Новости Оскола » Blog Archives » Звон коклюшек, раздавайся!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Звон коклюшек, раздавайся!

18.01.2019

Суббота. Тот самый день, когда многие ходят по базару, приценяясь к нужному товару. А тут перезвон коклюшек, из-под которых выплывают кружева. На кружевах узоры – диво дивное, чудо чудное. Но легко запутаться и сбиться, когда сразу же приходится задействовать несколько пар коклюшек. Поэтому иногда вполголоса здесь вопросы и вполголоса на них ответы. Хотя многие с личным опытом в привлекающем их занятии, у руководителя мастерской больше знаний и больше практики.

 

Жбанова_Мастер-класс-на-фес

Жбанова_Фестиваль-Казачий-к

С кружевоплетением Галина Ивановна познакомилась лет на 15 раньше, чем те, кто у неё перенимает умение на занятиях здесь – в «Кружевной фантазии», в мастерской, где воображение имеет определяющее значение. Она окончила техникум в Воронеже и получила диплом, который предоставлял ей право идти в лёгкую промышленность специалистом отрасли – технологом. Но в Губкине места не было по специальности, указанной в дипломе, а от дома отрываться не хотелось. И Жбанова пошла преподавать. Получила нагрузку в школе, в которой когда-то сама училась, – вела уроки труда (назывались они «обслуживающий труд»). Поработала педагогом дополнительного образования во Дворце творчества детей и подростков. И, наконец, приблизилась к тому, чтобы сосредоточиться на близком ей народном ремесле. В 2013 году её приняли в ДК «Строитель» руководителем кружка по интересам. Общее увлечение юных и тех, кто постарше, – плетение кружева. По отзывам «подшефных», Галина Ивановна объясняет терпеливо, просто и понятно. Из «внешнего мира», со стороны, тоже положительные отзывы с подтверждением документами. В 2015 году Галине Жбановой присвоено звание «Народный мастер Белгородской области». В 2016 году во Всероссийском конкурсе «Серебряная коклюшка» её работы удостоились внимания многих коллег по ремеслу, а от организаторов конкурса получила она диплом – за способность придумать и воплотить не повторяющее других, с чертами оригинальности.
Утверждаясь в выбранном направлении, Галина Ивановна поступила на заочное отделение Белгородского государственного института искусств и культуры. Теперь она на четвёртом курсе этого института. Вместе с тем обучающим материалом для неё порою выступают взлёты в пробах посетителей занятий. Нет-нет да и вспыхнут перед глазами необычные образцы орнаментов и виньеток. Фантазия мастериц, вырываясь из-под спуда тех инструкций, приказов и предписаний, которые «рулят» на производстве, в помещении мастерской (между собою так вот именуют те, кто занимается в кружке) широко расправляет крылья. Тут можно на время освободиться Елене Шутовой от того, чему ей приходилось подчиняться как инженеру на предприятии электрической энергетики, Валентине Муравлёвой вольнее себя почувствовать, чем на тех строительных площадках, где на каждом шагу у неё ответственность, Вере Рожновой отвлечься от вычислений в бухгалтерских операциях, что на неё возложены в торговле, Ирине Коротеевой снять усталость от экономических анализов на железорудном комбинате.
От творчества польза не только им лично, а также их близким и окружающим. Ведь что гласит плакатик на двери упомянутой мастерской? Изречение на нём красноречиво: «Творчество – один из источников радости». Даже если занимаемые должности с культурой не по соседству, но в характерах — культурное начало, оно не может не требовать своего. Потому-то Елена Юрьевна, Валентина Владимировна, Вера Ивановна, Ирина Петровна и другие, освоив навыки обращения с коклюшками, валиком и булавками, нитками и крючком (материал, инструментарий переходят в едином составе из века в век), полны желания не только лишь копировать созданное другими, но и вести свои эксперименты – в части того, что видеть хотелось бы в кружевах. Тем более в дни особые, в декабре. Предновогоднее настроение только что под локоть не толкает. От него захватывает дух. И в узорах проступают то снежинки, то снегом запорошенные листья, то контуры сухоцветов, не полёгших даже и зимой.
И всё это так свежо, хотя традиция пришла из старины. Студёное время года, прекращая сельхозработы на выпасах и на пашне, заставляло крестьян перемещаться в помещение, где в тепле можно было вести работы. И трудный крестьянский быт скрашивало кружевоплетение. Часть своих изделий кружевницы оставляли в своей семье, а основное возили на ярмарку. Когда не было тех машин, что могли плести, ручное кружево повсеместно становилось привечаемым товаром. Но где на выходе подобного товара было больше, чем у других? Конечно, там, где раньше холода, где дольше они продержатся – на российских северных широтах. Южнее земля прогревалась раньше. А сев наступил, бросай то, что не относится к нему. Так что, видимо, не случайно вологодские кружева среди самых известных, распространенных. Вологодчина – это край, в котором проживает Дед Мороз в достославном Великом Устюге! Вологда – место сбора на Всероссийский конкурс «Серебряная коклюшка». В не самой богатой области настолько ценится уважение к народному ремеслу, восходящему до искусства, что Жбанова удивилась, когда здесь выступала в конкурсе «Серебряная коклюшка» с дорожкою и панно. Каждому из участников проживание и питание — за счёт принимаемой стороны (таких собралось 120).
Так пусть и дальше живёт родник народного занятия, которое не утратило обаяния при любых исторических испытаниях. Как ни заменить, ни отменить новогодних волнующих ожиданий, так и кружевоплетение коклюшками устойчиво в той же степени. Двадцать два российских региона – территории, в которых мастерицы выплетают кружево коклюшками. Их кружева сродни новогоднему волшебству. Бой курантов и звон коклюшек – это очень даже новогоднее!

Валерий Телегин, г. Губкин, фото из архива Г.И. Жбановой

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.