Новости Оскола » Blog Archives » Нас сцена исцеляет
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Нас сцена исцеляет

01.02.2018

Моя коллега, человек образованный,  морщась от неудовольствия, заявила однажды: «Признаться честно, не люблю я театры, на сцене  актеры так  громко говорят». Как хорошо, что мы  стали искреннее. И уже не заявляем, не прочитав романа «Мастер и Маргарита», что это  произведение является нашей настольной книгой, не  киваем в ответ, не зная художника или писателя. И  театр можно полюбить, только посещая  театр, тут надо пристраститься.  Кто  посмотрел хоть один  спектакль старооскольского театра для детей и молодежи, пойдет туда снова и снова. Но  после капитальной  реконструкции здания  это желание осуществить не так-то просто:  билеты проданы на два месяца вперед. Недавно мне повезло, кто-то вернул два билета на спектакль «Голубь в Сантьяго».

А вы его знаете…

Интерьер, конечно, впечатляет. Теперь в театре три зала  – каминный, синяя сцена и большой «амфитеатр». Но полюбили мы театр еще раньше, когда там был всего один зал  и старые кресла. Полюбили  за «Варшавскую мелодию», за «Последний срок», за возможность  сильнее прочувствовать поэзию  Евтушенко.  В 2010 году он посетил наш  город,  чтобы  посмотреть спектакль  «Женя, а вы знаете…» режиссера Семена Лосева и встретиться с поклонниками. Его приезд произвел  своего рода культурный взрыв в Осколе. В книжных магазинах быстро скупили все сборники стихов Евтушенко, какие имелись в наличии,  и стали заказывать новые книги поэта. Читали и перечитывали  малознакомые  произведения, чтобы не ударить в грязь лицом. «Представляете, нам удалось достать билеты на Евтушенко», — говорю подружкам дочери, студенткам.
После недолгой паузы одна признается:
— Я не знаю такого, это актер?
— Нет, знаете.  Разве не слышали песни «Хотят ли русские войны», «Со мною вот что происходит», «Сережка ольховая», «Не исчезай»?
— Конечно,  слышали.
— Если хотите, почитайте прозу. Например, «Ягодные места», есть у него политический роман  «Не умирай прежде смерти» о путче 1991 года и другие.
Но вот билеты раскуплены, кому-то позволили сидеть на стульчиках. Конечно, наши актеры не могли не волноваться, представляя свое творчество, но зрители этого не почувствовали. И такие песни, как «Дай Бог»,  «Со мною вот что происходит» и другие, которые мы привыкли слушать в исполнении  мэтров российской эстрады,  исполнены были с душой  и волновали зрителя не меньше. Режиссер Лосев назвал спектакль возвращением поэзии через музыку. И Евтушенко отметил, что это лучшая постановка по его произведениям.

О дружбе поэтов

Тот год был очень тяжелый. Аномальная жара по всей России унесла столько жизней, за лето в самой Москве умерло в два раза больше людей, чем  обычно. 2010 год был годом большой  утраты в литературе. За два дня до приезда Евтушенко умер поэт Андрей Вознесенский. И, конечно, Евгений Александрович не мог не коснуться темы их дружбы, причем, не такой простой.  В связи с новой ситуацией  он говорил слова, которые, мне кажется, нигде еще не говорил, не успел. Евтушенко сказал, что их постоянно пытались поссорить, разлучить. Да и сам Вознесенский писал: «У поэтов напарников нет, все дуэты кончались дуэлью». Но  Евтушенко, человек более мягкий, что чувствовалось и по одежде,  и по манере общаться, шел на компромисс. В одной из статей он написал «Нельзя говорить такого, после чего ты не сможешь прийти на похороны друга».  В подтверждение того, что он всегда ценил отношения с Вознесенским, прочитал стихотворение «На хвосте», написанное  еще в 2005 году. Как  тепло звучат эти слова: «Хотел бы я спросить Андрюшу, а помнит ли сегодня он, как мы с ним жили душа в душу, под звуки собственных имен». И с Робертом Рождественским у него не все просто складывалось, потому что, по мнению Евтушенко,  «поэт не должен быть частью официальных структур». Он должен быть свободен. Сам Евтушенко старался быть независимым.  Стихотворение  «Танки идут по Праге» красноречиво об этом говорит.
Коллектив театра представил спектакль «Женя,  а вы знаете…» в политехническом музее 18 июля в день рождения Евтушенко. Творчество старооскольского коллектива было высоко оценено зрителями, поэт мирового значения  назвал наш театр  «малой Таганкой».

Выход один — жизнь

«Голубь в Сантьяго» по повести в стихах Евгения Евтушенко шел  час двадцать минут,   воспринималось все на одном дыхании.

 

Безимени-1

 

Произведение не из легких, оно о том, как молодой человек в силу ряда обстоятельств делает роковой шаг и покидает этот мир. И дома, и в личной жизни, и в художественной школе – раздвоенность души, не за что зацепиться. Произведение написано в 1978 году, спустя шесть лет  после посещения  Чили. Сама история потрясает до глубины души. И ты не отмечаешь игру того или иного актера, значит, каждый был на своем месте. Со мной пришла женщина, она  не читала Евтушенко вообще, она плохо знает русский, но сидела, замерев. В конце плакали актеры, плакали зрители в зале. А вспомните  советские времена, как мы определяли, что тот или иной фильм хороший? Когда люди выходили после сеанса и плакали.  Зрители тихо переговаривались. «Ох, напряглась…» — сказала девушка  парню. «Слишком уж печально», — сокрушалась  женщина в возрасте. Поэт считал это произведение одним из лучших, потому что оно спасло немало жизней. Прочитав историю о художнике Энрике, они писали ему  письма, благодарили, ведь основной смысл  поэмы в том, что безвыходных ситуаций не бывает, выход один – жизнь. «Позорней лжи и недостойней сплетен – внушать другим, что существует смерть». Так что это слезы очищения, и они нужны, особенно  в наше время, когда так много развлекательного шоу, а в семьях  разведенные родители делят ребенка. В спектакле есть место и политике, и актеры сумели донести эту информацию, не утомляя зрителя. Идите и смотрите. Хорошая постановка побуждает  и к чтению.

Татьяна КАГРАМАНОВА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий.