Новости Оскола » Blog Archives » Город уходит…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Город уходит…

01.03.2018

Страдает история, страдает экология

Во время освоения богатств КМА  наш город бурно развивался и, чтобы напитаться новыми идеями, генеральный проектировщик  Старого Оскола — Московский институт «Гипрогор» — в 1987 году предложил Союзу художников СССР поучаствовать в разработке концепции экологического города будущего на примере Старого Оскола.  Свыше  сорока художников собрались со всех концов Советского Союза  в Сенеже,  в Доме творчества художественного Фонда СССР, расположенном на берегу подмосковного озера, и на протяжении трех месяцев вдохновенно творили. Художниками, среди которых было и трое старооскольцев,  были изведены десятки килограммов бумаги, прежде чем появились работы и макеты города будущего. Кирпичную  Кампанскую мельницу, один из немногих уцелевших промышленных памятников,  который ныне тоже разрушается и выглядит неприглядно из-за наружной штукатурки, художники предлагали сделать ядром композиции, возле которой  предлагалось восстановить архитектурную среду Старого Оскола ХIХ – начала ХХ века. По замыслу, бывшая мельница после реставрации могла стать чем-то вроде Дома ремесел с кузницами, гончарными и другими  мастерскими. Во дворе предполагалось разместить каретные сараи. И, представьте, если бы воплотились в жизнь творческие планы, мы сейчас бы могли  видеть  лихие пролетки с рысаками, разъезжающие в уютной и милой сердцу старой части города. А полет в будущее предполагал вещи фантастические. Например, поместить в стеклянный туннель безобразные трубы теплотрассы и, используя дармовое тепло, превратить эту зону в теплицы. И если бы не кончился социализм, глядишь, мы видели бы в Старом Осколе местные Сады Семирамиды!
Идеи  художников, работающих над проектом экогорода,  оказались столь ценны и оригинальны, что ватманы, на которых были изображены рисунки методом шелкографии, а также макеты из бумаги, демонстрировались на международной выставке в Сиднее, где проект получил высокую оценку.

 

художники-в-Сенеже--img045

Художники в Сенеже. В нижнем ряду крайний справа Иван Толмачев

Увы, что имеем – не храним, по рассказу Ивана Кирилловича Толмачева, участника проекта, работавшего тогда руководителем бюро эстетики ОЭМК,  наработки, сделанные в Сенеже, состоящие из эскизов, прибыли в Старый Оскол и бесследно сгинули в затопленном подвале кинотеатра «Быль». Напрашиваются ассоциации: в подвале или кладовке местного отделения общества слепых в середине прошлого века также бесследно исчез бесценный архив староосколького гения – слепого писателя, поэта, ученого, мыслителя и музыканта – Василия Ерошенко.
Чудом уцелели три работы Толмачева, которые он вовремя принес домой, их можно увидеть на форзаце моей книги о старооскольских строителях «Имя им созидатели», которая вышла в  старооскольском издательстве «Ямская степь» в 2017 году.
Ясно одно: пока жив Кириллыч, участник упомянутого уникального архитектурно-художественного проекта,  он может  поделиться своими идеями с архитектором города. Другое дело, заинтересуется ли этими идеями Старый Оскол?

«Берегите ландшафт»!

Выдающемуся педагогу К.Д. Ушинскому принадлежат слова: «Я вынес из впечатлений  моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Истину, высказанную великим педагогом, похоже, хорошо знали его старооскольские коллеги, работающие в Старом Осколе в первые послевоенные годы. На знаменитых Казацких Буграх, откуда открывается замечательный вид на весь город, они проводили физкультурные праздники. А дендропарк в Горняшке, посаженный бывшим офицером Первой Конной армии  Александром Михайловичем Полуэктовым, где находилось более 150 видов экзотических растений, был излюбленным местом старооскольцев.
Посмотрите, что творится теперь! Казацкие Бугры  c остатками уникального исторического ландшафта хаотично застраиваются и местами напоминают свалку. Местным экологам давно пора поставить вопрос о правомочности устройства  и функционирования в этом месте тренировочного полигона ДОСААФ. Его нужно закрыть, а территорию рекультивировать.
С Горняшкой также неблагополучно. Недавно сотрудники  муниципального эколого-биологического центра побывали с ребятами в дендропарке, и  картина потрясла детские души. Свое впечатление юные биологи  зафиксировали в отчете. Они увидели « заживо сожжённые деревья, грязь, мусор, следы костров.  Когда-то украшала парк своим цветением айва японская, но её выкопали и унесли. Больше всех пострадали белоствольные красавицы-берёзы, живительным соком которых любят полакомиться многие. Нет-нет, да и появится здесь человек с топором в руках, варварски вспарывая полные жизни бархатистые стволы. Плачут берёзы. И долго потом без боли нельзя смотреть на их молчаливые слёзы. Возможно, эти следы оставляют и дачники соседних обществ, и горожане, отдыхающие здесь. Получается всё, как в известной песне: «Жестоки мы стали к природе», – такое безнравственное  отношение взрослых к Природе увидели юные экологи.

