Новости Оскола » Blog Archives » Страсти по земле
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Страсти по земле

30.08.2018

Жители одного из Губкинских сёл жалуются на административное давление

В Губкинском селе Чуево с прошлого года не утихают страсти по земле. Это довольно крупное, старинное поселение, в котором проживают более полутора тысяч человек. Ещё в советские времена здесь было два крепких сельхозпредприятия — знаменитые на всю округу «Чуевские сады» и колхоз, который в начале 2000-х преобразовали в АО «Чуевское поле». Надо сказать, что это преобразование не пошло селу на пользу. Основной акционер явно не имеет тяги к сельскому хозяйству. Жители с возмущением рассказывают о том, что оно с каждым годом всё больше приходит в упадок. Практически исчезло животноводство, утрачен парк тракторов и комбайнов, урожайность зерновых в последнее время одна из самых низких в области. Естественно, на этом фоне у многих обладателей земельных паёв возникло желание выделить свои паи, чтобы продать их или сдать в аренду на более выгодных условиях, чем предлагает «Чуевское поле». О том, как развивались события дальше, нам рассказала Ирина Винникова, юрист, специализирующийся на землях сельхозназначения.

Столкнулись с сопротивлением

— В прошлом году ко мне обратились жители Чуева и рассказали: «У нас начали скупать землю, причём по бросовым ценам — 25-30 тысяч за пай».
Один из жителей села, Юрий Николаевич Татаринов, нашёл в Москве инвестора — агрокомплекс, который занимается растениеводством на современном уровне, по новым технологиям. Руководство заявило о готовности вложить средства в чуевские земли. Они начали скупать землю, я сопровождала сделки, всё нотариально оформляли, под видеозапись, платили более 100 тысяч за пай. Естественно, все пошли к нам, и мы буквально за 3-4 сделки приобрели больше тысячи гектаров.
И тут же столкнулись с сопротивлением местных властей. Жителей села стали настраивать, мол, это мошенники, ни в коем случае не продавайте им свою землю. Подключился административный ресурс: всем нотариусам города, всем кадастровым инженерам запретили с нами работать под угрозой не продлить лицензирование. Потом в село явился ОБЭП аж на двух автобусах из Белгорода с проверкой на предмет законности сделок, обошли все дворы, задавая один и тот же вопрос: получили ли бывшие владельцы деньги за свои паи.
Надо понимать, что для селян 100 тысяч рублей — сумасшедшие деньги, а в некоторых семьях по 3-4 пая.
Затем в дело вмешалась «Зелёная долина», это крупнейшее агропредприятие в области. Вырисовывается следующая схема: практически не действующее «Чуевское поле» передают «Зелёной долине», а ту передают «Эфко». В процессе всех этих манипуляций земля потеряется, как это часто бывает. А тут мы со своими выкупленными гектарами — вообще не в тему. Юрист «Зелёной долины» предложила: «Давайте мы у вас их купим и решим все ваши проблемы».
«А у нас нет никаких проблем! — говорит Юрий Николаевич. — Мы можем им продать по рыночной цене — не менее 60 тысяч рублей за гектар. Купим рядом, в Курской области или Орловской, где нет такого беспредела. Здесь вообще невозможно вести бизнес. Но я местный, я хочу, чтобы моё родное Чуево снова стало богатым и сильным хозяйством».
На пятницу, 17 августа, руководство «Чуевского поля» объявило собрание о продлении договора аренды, который заканчивается в следующем году, ещё на 17 лет. Вы не представляете, что творится в селе с понедельника! Представители Губкинской администрации обходят лично каждый двор и дурят бабушек. «Бабулечка, дайте доверенность, чтобы вам самой не ходить на собрание». При этом не говорят, что проголосуют за продление аренды. И доверчивые жители пишут доверенности.
В результате пострадала очень значимый для деревни человек — директор школы Ольга Ивановна. Ей через главу администрации предложили собрать все доверенности и проголосовать так, как надо властям. На что она сказала: «Я занимаюсь детьми, в ваши политические игры не лезу». После чего ей предложили написать заявление об увольнении по собственному желанию. Она подписала и слегла с сердечным приступом. А человеку оставалось полтора года до пенсии!
В аренде у «Чуевского поля» участок под кадастровым номером 227, это 2800 гектаров. Ко мне обратились держатели паёв в этом массиве, у них 33 доли. Они хотят, чтобы я представляла их интересы в процедуре выдела их паёв. Мы определили поля, взяли один участок, сделали проект межевания и пытались общим собранием этот проект утвердить. Но собрание нам сорвали, не дали провести. Теперь вставляют палки в колёса, то документы потеряли, то ещё что, мы никак не можем провести это собрание. Неизвестно, что с этими землями будет. Граждане хотят именно в натуре их выделить и сдать в аренду или продать тому, кто предложит наиболее выгодные условия.
Есть ещё один нюанс. У нас в области постановлением губернатора установлена цена за гектар 3900 рублей. То есть за пай (4,83 га) владельцы получают около 18 тысяч рублей. А в «Чуевском поле» выдают за пай 600 килограммов зерна, в переводе на деньги это 3000 рублей. Земля-то одна и та же по всему селу. Получается, мои подопечные — третий сорт?

