из себя. А если начинаешь сочинять, то получаются пластмассовые персонажи. В них нет главного — души писателя. Если нет души писателя в его героях, то её нет и в книгах. А без этого творчество его никому не нужно. Писать без души я не собираюсь.

 

За романом — в киоск!

Эпопея «Русский крест» успешно продается в сетях распространения периодики

В Белгородской области закончился эксперимент, который длился три месяца. Местные киоскеры взялись продавать роман известного писателя Александра Лапина «Русский крест».- Распространение книги через сеть киосков, а не магазинов — это определенный риск. Меня приятно удивило то, что белгородские киоскеры за столь короткий срок смогли продать 200 экземпляров. Это лучший показатель в Черноземье, — отметил Александр Алексеевич. И вручил награды участникам: семь премий по 10 тысяч рублей. Сейчас Александр Лапин презентует свое новое произведение — роман «Святые грешники», где исследуются проблемы духовного поиска современного человека и который в определенной степени можно считать продолжением «Русского креста».

Эксперимент будет продолжен в следующем году.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.