Новости Оскола » Blog Archives » О жизни и творчестве Нины Исаковой
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

О жизни и творчестве Нины Исаковой

20.12.2018

Вышла в свет  книга  о знаменитой частушечнице из Роговатого

Труд этот продолжает главную тему, которой Мария Ивановна посвятила всю свою жизнь, — изучение  национального фольклорного наследия.  В прошлом году на областном конкурсе её энциклопедия в вопросах и ответах  «Русская традиционная культура Староосколья» была признана лучшей книгой Белгородчины в номинации «научно-популярное издание».
Новая книга невелика по формату, но весома по содержанию.  Состоит  из двух частей. Первая  раскрывает   биографию Н.Д. Исаковой, становление её как самобытной выразительницы  и хранительницы народных традиций.  Во второй части представлены личные воспоминания Нины Дмитриевны о том, как и когда были организованы в Роговатом  фольклорная группа, а затем ансамбль «Былина», руководителем которого она оставалась многие годы. В этой же части напечатаны и авторские  частушки  Нины Исаковой, они  систематизированы  и подготовлены к публикации Марией Емельяновой.
Работа  написана живым, лёгким слогом. И, конечно,  с огромной  любовью к  героине. Здесь немало  фактов, деталей, порой драматических, касающихся её судьбы, которые ранее широкой публике были неизвестны. Автор 45 лет дружила с певуньей, почти еженедельно навещала её в последний год жизни — после операции Нина Дмитриевна, нуждавшаяся в  постоянном уходе,  жила в Старом Осколе у внучки Оксаны. В эти посещения Мария Ивановна  записала на диктофон большое количество новых частушек, которые по её просьбе надиктовала исполнительница.

 

Фото1839

Обладая феноменальной памятью, Нина Дмитриевна носила в себе не только собственные частушки, но и сотни русских народных песен. Выступать в концертах на сцене  она начала в 1959 году, когда ей было ровно двадцать лет.  Разумеется, в её исполнении обязательно звучали и  чисто роговатские песни: «Молодка», «Кровать новая…», «Одинокая Матрёна», «А я выйду на горушку» и другие. А в 1980 году  талантливая исполнительница песен  возглавила музыкальную фольклорную группу в колхозе,  где  работала свекловичницей, а потом сборщицей молока.
Поэтически одарённая, неравнодушная ко всему, что происходило в селе, районе и стране, Нина Исакова, по словам  автора книги, тогда же стала сочинять рифмованные четверостишия —  частушки. А сочинять могла мгновенно:  тут же, в разговоре с кем-либо, или когда  ехала на лошади с бидоном молока по селу, когда трудилась в огороде, готовила пищу или кормила семью… Жажда творчества не иссякала, несмотря на  нелады в семье, в которой не всё так сложилось, как мечталось. Муж с годами пристрастился к спиртному, беспричинно ревновал её, устраивал скандалы, особенно когда она уходила на репетиции в сельский Дом культуры…
Мария Емельянова, открывая  глубинную связь творчества Нины Исаковой с русским фольклором,  убедительно  показывает, что многим ее сочинениям  присущи все основные характерные черты фольклорных частушек.  Это очень ценный вывод автора. Дело в том, что частушка, которая родилась именно в нашей стране,  не всегда воспринималась однозначно. Да и сегодня звучат разные мнения по отношению к ней.  Говорят,  великий  Шаляпин терпеть не мог этот жанр, он недоумевал: почему  народ предпочитает частушки  своим древним, раздольным песням?  А вот другой наш выдающийся соотечественник, писатель Василий Белов, напротив,  именовал эти  четверостишия «фольклорным бисером». И драгоценность этих «камушков» в том, что в них отражаются быт, традиции народа, его характер, уникальность  этнической музыкально-словесной среды.
Частушки возникают и живут по своим законам. Эти особенности  на примере наследия  роговатовской искусницы   выявляет  М.И. Емельянова, и это составляет важное достоинство книги. Она отмечает своеобразие размера частушек Нины Исаковой, поэтической и логической связи между частями текста, рифмы…  Встречаются у сочинительницы  и нерифмованные частушки.  Но даже в них четко звучит музыкальный ритм, позволяющий причислить их к стихотворным произведениям.
Для поэтического стиля Нины Исаковой характерны также юмор и ирония. Причем эту насмешливость она не боится обращать и в свой собственный адрес:

Председатель мне ответил:
«Зерна нет, одна лузга».
Мне тут стало непонятно,
Ну, зачем лузгу даёт?
Бык не гусь, не селезень,
Он лузгу ведь не клюёт.

