Новости Оскола » Blog Archives » Через призму боли
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Через призму боли

14.02.2019

Пенсионерка  вспоминает о службе в Афганистане

В свои двадцать с немногим Светлана Корнеевна Мегрелишвили, или на тот момент просто Света, прошла огонь, воду и медные трубы. То, что испытала юная девушка, врагу не пожелаешь.
Родилась моя собеседница в Стерлитамаке в Башкирии. Отец умер, когда ей был год. Мама одна растила четверых детей. Всю жизнь она проработала в военных магазинах. У Светланы Корнеевны был брат Юрий и сестры — Клавдия и Майя. Сейчас, к сожалению, женщина практически осиротела.

Назад, в прошлое

В Стерлитамаке наша героиня окончила школу и устроилась на работу делопроизводителем в народном суде.
— Вся моя жизнь связана с печатной машинкой, — вспоминает героиня. — В суде я оформляла мелких хулиганов. Из преступлений превалировали пьяные драки. Когда не было секретаря судебного заседания, выезжала и на гражданские дела: разводы, разделы имущества… На уголовные не брали — слишком молоденькая была. Потом по решению исполкома меня перевели в ЗАГС на должность секретаря.
А потом жизнь поменялась кардинально: в 1963 году Мегрелишвили отправилась в армию. Попала в первый женский набор.
— В детстве я была ребенком непоседливым, даже драчуньей. Дружбу вела исключительно с мальчиками, — смеется Светлана Корнеевна. — Такой же активной и осталась. Поэтому сестра Майя, работавшая на тот момент в городском военкомате, предложила вступить в ряды Вооруженных Сил. Приходит домой и говорит мне: Светка, а хочешь в армию? Я глаза и вытаращила, думала, подшучивает надо мной. Какая армия? Сестра объяснила: набирают девушек. Я подумала, почему бы и нет. Согласилась. На тот момент мне было 19 лет.
Военная часть хоть и находилась в родном городе, но бывала дома Мегрелишвили нечасто. Армейский порядок жесткий.

 

12,2

— Попала в топографическую войсковую часть, служила старшим писарем производства у начальника штаба. На машинке оформляла секретную документацию, заполняла военные билеты… Работы было много. Параллельно проходили политические занятия, тактические, где мы осваивали военную подготовку: строевую, проходили стрельбы… У девчонок занятия отдельно от парней. Старшина был хороший у нас — Демьян Дмитриевич. Как сейчас помню, подготовку вел татарин. Такой смешной, ножки кривые. Выезжали мы и на полевые, составляли топографические карты. Тогда в один из выездов с Ниной, которая служила со мной, произошел трагический случай. Была зима. Машина собиралась пересечь реку и попасть на другой берег. Лед провалился. Все, кто находился внутри кабины, не выжили. Нина как раз была за рулем. Она хотела выплыть, но нога застряла в руле, — бойкая девчонка была, — вспоминая несчастье, Светлана Корнеевна не сдерживает слез. Прошло столько времени, а боль по ушедшей подруге до сих пор не утихла.
Спустя три года службы она вышла замуж. Судьбу связала с поваром из этой же части.

 

IMG_4771 IMG_4794

— Он был родом из Батуми, грузин. Надо мной еще подшучивали, мол, Светка русского не могла найти. А я была счастлива.
Но длилось счастье недолго.
— Мы вдвоем собирались остаться на сверхсрочную. А перед этим поехали в отпуск к нему на Родину в Батуми к родственникам на свадьбу. Там и приключилась беда. Я потеряла мужа. Мы попали в страшную аварию на Военно-грузинской дороге. Дождь, темнело.  Нам на встречную выехал автомобиль. Лобовое столкновение. Я выжила, а он нет, — опять вытирает слезы Светлана Корнеевна. — У меня были перебиты ноги, пострадало плечо, но основной удар пришелся в сторону мужа. Он сразу умер.
В недолгом браке родилась дочь Марина. Повторно Светлана Корнеевна обручальное кольцо так и не надела. Вскоре умерла и мама. Растить дочь пришлось в одиночку. Сперва собеседница трудилась на химическом комбинате. Дочь сильно заболела. Врачи посоветовали сменить климат. Семья перебралась в Узбекистан.
— Я устроилась на завод по выпуску резинотехники. Когда дочери исполнилось восемнадцать, и она вышла замуж, я уехала в Афганистан, где провела тяжелые два года — с 1987 по 1989, — поделилась пенсионерка.