Только на бумаге

После этого эмоционального рассказа Ирины Александровны, конечно же, надо было самим побывать на месте и оценить обстановку. Собрание, назначенное на 17 августа, как нельзя более для этого подходило. Народ начал собираться у Дома культуры задолго до начала мероприятия. Многие высказывали своё мнения, не дожидаясь, когда им предоставят слово.
— Я работала главным экономистом в этом хозяйстве 37 лет, — объяснила Таисия Афанасьевна Набережных, — У нашей семьи три пая. Органы власти нам мешают их выделить. Мы с октября прошлого года ведём борьбу с представителями администрации. Идём к ним на приём, нам говорят: мы действуем на основании закона. На каком основании? Причём тут органы власти? Это моя собственность, я хочу ею распорядиться. А для этого я должна её выделить, должна знать, где мой участок, чтобы он никуда не делся. Они нам строят всяческие препятствия, я подтверждаю это. Так же, как то, что за свою собственность буду бороться!
— У меня такая же проблема, я не могу сделать выдел с прошлого года, — присоединилась женщина, представившаяся как Светлана Петровна. — Мешает администрация. Индивидуально это делать нельзя. Нужно это делать вместе с другими паями на каком-то поле, на каком — неизвестно. Я землевладелец только на бумаге. А фактически земли у меня нет. Где мои 4 гектара?

Не убедил

Почти два часа шла регистрация участников собрания, за это время, кажется, успели обсудить все нюансы. И вот, наконец, уже в официальной обстановке слово взял генеральный директор АО «Чуевское поле» Василий Старенький.
— В следующем году истекает договор аренды между «Чуевскими полем» и собственниками арендуемого участка, — сказал Василий Николаевич. — Хотелось бы обсудить предстоящие изменения. На сегодня в хозяйстве есть план по дальнейшему развитию, привлечению инвестиций на территорию. Но для этого нам необходимо понимать, на какой же срок аренды мы можем рассчитывать. Есть предложение о сроке, который будет разумным, как и в любом инвестиционном проекте. Предлагая увеличить срок аренды, мы также прекрасно понимаем, что нужно пересмотреть условия оплаты за пай.
Наше предложение: за каждый пай в натуральном выражении мы предлагаем выплачивать одну тонну зерна. Кроме того, сохраняется условие по вспашке приусадебных участков для тех, кому это необходимо. Для тех, у кого нет такой заинтересованности, мы готовы выплачивать денежную компенсацию за вспашку в размере одной тысячи рублей на каждый пай. Кроме того, мы по-прежнему будем оплачивать земельный налог за каждого гражданина.
Мы изучили арендную плату по другим районам области. Считаем, что наши условия абсолютно конкурентоспособны. Кроме того, мы предлагаем ежегодно пересматривать стоимость аренды исходя из того, что происходит на рынке, и готовы прописать это в договоре. Для тех, кому неинтересна оплата в натуральном виде, предлагаем денежную компенсацию. Как стоимость одной тонны фуражного зерна.
Теперь наши предложения по срокам аренды. На сегодняшний момент есть у нас планы по дальнейшему развитию садоводства и животноводства. Есть предварительные договорённости с банками о привлечении инвестиций. Это достаточно серьёзные деньги, которые могут зайти в село. Но при этом рассматривать аренду менее чем на 15 лет мы не можем. И плюс, чтобы запустить проект, нужно два года для того, чтобы его выстроить. Просьба обсудить и по возможности поддержать срок аренды в 17 лет.
Как и ожидалось, обсуждение сразу же превратилось в бурную перепалку. Василию Старенькому, который возглавил хозяйство всего полтора года назад, припомнили все грехи предыдущих руководителей. Оказывается, и в прежнем договоре была прописана вспашка личных участков или денежная компенсация по желанию. Но эти условия постоянно нарушались.
— Куда исчезли фермы, тракторный парк, машины? — возмущённо спросила жительница села Людмила Ивановна Локтионова. — Я не вижу, что моё село развивается. Если вы арендуете землю, будьте добры, выполняйте условия договора. У меня в прошлом году остался непаханый огород, пришлось нанимать человека за свои деньги. С чьего попустительства произошло это с нашим хозяйством? Вы нам обещаете сейчас золотые горы, а я вам не верю. Я не вижу перспективы развития. Вы на все вопросы отвечаете: я не знаю, это не при мне, я не могу ответить. Надо было подготовиться к собранию, всё проштудировать. Я считаю, что меня вы не убедили. Я буду голосовать против.
Такого же мнения придерживается большинство держателей паёв, если исходить из результатов голосования. За продление срока аренды на 17 лет выступили обладатели 260,8 долей, против — 270,5.
Как будут развиваться события дальше в некогда богатом и дружном селе — покажет время. А сейчас можно только констатировать: люди устали, разочарованы и не верят никаким обещаниям.

Лариса ЧАЩИНА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.