«Голубиная Убля-река»

С ребятами не поспоришь. Многие поколения старооскольцев наслаждались прохладой кристально чистых струй Оскольца и Убли,  прекрасно проводили время на уютных  пляжах Оскола. Не случайно до Октябрьской революции и в довоенное и послевоенное время в Старый Оскол приезжали, как на курорт, жители Москвы и Ленинграда.
Прекрасный  старооскольский пейзаж вдохновлял поэтов на творчество.
Кто из  местных любителей поэзии  не помнит проникновенные слова Владимира Михалева,  написанные в 1974 году о родной речке Убле?
Я опять о тебе, неглубинная, –
Голубиная Убля-река.
Наливаются звоном малиновым
В заосенье твои берега…
Нету горести.
Нет и не надо!
Холодает — прозрачней вода.
Погляди мне в глаза, моя Лада,
От волны и до дна молода…
Я люблю эту пору прохладную.
У излук — золотых при луне, —
Отражается дрожь листопадная
На просвеченном чуточку дне…
Увы, нынешняя Убля  вряд ли станет вдохновением для новых поэтов. Печально, что моторизованные старооскольцы имеют свободный доступ к ее берегам, где устраивают пикники и безнаказанно засоряют округу. С малолетним внуком мы каждый раз, отправляясь на речку, прихватываем мешки для мусора, чтобы вывезти  в мусорный контейнер то, что оставили другие отдыхающие. Повзрослевший Ярослав  –  а ему в  2017-м, в Год экологии,  исполнилось 7 лет – однажды наотрез отказался собирать пластиковые бутылки и оставленные пакеты. Говорит: «Дед, пусть собирают те, кто насорил. Надоело за ними убирать». Что можно было возразить?! Но зато однажды порадовал поступок других. Очевидно, кто-то из молодых людей навел до нашего приезда порядок на  месте пикника и оставил фанерный щит. На нем мелом была начертана надпись: «Спасибо, что увезли с собой мусор». Мы мысленно были благодарны  неравнодушным людям, оставившим записку. Но даже волонтеры Убле не помогут.

 

Так-выглядит-Убля-Фото-авто

Взгляните на фото, которое сделано в районе Бочаровки. Опоры металлического мостика задержали  упавшие в воду деревья, которые бесхозно произрастают по берегам речки, все сужая и сужая ее русло.  С уходом в небытие колхозов и совхозов за речками ухаживать, похоже, некому. При мэре Павле Шишкине  побережье под маркой противопаводковых мероприятий расчищала местная  служба МЧС, при главе администрации Александре Гнедых эту работу по непонятным причинам прекратили.  Как и дендропарк в Горняшке, взывают о помощи старооскольские реки, заваленные мусором и заросшие деревьями и кустарниками.  Более того, Осколу в связи с неэффективностью и недостаточной мощностью очистных сооружений грозит настоящая экологическая катастрофа. Природа Староосколья вопиет о помощи.
«Что же делать?» – спросит читатель. На этот вопрос я нашел ответ в книге Дмитрия Лихачева «Записки и наблюдения: из записных книжек разных лет». Академик, сражавшийся за сохранение  исторической памяти, считает, что «в исторических городах должны быть созданы художественные советы из художников, педагогов, музейных работников, местной общественности». Задача этих советов, по мнению Д. Лихачева,– изучать художественные особенности своих городов, выпускать труды, публиковать статьи в местной прессе. То есть речь идет о гражданском обществе, которое своими действиями способно повлиять на решения местных властей. По-моему, этот рецепт и нам подходит.

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.