Новости Оскола » Blog Archives » ТАСС уполномочен заявить…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

ТАСС уполномочен заявить…

21.06.2018

Для них не бывает безвыходных ситуаций. Они способны выполнять творческие задания при любых условиях. Они – это фотокорреспонденты ТАСС, крупнейшей информационной службы нашей страны и одной из ведущих в мире. Один из легендарных фотомастеров агентства Марк Редькин, снимавший еще до войны, прошедший всю Отечественную с «Лейкой» и блокнотом, отвечая молодым на вопрос, какой камерой лучше всего пользоваться, разочаровывал их: «Дайте мне пустое ведро, я проткну в нём отверстие и сделаю хороший снимок. Важна не аппаратура, а наличие головы на плечах».
Одна из его интересных фотокартин «Школьники Республики Гана рассматривают журнал «Советский Союз» (1961год) представлена на выставке «Культура в объективе ТАСС», которая сейчас работает в Старооскольском художественном музее. Она открылась 8 июня и будет доступна  до 26 июня.
Жители нашего города и района имеют возможность познакомиться – бесплатно – с фотошедеврами из безбрежного архива ТАСС, насчитывающего сегодня более 850 тысяч изображений. Они составляют бесценное визуальное наследие нашего Отечества. Большинство фотографий, показываемых на выставке, сделаны 40-60 лет назад. Лишь пара-тройка снимков – цветные, остальные – чёрно-белые. В них – невероятная магия времени, миновавшего, но не исчезнувшего. Документы эпохи, истории страны, они живут, питают мастерство новых поколений фоторепортёров, продолжают служить развитию духовной культуры. Они и сами – явление искусства.
Тема культуры всегда занимала особое место в деятельности Телеграфного агентства Советского Союза (сегодня аббревиатура «ТАСС» без расшифровки сохраняется в названии информационного агентства России). И потому что СССР имел великие достижения в этой области. И потому, что культура как жанр фотоинформации легче всего преодолевала барьеры отчуждения между нашей страной и западным миром, материалы ТАСС о нашей культурной жизни печатала даже самая забубённая антисоветская зарубежная пресса.
Все авторы представленных снимков — блестящие профессионалы фотослужбы ТАСС, классики советской фотожурналистики. Многие уже ушли из жизни, другие в строю, и дай Бог им здоровья и творческого долголетия… Николай Рахманов не отпускает  экспрессивным кадром, в котором — выступление испанского оперного певца Марио Дель Монако в Москве (1959 г.), Валерий Генде-Роте притягивает неожиданным портретом Эдиты Пьехи с фонтанирующей душевой лейкой (1964 г.)… К слову, Генде-Роте называли еще и певцом Москвы – он создал яркие фотосерии, раскрывающие образ столицы. Всегда многозначительные, с тонким подтекстом кадры  Виктора Великжанина — в их ряду и «Зрители Московского театра на Таганке перед спектаклем» (1970 г.). Молниеносный объектив Вячеслава Ун Да-Сина — в снимке, где дрессировщик Вальтер Запашный на арене цирка бесстрашно замер на мгновение с огромным львом на своих плечах. С великой балериной Галиной Улановой на цветном фото (1957 г.) дарит нам общение Валентин Черединцев, который, кстати, чуть позже откроет эру космической фотожурналистики. Он – единственный фоторепортёр, которому доверили съёмку Гагарина еще до 12 апреля 1961 года.
На выставке есть сюжеты культурной жизни, талантливо выполненные фотокорреспондентами ТАСС, которые со временем станут работать в другом качестве — личными фотографами руководителей страны – Горбачева, Ельцина, Путина, Медведева… Это Владимир Родионов, Юрий Лизунов, Александр Чумичёв, Валентин Соболев.
Тассовцы — универсальные мастера, в любую минуту готовы переключиться с одной темы на совершенно другую. Или в поисках выразительного ракурса забраться в самые невероятные места, например, под крышу огромного заводского цеха, чтобы запечатлеть концерт симфонического оркестра перед тысячью рабочих. Как это отлично выполнили Валентин Кузьмин и Альберт Пушкарёв.
Это только кажется – просто. Снимали ведь на плёнку. И нельзя было проверить, как сейчас, на цифровой камере, – получилось или нет, чтобы тут же повторить. Всё выяснялось позже, в фотолаборатории. Поэтому ошибаться нельзя было никак.
На вернисаже заместитель начальника Департамента по социальному развитию администрации округа Михаил Глеков, наш известный фотохудожник, член Союза журналистов России Василий Смотров назвали выставку большим событием в культурной жизни Старого Оскола.
Экспозиция организована в рамках фестиваля искусств «АРТ-ОКНО», учрежденного при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Многочисленных первых зрителей тепло приветствовала руководитель фестиваля Марьяна Золина, она рассказала о том, как совместно с ТАСС готовился этот проект
Устроители выставки пригласили и меня выступить на торжественной церемонии открытия. Высоко оценив проект, я, тем не менее, посетовал, что 30 фотографий, которые включены в экспозицию, конечно же, крайне мало для такой необъятной темы, как наша многонациональная культура. Да и для любой другой темы. Но тут же исправился: а где размещать больше? Увы, наш художественный музей работает в невероятной тесноте, небольшие площади ограничивают выставочною деятельность, и я высказал в адрес администрации округа просьбу непременно решить назревшую задачу размещения музея в здании, достойном его высокой миссии. Думается, пора для этого уже наступила.
Виктор ВЕРБКИН,
заместитель руководителя отделения ТАСС в Киргизии в 1977-1991 гг.,
член Союза журналистов России.
Фоторепродукция автора

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.