По лезвию ножа

— Страшно было. Отправка проходила из военного аэродрома в Ташкенте. Думала, полетим на обычном самолете, а нас посадили на грузовой  военный. Собралось много женщин и мужчин. Мне на тот момент было уже 42 года. Прилетели мы в Кабул. Вокруг — солдаты с автоматами, горы, песок… Здесь нас отправили на пересыльный пункт, а далее — в Баграм вертолетом. Захожу в кабину, а на меня сразу накидывают парашют. Я так испугалась. Какой парашют! Ни разу не прыгала. К счастью, не пригодился, он был для страховки — мало ли что. Спустя 20 минут прибыли на место. Нас уже ждала машина возле аэродрома, на которой мы и отправились в штаб. Там прошло распределение по модулям. Так назывались помещения, где мы жили. Поскольку я была «секретчиком»,  жила одна, остальные женщины по двое. Определили мне и кабинет. Я была секретарем-машинисткой на секретной переписке. Многое пришлось испытать. Служба в слезах проходила. Я печатала постановления к наградам погибших, письма их родителям,   извещения о смерти, готовила списки личных вещей умерших…
Каждое письмо — скорбь. Все пропускала через себя. Набирая текст, невозможно было сдерживать слезы. Были случаи, когда и сама чуть не погибла. Помню налет во время перевозки «груза-200». Перед вылетом самолета я вместе со всеми попросилась пойти и попрощаться с нашими погибшими вертолетчиками. В это время начался обстрел  аэродрома. Картина — жуткая. Крики, суета, пули свистят. Они пробивали самолет, гробы… Ранило сопровождающих… Трассирующие пули красного цвета, их видно прямо на лету. Мне посчастливилось, вовремя удалось укрыться в траншеях, до которых добирались ползком.
Светлана Корнеевна в тот злосчастный день не пострадала. А вот ее товарищ Геннадий Малинкин (он служил в техническом отделе и занимался ремонтом вертолетов, — прим. авт.), который позже остальных отправился в одиночку в тот же аэропорт, не выжил. Осколок угодил прямо в голову.
— Какое горе. Я видела его незадолго до этого, разговаривала, и тут… Мне дали задание по подготовке на него документов. Так тяжело, — с горечью рассказывает Мегрелишвили.

Федор — в помощь!

За два года пребывания в Афганистане Светлана Корнеевна потеряла многих друзей.
— Зачастую от тел практически ничего не остается. Они настолько обуглены. Их закрывают в цинковый гроб, а затем в деревянный ящик. И сколько так их погибло, ужас… — с дрожью в голосе вспоминает собеседница.
Сама она чудом выжила. Однажды спасла обезьяна.
— Да-да, именно так, — улыбается пенсионерка. — Я пришла к бухгалтеру, чтобы растереть ей спину. Засиделись допоздна. На улице погасили свет, поэтому к своему модулю пошла ближним путем. Смотрю, стоят наши прапорщики. На плече у одного сидела обезьяна, Федором звали. Такой ненавистник женщин. Я подошла, а он хвать меня за палец. Вот паразит, думаю. Хотела поймать, а он от меня. Я за ним в модуль. Только забежала, как  рядом взорвалась фосфорная мина. Если бы не рванула за Федором, убило бы, — размышляет Светлана Корнеевна. Она вспоминает, что враги нападали не только напрямую. Были случаи, когда солдаты покупали фрукты на рынке, а они оказывались зараженными. Однажды Светлана Корнеевна с товарищами именно таким образом подхватила дизентерию. Это случилось как раз в новогоднюю ночь, когда компания употребила злополучные продукты. А после все отлеживались в больнице.
В 1989 году произошел вывод войск из Афганистана, Мегрелишвили покинула республику и уехала домой. У дочери семейная жизнь пошла наперекосяк,  она ушла от мужа.  Семья перебралась в Норильск. В 2003 году, уже будучи на пенсии, собеседница по совету подруги уехала в Ястребовку, в Курскую область, где  на протяжении семи лет возглавляла Совет ветеранов.
В 2015 году дочь приобрела квартиру, и Светлана Корнеевна перебралась в Старый Оскол. Через два года случился очередной удар. Не стало близкого человека. Дочь скончалась на 49 году жизни. Из родственников у пенсионерки остался только внук Александр. Он окончил старооскольский МИСиС. Сейчас живёт и работает в Северной столице.

Заметили и отметили

За службу в Афганистане Светлана Корнеевна была награждена медалями: «За трудовое отличие», «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане», «70 лет Вооруженным Силам СССР» и нагрудным знаком «За самоотверженный ратный труд в Краснознаменном Туркестанском военном округе».
Сейчас Светлане Корнеевне 74 года. Здоровье хромает, она второй год не выходит на улицу — мешает воспаление тазобедренного сустава. Помощь по хозяйству оказывает соцработник. Не забывают Мегрелишвили и представители старооскольской общественной организации ветеранов Афганистана и Чечни. Конечно же, не теряет связи с любимой бабушкой и внук Светланы Корнеевны, который всячески старается оказывать поддержку.
По случаю фестиваля «Афганский ветер» Светлана Мегрелишвили все же сделает исключение и покинет стены квартиры. Вместе с представителями общественной организации ветеранов поедет на машине в Центр молодежных инициатив. Уж очень дорого ей это мероприятие — память.
Пользуясь случаем, Светлана Корнеевна поздравляет всех воинов-интернационалистов с 30-летием вывода войск из Афганистана!

Кристина ГОДОВНИКОВА, фото автора и предоставлено Светланой Мегрелишвили

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.