Новости Оскола » Blog Archives » Утратили заветы предков
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Утратили заветы предков

18.04.2019

На Роговатовской территории в забвении и разрухе находятся могилы учредителей Советской власти

В начале 30-х годов прошлого века в окрестностях села Роговатое действовала вооруженная группа отморозков, известная в народе как банда Кочергина. Своими жестокими и кровавыми действиями они наводили ужас на местных жителей. О следах  злодеяний  душегубов свидетельствуют две могилы, расположенные  в центре села неподалеку от воинского мемориала и не столь давно построенной церкви.
Сельская легенда гласит о том, что в период коллективизации Василий Денисов, он же Кочергин, житель села Роговатое, уголовник, скрывающийся от возмездия, сколотил банду из числа лиц недовольных Советской властью. Летом они прятались в окрестных лесах и делали набеги на зарождавшиеся сельхозартели и коммуны. Угоняли скот, терроризировали людей. Зимой с поддельными документами уезжали в Донбасс, устраивались там на работу, а затем возвращались на родину, чтобы продолжать творить свои страшные дела.
Действовала банда дерзко и изощренно, районной милиции долго не удавалось выйти на ее след. Сказывалась и специфика территории, на которой действовали бандиты. Как известно, многие роговатовцы не очень уважительно относятся к правоохранительным органам и «своих не сдают».

 

Роговатое-у-развалин-джома-

Николай Жимонов у дома, где был убит бандитами
председатель Роговатовского сельсовета С.С. Жимонов

И все же терпение лопнуло у тогдашнего председателя Роговатовского сельского Совета Степана Спиридоновича Жимонова. На собрании актива он предложил обратиться в соответствующие органы, чтобы те помогли вооружить местных коммунистов, и они дали банде отпор. Кто-то из присутствующих на тайном разговоре передал его содержание главарю ОПГ Кочергину и тот понял, что обрел в лице своего кума Степана Спиридоновича злейшего врага. Развязка могла быть только одна – смерть председателя сельсовета. И Кочергин выполнил свой черный замысел. Об этом эпизоде из жизни своего родного села рассказал мне Иван Сергеевич Халеев, автор уникальной фотокниги, рассказывающей об истории  Роговатого.
Сохранился и дом, в котором Кочергин собственноручно из обреза убил Степана Спиридоновича. От этого, некогда одного из самых просторных сельских домов, принадлежавших родственнику Жимонова – Павлу Даниловичу Жимонову, остался один дубовый сруб. Наследник Жимоновых – Николай Павлович показал нам и окно, в которое вывалился Степан Спиридонович после предательского выстрела. В семье Жимоновых из поколения в поколение передается рассказ, как хитро и коварно выманили бандиты неробкого и решительного председателя  Роговатовского сельсовета.

Предательский выстрел

Пригласили его как бы на импровизированную вечеринку, и Кочергин предложил куму выпить. Сжимая граненый стакан с  самогонкой, вожак волчьей стаи, ненавидевшей Советскую власть, стал расспрашивать Степана, правда ли тот собирался пленить банду. Степан не отпирался, и тогда Кочергин картинно сунул ему в руки ружейный обрез и истошно завопил: «На, стреляй!» Председатель отвел дуло и хладнокровно заявил, что стрелять он не будет, но уверен, что банде надо сдаваться властям, дни ее сочтены. И тогда грянул выстрел, бандит выполнил свой приговор.

 

Степан-Жимонов-второй-слева

Среди активистов строительства новой жизни в с. Роговатое Степан Жимонов
(лежит второй слева). Фото из архива Ивана Халеева

