Новости Оскола » Blog Archives » Первый диалог
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Первый диалог

07.03.2019

В Старом Осколе ввели новую форму общения власти с народом

На прошлой неделе на сайте администрации Старооскольского округа появилось объявление о том, что наша территория включилась в региональный проект «Открытый диалог». Всех неравнодушных граждан пригласили 27 февраля собраться в ЦМИ, где будет предоставлена возможность задать вопросы по мусорной реформе представителям соответствующих служб.
Сначала подумалось, что это будет то же самое, что и публичные слушания, которые у нас проводятся довольно-таки часто, когда речь заходит о каких-то местных реформах. На самом деле нам предложили действительно новый формат. Напомню: на публичных слушаниях сначала на трибуну поднимается докладчик и по бумажке излагает обоснования, из-за которых слушатели должны проголосовать за предлагаемое новшество. Потом выходят подготовленные «оппоненты» с заранее заготовленными аргументами. Правда, нельзя сказать, что если у кого-то в зале возникнут возражения, ему не дадут слова. Так что иногда слушания превращаются в место для довольно-таки жарких дискуссий. Хотя в конечном итоге голосует большинство в пользу предложенного властью варианта.
«Открытый диалог» не предполагает ни докладов, ни голосования. Это действительно попытка услышать «глас народа» и по возможности ответить на вопросы. А вопросов по мусорной реформе, как вы понимаете, выше крыши.  Обсудить предлагалось два самых наболевших:
— Повышение тарифа, связанного с переходом на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами «ТКО»;
— Взимание комиссии в виде 2,5% при оплате по единому платежному документу АО «РРКЦ» за электроэнергию, газ, обращение с ТКО.

Первый блин — комом

Глупо было надеяться, что первое подобное мероприятие пройдёт без сучка без задоринки. Организаторы учли далеко не всё. Первая к ним претензия: объявление появилось на сайте (который, как известно, читают далеко не все) 25 февраля, а собрание было назначено на 27-е. Да ещё и посреди рабочей недели, в 16.00 — посреди рабочего дня. Наверняка, многие желающие просто не смогли присоединиться к обсуждению в силу этих причин.
Но всё равно собралось около 70 человек, в основном пожилого возраста. Директор Управления жизнеобеспечением и развитием округа Юрий Колесников сразу же попросил задавать вопросы кратко и по существу, чтобы «встреча не превратилась в балаган». Но по ходу пьесы возникло ощущение, что многие пришли не для того, чтобы разобраться в поставленных вопросах, а чтобы прокричать: «У меня пенсия 12 тысяч, а за коммуналку я должна платить 6 тысяч! Как можно прожить?», «Хватит нам лапшу на уши вешать, мы вам не верим, а вы за наш счёт живёте!»

Ждём конца марта

Вообще, все недостатки мусорной реформы мы с начала года обсуждаем на страницах газеты практически в каждом номере. Тем не менее, кое-какие конкретные аспекты в ходе «Открытого диалога» прояснились. Например, нам рассказали о том, что федеральный закон о переработке мусора был принят ещё в 1998 году, уже там было прописано понятие «Региональный оператор». Но с тех пор никто не почесался, чтобы подготовить базу и воплотить закон в жизнь. Буквально несколько лет назад в некоторых городах ситуация со свалками стала угрожать полноценной экологической катастрофой. Только тогда неповоротливая государственная машина начала со скрипом двигаться по нехоженой дороге.
Естественно, всё делалось «на коленке».
Созданный в Белгороде «Центр экологической безопасности» (ЦЭБ) начал с того, что для выпуска квитанций нового образца использовал устаревшую базу данных, в результате чего во многих платёжках оказались, иногда в прямом смысле, «мёртвые души». В квартире прописано три человека, а платить надо за пятерых.
— По многоквартирным домам, где мы вместе с РАЦ переработали базу, из 82 тысяч лицевых счетов в 30 тысячах были обнаружены неточности, — рассказал заместитель главы по ЖКХ Игорь Щепин. — По сельским территориям — около 2 тысяч. Районы ИЖС ещё только прорабатываются, потому что до этого они с РАЦ не работали.
Теперь с непонятками в квитанциях разбираться будет проще. В Старом Осколе создано полноценное представительство ЦЭБ, возглавил его Эдуард Талибович Талибов, которого нам представили на мероприятии. Скоро у представительства будет своё помещение и городские телефоны. Как в том анекдоте: учитесь нырять в бассейн, а если будете хорошо себя вести, мы туда и воду нальём. Основная задача представительства — постепенная организация площадок для раздельного сбора мусора в Старом Осколе. Начать решено с первых 7 домов, жители которых приняли решение заварить мусоропроводы.
На вопрос, откуда взялись эти ненавистные 2,5% при оплате коммунальных услуг по-новому, Талибов ответил так:
— В соответствии с действующим законодательством исполнителем коммунальной услуги является ЦЭБ. Он имеет право нанять платёжного агента, это будет либо банк, либо какая-то другая структура. Сейчас мы готовим документы для проведения конкурсного отбора по выбору платёжного агента, который будет заниматься сбором платежей без взимания процента. Конкурс должен состояться в конце марта.
— 2,5%  мы берём с жителей при оплате квитанций, потому что платёжным агентом сейчас является Банк России, с которым у нас заключен договор, — добавил директор Старооскольского расчетно-аналитического центра Сергей Денисов, — По нему Банк России платил нам комиссию, которая покрывала расходы. С 11 января заключено дополнительное соглашение, согласно которому комиссию мы берём с населения. Но у человека в данном случае есть выбор. Электроэнергию и газ можно оплатить без комиссии у поставщика услуги через личный кабинет.

