Новости Оскола » Blog Archives » Первоклашки не могут привыкнуть к школе
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Первоклашки не могут привыкнуть к школе

03.10.2008

Начавшийся учебный год принес маленьким ученикам серьезные проблемы. Свидетельство тому – многочисленные обращения родителей к психологам.

Школа с первого дня предъявляет ребенку особые требования. Кто-то из детей оказывается готов к ним, а для кого-то необходимость постоянной сосредоточенности, соблюдения дисциплины и строгого режима становится непосильной задачей.

Диагноз: гиперактивность

Такие первоклассники привлекают внимание всего класса, мешают проводить занятия и постепенно завоевывают авторитет неуспевающих. Забегая вперед, добавим, что последствия подобной «исключительности» могут быть крайне тяжелыми – на каком-то этапе маленький человек смирится со штампом «плохого» ученика и перестанет доказывать свою значимость. Вот вам и готовый неудачник, невротик, или еще страшнее – крайне жестокий человек.

К сожалению, немногие родители всерьез воспринимают проблемы шумного ребенка-первоклассника. Потуже «затягивают гайки», думая, что окрики и наказания смогут перевоспитать и образумить их дитя.
Но есть и другие примеры родительской любви. С начала учебного года более тридцати мам и пап обратились за помощью к специалистам муниципального «Центра психолого-медико-социального сопровождения» из-за того, что их детям было крайне трудно адаптироваться к новым условиям.

– Как правило, таких детей отличает невнимательность, забывчивость, чрезмерная активность, неорганизованность, – пояснила педагог-психолог центра Марина ГРИГОРОВИЧ. – Часто медики ставят таким детям диагоноз «гиперактивность». Система школьного обучения с жестко установленными правилами поведения провоцирует развитие ее симптомов.

Низкую самооценку можно излечить

Причины «гиперактивности» могут быть самыми разными. В основном они проистекают из сложных внутрисемейных отношений, спорных подходов к воспитанию. Психологи считают, что вседозволенность, так же как и излишняя строгость, приводят к тому, что у ребенка не формируются психологические рамки. В результате он не умеет делать над собой волевые усилия и вести себя так, как того требует ситуация.

Путем индивидуальных игровых занятий, рисования, использования музыки педагоги-психологи пытаются поднять в школьнике низкую самооценку, приучить его к соблюдению необходимых рамок поведения.

– Для того чтобы избавить ребенка от «гиперактивности», требуется серьезная работа не только невропатолога и психолога, но и активное участие родителей, а также особое отношение педагога, – рассказывает педагог-психолог центра Ольга ЗАХАРОВА. – При этом родители должны понимать, что успех во многом зависит от того, готовы ли они сами меняться. Некоторые не хотят пересматривать стереотипы своего поведения, но к ребенку предъявляют повышенные требования, выходящие за пределы его возможностей. В этой ситуации помочь начинающему ученику просто невозможно.

Не спешите записывать ребенка в «трудные»

Специалисты центра отмечают, что большой груз ответственности за психологическое состояние первоклассника лежит на школе: важна и обстановка в классе, и педагогические навыки учителя. Не секрет, что первое клеймо неудачника зачастую ставит на ребенке именно преподаватель. Если в течение учебного процесса это отношение не меняется, то психологи говорят о необходимости поменять школу.

Есть в школьной среде и еще одна проблема, тяжело отражающаяся на учениках первого класса.

– Мы слышим от родителей, что во время перемен некоторые первоклассники лишены возможности побегать, выплеснуть эмоции, – поясняет Ольга Ивановна. – Это недопустимо. Для ребенка такого возраста движение является важнейшим фактором его развития и нормального эмоционального состояния. Сдержанность на переменах дети обязательно компенсируют во время урока.

Зная все эти нюансы школьной атмосферы, не спешите записывать свое чадо в «трудные». А в случае необходимости обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Записаться на прием к психологам «Центра психолого-медико-социального сопровождения» можно по телефону 32-27-30 (микрорайон Жукова, 19а), консультация бесплатна.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

СОВЕТЫ «НО»

Несколько простых правил воспитания:

— Выработайте в семье единый стиль воспитания.

— Оговорите с ребенком его права и обязанности. При этом рамок поведения не должно быть очень много, и они должны быть четкими.

— Следите, чтобы ребенок понимал особенности общения со старшими. Не допускайте, чтобы он говорил «ты» тем, к кому это неприменимо из-за возраста или положения.

— Запишите ребенка в спортивную секцию, желательно на плавание – вода действует на нервную систему успокаивающе. Если есть ограничения для занятий спортом из-за здоровья, найдите другое увлечение по душе.

— Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, в том числе братьями и сестрами. Сопоставляйте только его собственные достижения и успехи.

— Наказать ребенка можно лишением удовольствий (сладостей, похода в кино и прочее), но ни в коем случае – лишением еды. Бить детей психологи запрещают категорически.

— Никогда не начинайте общение с ребенком вопросом: «Что ты сегодня получил на уроке?». Лучше поинтересуйтесь, что было в школе интересного.

— Следите, чтобы ваше поведение соответствовало требованиям, предъявляемым к ребенку. Например, если вы учите его говорить правду – сами поступайте так же.

Рубрики: Проблема, психология   |   Наверх

    Один комментарий на запись “Первоклашки не могут привыкнуть к школе”

  1. Buktor пишет:

    Хороший материал, отличные советы.

    Хочу не согласиться с мнением психологов о том что детей категорически нельзя бить. Детей бить можно, но в крайних случаях если они по какому то серьёзному вопросу вылезли за все рамки. Думаю что пороть нужно до определённого возраста, и уж точно не следует бить без повода и срывать свою злость на ребёнке таким образом.