Новости Оскола » Blog Archives » Две ипостаси Глеба Ильина
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Две ипостаси Глеба Ильина

06.09.2018

Воспоминания комсомольца военных лет

Глеб Иванович Ильин живет на улице Гагарина, что в слободе Ездоцкой, в доме, которому ровно 130 лет. Его построил дед  Глеба – известный в Старом Осколе и округе чеботарь, и до сих пор  в неизменном виде сохранилась комната с широким окном – бывшая сапожная мастерская.
Глебу Ильину – бывшему осмотрщику вагонов Старооскольского вагонного депо, комсомольскому активисту, участнику строительства дороги «Старый Оскол-Ржава», знаменитому футболисту послевоенного «Локомотива» — тоже немало лет – перевалило за 90.

 

Глеб-Ильин-004

Глеб Ильин возле своего дома

Ветеран до сих пор не возьмет в толк, как так получилось, что он, когда-то пулей пробегавший по футбольному полю, по шесть ночей не спавший на дежурстве по осмотру вагонов, вынужден  по дому передвигаться с костылями. Оттого давно уже не был в центре города и не представляет, что произошло с бывшим городским садом, куда он бегал мальчишкой, чтобы посмотреть на заезжих силачей, демонстрировавших французскую борьбу.

Работали сутками

…В первый день войны, как рассказывает Глеб Иванович, он –  студент местного педагогического техникума — коротким путем бежал из Ездоцкой, чтобы посмотреть на знаменитых гастролеров со звучными именами: Миша Де Красавец, Роман Горец, Вольдемаров и их партнеров.
Парни только добежали до пристани, но их остановил громкий рупор, установленный на  городском пригорке. По радио  сообщили, что началась война… Не удалось ездоцкому парнишке стать педагогом, занятия в техникуме прекратились, и он, по совету отца, начальника  железнодорожной станции Голофеевка, устроился на работу на Старооскольский желдорузел учеником слесаря-автоматчика, а затем записался на курсы осмотрщиков вагонов.  Когда  после освобождения Старого Оскола в вагонном депо объявили, что пришло указание отправить людей на строительство дороги «Старый Оскол-Ржава», комсомолец  Глеб Ильин оказался в числе командированных.
– Мы работали в районе станции Стойло, – рассказывает Глеб Иванович. – Жили в дощатых бараках, в которых до нас размещалась какая-то воинская часть. Работа состояла в осмотре приходящих вагонов и разгрузке грузов. Проверяли состояние рельсов и  шпал, путевых накладок. Мелкие неисправности устраняли сами, а если было что посерьезнее, докладывали в депо и там принимали меры. Работали сутками.  Когда дежуришь шесть ночей подряд, три ночи еще выдерживаешь нормально. А остальные работаешь на автомате. Бывало, прислонишься к вагону – передремал и пошел дальше. И поезд кажется бесконечным, думается, и не дойдешь до его головы.

 

Безиме444ни-1

Комсомольско-молодежная смена осмотрщиков вагонов станции «Старооскольская».
Крайний слева – руководитель  Василий Самойлов, внизу слева – Глеб  Ильин

За счастье было услышать, когда мастер скажет: «Вы мне нужны не всей бригадой,  5-6 человек со мной, а остальные идите отдыхать. Те, кто из ближних деревень, направлялись домой, а мы повалимся прямо на пол барака или солдатские раскладушки и спать, спать…Так легче было заглушить голод, ведь что нам из харчей могли дать с собой из дому, когда  весь город  был разрушен и разграблен?
Спасибо, прямо на трассе можно было пообедать, потому что выдавали продуктовые талоны. В день полагалось 650 граммов хлеба, на месяц – чуть больше двух килограммов крупы и полкило подсолнечного масла или маргарина. Было трудно, но сдюжили, построили железную дорогу за 32 дня – на месяц раньше срока.
После войны Глеб Иванов работал в ударной комсомольско-молодежной бригаде, которую возглавлял Василий Самойлов.

«Белгородский шарик»

Есть в  железнодорожной биографии Ильина страницы, о которых он рассказывает особенно охотно. Это увлечение футболом. Первая послевоенная команда «Локомотив», в которой Ильин отстаивал спортивную честь старооскольских железнодорожников,  неоднократно становилась обладателем кубка Курской области.
Страсть  к игре молодого осмотрщика вагонов была столь захватывающей, что дело доходило до семейных скандалов. Его красавица-жена Алла, остававшаяся одна с двумя малолетними детьми, неоднократно прятала бутсы перед серьезной игрой, но Глеб каждый раз разгадывал ее хитрость и находил свою спортивную экипировку. Только один раз пришлось поломать голову. Супруга спрятала форму в кадушку в погребе, и Глеб даже чуть не опоздал на ответственный матч со спортсменами  Ельца. В этот город пришлось  добираться на товарняке, благо, свой брат-железнодорожник всегда выручит. Попал на стадион прямо к началу спортивного  ристалища. Приехал не зря, родная команда выиграла, и всем староскольцам  в качестве приза подарили по чемоданчику, в котором лежала новая спортивная форма.
– Был я небольшого роста, коренастенький, и после матча, проходившего в Белгороде, меня прозвали «белгородский шарик». А матч, кстати, был особенный, за Белгород сражалось несколько футболистов «Динамо» Тбилиси, которые служили в местной воинской части. Я выступал в основном в роли левого инсайда. По полю перекатывался, как колобок, бросался под ноги, мешал именитым спортсменам развить атаку. В  тогдашней игре мы в первом тайме сквитали счет, а во втором выиграли.

 

Бези444мени-1

Глеб Иванович также рассказал, что большинство старооскольской команды составляли машинисты тепловоза.  Григорий Провоторов, Василий Сергеев, Владимир Лихачев, Павел Филонов, его тезка Мухин, Борис Ишков, Александр Задельников  – вот несколько имен энтузиастов  из «Локомотива», которые приносили спортивную славу Старому Осколу в 40-50-е годы прошлого столетия. А сражаться приходилось с неслабыми командами. По воспоминаниям Глеба Ивановича, традиционно были сильны футболисты Каширы, Ельца, Валуек, станции Узловая. Об особых привилегиях для спортсменов и речи быть не могло.  Во время официальных игр членов сборной освобождали  от работы и платили по-среднему. Естественно, многие были комсомольцы, так что энтузиазм как бы предполагался.
Спортивным и трудовым Почетным грамотам  ветерана несть числа. Сохранился и уникальный снимок. На нем изображена команда «Локомотив» (на нижнем фото), победно выступавшая в 1945-1951 годах. На фото «белгородский шарик» стоит вторым слева. К сожалению, ничего из спортивной формы Глеб Иванович не сохранил, после последней своей игры в качестве футболиста «Локомотива» повесил бутсы на гвоздик, а через некоторое время срезал с них шипы и, по семейной традиции по линии дедушки-чеботаря, приделал к ним каблуки. Теперь в необычных ботинках щеголял уже в роли старшего осмотрщика вагонов.
Руководство депо заметило способности и рвение в работе  потомственного железнодорожника, и Глеб Иванович, имеющий образование 7 классов, начинавший трудиться простым осмотрщиком вагонов, дорос до инструктора, а перед уходом на заслуженный отдых трудился начальником производственно-технического отдела  Старооскольского вагонного депо.  На этом предприятии он проработал 51 год и 20 дней и оставил о себе в коллективе добрую память.

Евгений Евсюков, фото автора, из семейного архива Ильина и библиотеки локомотивного депо

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.