Новости Оскола » Blog Archives » Полковник медслужбы
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Полковник медслужбы

22.03.2018

Рассказ о Почетном гражданине Старого Оскола

Профессия журналиста хороша тем, что можно предусмотреть встречу с неординарным интересным человеком, общение с которым может оказать и на тебя самого благотворное влияние.

Эвакогоспиталь 1926

…До сих пор отчетливо помню слякотный осенний день с моросящим дождем, когда хочется уединиться в обжитой комнате и, прихлебывая из чашки чай или кофе, провести время за полезным чтивом. Но интерес газетчика вел меня по улице Ленина на встречу с Заслуженным врачом Российской Федерации Василием Семеновичем Абельдяевым, за которым также закрепилось звание известного в Старом Осколе краеведа. Дело было в конце 70-х годов прошлого века. Я недавно приехал для журналистской работы в Старый Оскол из Воронежа и с Василием Семеновичем не был знаком. Загораживаясь от косого дождя полой джинсового плаща, сверял на разбухшем листке номер искомого дома и мысленно рисовал героический облик полковника медицинской службы в запасе, бывшего начальника эвакогоспиталя №1926, чей персонал прошел самыми страшными маршрутами Великой Отечественной войны.

 

Абельдяев

На трель звонка долго не отвечали.  Но затем послышались шаркающие шаги,  через цепочку приоткрытой двери тихий голос уточнил имя гостя, с которым ранее назначили встречу по телефону, и взору предстал низенький полноватый старик в каком-то сероватом шлафроке с ночным колпаком на голове. Застоялый воздух дал понять, что хозяин квартиры боится сквозняков и, вероятно, живет один. Необычный вид старика, напоминающего персонаж картины старого голландского художника, в  корне сломал намечавшуюся линию моего поведения. Василий Семенович, запахнув халат, кинул взор на мокрые башмаки гостя и первым затеял беседу. Начал с упрека: «Молодой человек, а почему вы не носите галоши? Да я вижу, вы пришли и без зонтика! Нет-нет, в такую погоду надо быть осмотрительнее, – и после недолгой паузы тоном, не предполагающим возражения, предложил: – А хотите, я вам дам отличный рецепт от простуды? Надеюсь, у вас есть дома алоэ и мед?»
Бросилось в глаза: квартира Абельдяева представляла собой огромную библиотеку. Забегая вперед, скажем, что в 1987 году Василий Семенович передал из своей домашней библиотеки в подарок городу свыше 4 тысяч книг, в числе которых раритетные, дореволюционного издания.
Я уже не помню, как долго шла наша беседа, но до сих пор в памяти рассказ о работе эвакогоспиталя на Волховском фронте. Тогда медицинскому персоналу  пришлось трудиться  просто в нечеловеческих условиях. В палаты эвакогоспиталя, расположенные в чудом уцелевших после бомбежек и артобстрелов вымороженных помещениях, поступали не просто раненые, но и предельно истощенные и обмороженные советские воины, среди которых встречалось немало блокадников. Но врачи, медсестры и санитарки, изнемогавшие от работы, не только справлялись со своими обязанностями, но, чтобы облегчить  психологическое состояние раненых, находили в себе силы  готовить номера художественной самодеятельности. Они пели и плясали, декламировали стихи, вселяя надежду на выздоровление больным, искалеченным  бойцам Красной Армии, от безмерных страданий утратившим силу духа и желание сражаться за самое жизнь. Большая группа медицинских сестер – главным образом украинок – брала все призы за исполнение народных песен. Население прифронтовой Вологды толпами сопровождало строй чорнобровых красавиц, которые шли по городу и, словно не было войны, пели о любви и  родине. А может быть, таким образом девчата и сами спасались от страшного однообразия и безысходности буден, когда, казалось бы, при виде человеческого горя немыслимо возродить на лице улыбку. Молодость брала свое! Для поддержания бодрости, и, дабы не утратить  навыков и желаний, приобретенных в мирное время, организовывали спортивные соревнования по бегу, «вольной гимнастике», метанию ядра, а также другим видам спорта.

Уловка фашиста

Нельзя без волнения было воспринимать  рассказ Василия Семеновича о том, как в пятницу, 11 июля 1942 года, в 4 часа утра в Старооскольский эвакогоспиталь, для которого отвели здание учебного корпуса геологоразведочного техникума, из-под Брянска прибыла первая партия раненых в количестве 141 человека. К слову, в этом составе находились и десять мнимых раненых, а попросту дезертиров, которых Абельдяев передал для выяснения обстоятельств в райвоенкомат.
Интересно также, что во второй группе раненых, которая прибыла в Старый Оскол 27 июля из-под Рославля, оказался немецкий солдат с повреждением правого плечевого сустава. Он стонал от боли, когда его на автобусе везли по ухабистой дороге от железнодорожного вокзала, а потом сандружинницы размещали на носилки, но никто ничего не заподозрил. Однако фрица все же рассекретили, ему оказали необходимую медицинскую помощь и поместили в отдельную палату. Когда об этом узнали раненые, то чуть не подняли бунт, намереваясь выбросить фашистского гада из окна.  И комиссару госпиталя Грачеву большого труда стоило, чтобы предотвратить самосуд. Любопытные детали выяснились, когда начальник гарнизона города, бригадный комиссар Зеленский, узнал о ЧП и прибыл в госпиталь. В 1914 году Зеленский был в германском плену и освоил в неволе разговорную речь. При допросе  немца выяснилось, что тот является стрелком воздушного десанта, выброшенного в районе Рославля. При приземлении с парашютом получил ранение, а когда оклемался, то как-то ухитрился сбросить форму и переоделся в нижнее белье, снятое с убитого советского воина. Выяснилось также, что до  призыва в вермахт, немец работал простым металлистом и проживал в городе Карлсруэ, расположенном на земле Баден Вюртемберг в окрестностях реки Рейн. Позже специальные органы переправили его в Курск.

Победу торопили не только взрослые

Александр Семенович уважительно пишет о коллегах-врачах, проявивших не только незаурядное  профессиональное мастерство, но и самоотверженность, граничащую с героизмом. Работа госпиталя начиналась в 7 утра и длилась до позднего вечера, но зачастую медицинский персонал оставался ночевать на работе, поскольку надо было ухаживать за тяжелыми больными, а рук для этого не хватало. Особая тяжесть войны выпала, по мнению Абельдяева, на санитарок, которых работало до 100 человек.  «На работу, – пишет Василий Семенович, – многих привело патриотическое чувство. Подавляющее большинство их не испугалось трудностей и не оставило работу, несмотря на исключительно тяжелые санитарно-гигиенические условия в отделениях…». Работая на износ, а также из-за недостаточного знания правил санитарной гигиены, молодые девчонки сами заражались инфекционными болезнями. «Большое количество нянь переболело энтероколитами, 8 человек дизентерией, со смертельным исходом в трех случаях», –  с горечью пишет Абельдяев.
В Вологде медики впервые получили воинское обмундирование. Следовательно, у них, по мнению Василия Семеновича, стал «более подтянутым внешний вид», а задержание в комендатуре по поводу нарушения уставных требований ношения  формы у медицинского персонала «воспитывало уважение к военной форме».
Василий Семенович передает удивительный эпизод, связанный с волонтерской работой детей. Когда в сентябре 1942 года эвакогоспиталь находился в Бокситогорске и обслуживал Волховский фронт, из-за огромного наплыва раненых персонал не справлялся с работой. В сутки обрабатывали 150 раненых, а надо было в три раза больше. Среди прибывающих с фронта возникло роптание, по трое суток медицинской помощи ждали люди с кровоточащими ранами, а возможности помочь им не было. Тогда старшему  политруку госпиталя Куликову пришла в голову гениальная мысль. В госпитале вместе со своими родителями-медиками находилось немало несовершеннолетних детей.  Вот их-то и решил использовать Куликов, чтобы отвлечь раненых от страданий и мыслей о безысходности своего положения. Под руководством Гены Трофимова, девятилетнего сына медицинской сестры С.В. Трофимовой, юные тимуровцы помогали умывать и кормить  раненых. А те, стиснув зубы и превозмогая боль, старались улыбнуться ребятишкам. И хотя было невыносимо больно воинам, ожидающим своей очереди на хирургическую обработку, они терпели. А когда ребятишки разнесли раненым по четырехсотграммовой кружке сладкого чая, приправленного ста граммами водки, и по большому куску хлеба, густо смазанному маслом, некоторые измученные люди даже заснули.
После этого эпизода, пишет Василий Семенович, такое присутствие детей прочно вошло в быт раненых, тем более, что в Бокситогорске некому было шефствовать над госпиталем. Дети заменили собою взрослых шефов.  Они читали раненым газеты, письма, а также стихи. У пациентов госпиталя любимой артисткой стала 13-летняя Лиля Дмитриева, дочь начальника вещевого довольствия. Она неподражаемо и с большими эмоциями на бис исполняла песню «Синий платочек».
На протяжении трех месяцев с января 1943 года госпиталь принимал раненых бойцов, участвовавших в прорыве блокады Ленинграда. Даже лошадь, запряженная в канадские сани, служащие для перевязки раненых, не выпрягалась в течение этих трех месяцев, отдыхала  и кормилась на стоянках. За это время на излечении в госпитале находилось 4555 человек, среди них 205 больных и обмороженных. 70 процентов раненых были  так называемые носилочные. Интересно, что в госпитале соблюдалась заповедь: «Работать, не допуская боли, стонов и криков раненых».
8 марта 1943 года Приказом Волховского фронта за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом мужество орденом Красной Звезды была награждена ведущий хирург военврач III ранга А.Г. Абельдяева, супруга Василия Семеновича, работавшая в госпитале со дня его основания. Это была первая боевая награда из многочисленных, полученных сотрудниками ЭГ-1926 во время войны. Орденом Красной Звезды был награжден и сам  Абельдяев.
Закончил  свой путь эвакогоспиталь Абельдяева в польском городе Торунь 18 декабря 1945 года. За время войны  он обеспечил лечение свыше 23 тысяч раненых и больных советских воинов. 14 февраля 1987 года
В. С. Абельдяеву, фронтовику, кавалеру ордена Ленина, а также других боевых и трудовых наград, инициатору создания Старооскольской областной туберкулезной больницы,  книгочею и краеведу было присвоено звание Почетного гражданина г. Старый Оскол. Умер Василий Семенович 9 ноября 1988 года в почтенном возрасте. Его именем названа улица в нашем городе в районе Хмелёва.

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.