Сколько вешать в килограммах?

Будем надеяться, что с ошибками в квитанциях и новым платёжным агентом ЦЭБ до конца марта, как обещано, разберётся. Но у жителей остаются вопросы и по нормативу накопления мусора на душу населения, и по тарифу. На них мы внятных ответов на встрече не услышали.
Пенсионер Юрий Николаевич свой «вопрос» озвучивал около 30 минут. Вот главные тезисы:
— В договоре написано, что бытовые отходы — мягкие. Не разрешается стекло, дерево и пр. На основании этого верстались и цена, и норматив. Метр кубический по воде — это тонна. Но мусор — это не вода!
В договоре есть пункт, что предприятие по вывозу имеет право один раз в году делать пересмотр тарифов и то не более чем на процент инфляции. Что же получается? В 2012 году с 1 января начала работать ООО «Экотранс». Ещё не приступив к работе, они набавили тариф на 15%. Через полгода — на 20. Кто им дал право два раза и на такие проценты?
Мы платили по 35 рублей, потом по 37. Со второй половины 2018 года  тариф стал 87,71 рубля.  На каком основании? Я пытался получить полный расклад, из чего складывается этот тариф. Мне ответили, что это связано с охраной окружающей среды.
Кто устанавливал норму в кубах? Это хитрый ход. Один куб весит 300-400 килограммов. Где вы наберёте столько мусора? Мне что, у соседей занимать? Столько ни одна семья не соберёт. Эта единица измерения не подходит, надо измерять в килограммах, как в договоре написано, а им выгоднее показывать объём. В итоге мы частично платим за воздух. Надо пересмотреть сам договор, который изжил себя.
— Взвешивать — это практически не реализуемо, — ответил Эдуард Талибов. — Как вы себе это представляете? Поэтому и пошли на такие вещи как нормативы. Все понимают, что это «средняя температура по больнице», но это единственный возможный вариант что-либо посчитать. Реформа стартовала в январе этого года. Вы хотите, чтобы было сразу, как в Германии, которая 30 лет к этому шла? Мы придём к этому, поверьте. Я просто прошу вас набраться терпения.
Вспомнили на обсуждении и тот факт, что переработкой мусора теперь занимается недавно созданное предприятие ООО «Флагман», которое оборудует новый полигон между Старым Осколом и Губкином, для чего, собственно, и был существенно поднят тариф.
— У «Флагмана» есть инвестиционные деньги, но строить они хотят за наш счёт. Почему увеличена оплата, и из чего эти цифры вывели?
— Там часть — инвестиция от учредителей, остальное — кредитные средства, — прояснил ситуацию Игорь Щепин. — Предприятие строится в большей части за их счёт. А за счёт увеличения нашего тарифа они собираются кредит возвращать.
— Когда будет всё достроено, мы будем участвовать в распределении доходов хотя бы в виде снижения оплаты?
— Ежегодно «Флагман» будет подавать все документы, подтверждающие тариф, в комиссию по госрегулированию. Я считаю, что было бы правильно, когда закончится выплата кредита, снизить тариф.
Игорь Анатольевич — оптимист, конечно. Рассчитывать на то, что собственник будет по доброй воле снижать тариф — это утопия. Кстати, наш корреспондент в прошлом году несколько раз предпринимала попытку взять интервью у руководства «Флагмана», узнать о планах и перспективах, но тщетно.
Всего за три часа было озвучено около 30 вопросов. И участники, и организаторы оценили первый опыт как неплохой. Решили впредь организовывать «Открытые диалоги» с помощью модераторов и ввести регламент по времени, чтобы ограничивать активность тех, кто хочет выступить не по существу или просто выплеснуть свои эмоции. Но сама по себе такая форма общения, действительно, представляется наиболее демократичной из всех, что мы наблюдали ранее.
Для тех, кто не смог посетить диалоговую площадку, руководство ЦЭБ предлагает направлять им письма на электронный адрес: so@tko31.ru.
В следующем «Открытом диалоге», запланированном на март, будут обсуждать развитие велоструктуры в нашем округе. Наверняка, там не будет такого кипения страстей. Впрочем, как знать…

Лариса ЧАЩИНА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.