Одним идейным большевиком стало меньше, у Степана Спиридоновича остались жена с малыми детьми. Случилось это 8 июня 1931 года, и роговатовцы похоронили тело своего председателя в центре села рядом со зданием сельсовета.
Еще одним кровавым преступлением в отношении представителей Советской власти неуловимая банда Кочергина «отметилась» спустя два года. 22 июня 1933 года она совершила более подлое убийство, на этот раз бандиты вырезали семью из семи человек  секретаря партийной организации Дмитрия Стефановича Разуваева.
В селе Роговатое мы встретились с 94-летним ветераном Великой Отечественной войны Николаем Евдокимовичем Анисимовым, который поведал о том, какая версия самого громкого  преступления  Кочергина утвердилась в сознания его земляков.
Вечером один из подельников Кочергина спрятался в огороде Разуваевых, а затем проник в сени их дома и укрылся в пустой кадке. Когда многодетная семья поужинала, и двое детей, что постарше, пошли спать в сарай, отправились ко сну и другие обитатели дома, злоумышленник открыл засов и пустил в хату своих товарищей. Бандиты сначала зарезали Разуваева с супругой, потом их троих малых детей, причем не пощадили даже  грудного младенца, спавшего в колыбельке. А затем порешили брата и сестру, запертых в сарае.
Очередное чудовищное преступление роговатовских бандитов потрясло их земляков. Тела невинно убиенных были  с почестями похоронены в  центре села, рядом с могилой председателя сельсовета Степана Жимонова. По рассказам местных жителей, на протяжении многих лет за этими могилами ухаживали родственники погибших, земляки,   учителя и  школьники. Ныне же упомянутые захоронения находятся в плачевном состоянии. Могилы превратили в свалку мусора и спиленных рядом деревьев.

Ищем выход

Иван Халеев из числа тех неравнодушных жителей, кому небезразлична память о трагических событиях в жизни села. На презентации своей книги в Роговатовском ДК, проходившей 14 сентября 2018 года, он обратился к землякам и  руководству Роговатовской администрации в лице Анатолия Ивановича Кузнецова с предложением решить историческую проблему. Предлагал варианты перезахоронения на сельском кладбище, если у местной администрации нет возможности облагородить могилы и организовать за ними надлежащий уход. Кстати, такой вариант устраивал бы и родственников семей Жимоновых и Разуваевых. Но, по мнению Ивана Халеева, честнее и справедливее было бы оставить могилы в центре села, сделав их памятником  трагических событии в годы коллективизации, без которых невозможно представить не только историю села Роговатое, но и историю всего нашего государства.
Автор книги о селе Роговатое радеет  не только об исторической справедливости, но и  нравственном благополучии своих земляков, которые, по его мнению, становятся Иванами, не помнящими родства. Халеев предлагает Анатолию Кузнецову проявить человечность и выполнить свое административное предназначение, заняться-таки решением проблемы могил, расположенных в центре села. Он справедливо опасается, что небрежение к могилам у представителей нынешней буржуазной власти неслучайно: «Нам кажется, что это делается для того, чтобы стереть с лица земли захоронение и предать забвению  исторические события, происходившие в нашем селе. Нам, роговатовцам, этого допустить нельзя, в противном случае это будет наш грех как перед погибшими земляками, так и перед своими потомками».
К сожалению, горькая ситуация, которую так остро чувствует краевед Иван Халеев, типична для современной России. Чего греха таить, находятся и роговатовцы, которые убийцу и душегуба Кочергина и его подельников считают чуть ли не Робин Гудами, сражавшимися против проклятых большевиков, участвовавших в раскулачивании своих земляков. Спору нет, политических ошибок и преступлений со стороны молодого коммунистического режима тогда было предостаточно. Но как оправдать звериную жестокость подонков, убивающих даже младенцев? Так поступали и фашисты на территории Старооскольского края, когда пришли в роли оккупантов.

 

SAM_0197

У писателя и литературного критика Валентина Курбатова, размышляющего об историческом сознании россиян, есть, на мой взгляд, весьма точное  определение нравственного здоровья русских людей – «наследственные нравственные заветы». Наверняка оно зиждется на духовном фундаменте православия, на народных традициях, сформированных на протяжении столетий, и является составляющей духовных скреп, которые определяют жизненную силу и пассионарность нации.
Мы сегодня духовно  и нравственно ослабели, поклоняясь Мамоне, и рядом с нами живущие люди вроде непонятного для многих своих же земляков Ивана Халеева призывают нас прозреть, жить по заветам отцов и дедов.

Евгений Евсюков

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.