По сведениям  М.И. Емельяновой, творческое наследие Н.Д. Исаковой насчитывает около 1000 произведений. Подавляющее большинство из них оригинальные,  самобытные. Многие существуют в нескольких вариантах. И все произведения делятся на ряд больших тематических циклов, в каждом из которых есть небольшие подтемы. Цикл из   4-8 частушек —  это целый рассказ о каком-либо факте или событии, свидетелем или участником которого была Нина Дмитриевна. В них —  эмоциональное отношение сочинительницы  к происходящему, но и чёткая  гражданская позиция.
Выделяется не менее десяти циклов частушек: о Старом Осколе и Дне города, о родном селе Роговатое и его жителях, о своей семье и собственной нелегкой судьбе. Значительные серии частушек —  о колхозной жизни, об ансамбле «Былина» и поездке в Москву, о Дне Победы и ветеранах Великой Отечественной войны,  о космосе и космонавтах. Много  четверостиший адресовано известным людям Староосколья и Белгородчины, которых она благодарит за заботу о развитии села.
Большой пласт занимают также сочинения на международную тему, но в издание они не включены.
— Вы общались с Ниной Дмитриевной долгие годы. Кроме искромётного  дарования — и это понятно,   какие ещё качества  вы бы особо выделили в её характере? — спрашиваю Марию Ивановну.
— Я всегда удивлялась её силе воли, жажде активной жизни. И это отмечаю в книге.  Весёлая, задорная, Нина Дмитриевна являла собой пример неиссякаемой жизненной энергии, творческого вдохновения. Простая сельская труженица, она была личностью глубокой,  мыслила широко,  по-государственному. Например, у неё есть строки, в которых она как будто предвидит острейшие политические проблемы, которые настигли нас после распада Советского Союза. Имею ввиду  четверостишия, посвященные фестивалю «Хотмыжская осень»:

…Украинцы, белорусы, русские,
Все мы — народ один.
Одному Богу молимся,
Хлеб ржаной едим.

Книга широко иллюстрирована фотографиями, в том числе ряд снимков раскрывает «таинство» облачения в народный женский понёвный костюм. Показ этого сложного процесса  Нина Дмитриевна провела в своё время специально для М.И. Емельяновой. Так же, как и познакомила её с  технологией изготовления традиционной зольной куклы.
Тираж книги небольшой —  300 экземпляров. Объясняется  это и тем, что Мария Ивановна  вынуждена была издать её на свои средства из скромной пенсии. По её словам, она, конечно же, обращалась за поддержкой в наши муниципальные инстанции, но оттуда даже ответа не поступило.
Несмотря на такие неблагоприятные условия, исследователю удалось подготовить интересный труд,  создать, несомненно, замечательный образ Нины Исаковой как  настоящего деятеля культуры, наделённого разносторонними талантами.  Книга достойна занять место в ряду незаменимых источников познания народной культуры Староосколья, воспитания у подрастающего поколения любви к родному краю, гордости за своих выдающихся земляков.

Виктор Вербкин, фото автора и из архива М.И.Емельяновой

Почти три года назад, 10 февраля 2016 года, ушла из жизни Нина Дмитриевна Исакова. Самый, пожалуй, знаменитый житель села Роговатого  нашего времени. Талантливый автор и исполнитель частушек, она  долгие годы радовала незаурядным мастерством своих земляков. Её чистому, звонкому голосу аплодировали в Белгороде, Москве, Иванове,  других городах, во многих районах нашей области.  Имя Нины Дмитриевны поистине стало легендой и гордостью Оскольского края.

 

431

Самобытному творчеству певуньи немало ярких строк, теле- и радиопередач  еще при её жизни посвятили  журналисты, прежде всего Нелли Богданович.   И всё же ощущалась потребность глубже раскрыть  особенности музыкально-словесных произведений роговатовской искусницы, полнее оценить вклад, которым она обогатила местную  народную культуру.
Такую задачу выполнила известный старооскольский ученый-этнограф, краевед, кандидат исторический наук Мария Емельянова. В начале декабря вышла в свет её книга, которая так и называется — «Жизнь и творчество Нины Исаковой».

Из  частушек  Н.Д.  Исаковой

Удивляется народ
Нашей Роговатовкой:
Мы прославились блинами
И лапшою-катанкой.
Кто придумал катанку,
Человек не глуп, умён.
Лапшу-катанку катают
С незапамятных времён.
♦ Говорят,  что наш народ
Говорит наоборот:
Вот «щёш» да «колиш» —
Некультурно говоришь.
♦ Собиралась у Москву,
Набрала частушек воз,
Приглашала москвичей:
Приезжайте жить в колхоз.
♦ Развалился СССР,
Мы остались ни при чём.
Кто же будет в том повинен?
Говорят, что Горбачёв.
♦ Дают сахар по талонам,
Кто горюет, а кто рад.
А сосед мой перестроил
Самогонный аппарат.
♦ Владимир Михалёв,
Он моим коллегой был,
Молочко я собираю,
Он коровушек кормил.
♦ Надоела мне больница,
Ходить туда  не хочу,
И теперь свои болезни
Я  частушками лечу.
♦ Вы простите меня, люди,
Я немножко устаю.
Но если нравится — просите,
Я еще вам попою.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.