Новости Оскола » Blog Archives » Родом из Болгарии
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Родом из Болгарии

16.05.2019

В прошлом году исполнилось 180 лет со дня рождения профессора Марина Стояновича Дринова. К сожалению, об этой дате в нашем городе не вспомнили. «А какое отношение имеет к нам этот человек?» — может спросить кто-то из читателей. Да просто жизнь сложилась так, что его потомки жили, а некоторые до сих пор живут и здравствуют в Старом Осколе.
Марин Дринов был одним из создателей болгарского государства, занимая в свое время пост министра просвещения, создал в своей стране Академию наук, разработал принцип единой болгарской орфографии и современного литературного болгарского языка, основал национальную библиотеку, открыл много бесплатных школ и гимназий. Родившись в Болгарии, в Панагюриште, он окончил Киевскую духовную семинарию и историко-филологический факультет Московского университета. Еще до начала русско- турецкой войны был назначен сотрудником русской гражданской канцелярии в Болгарии. А в 1879 году, в связи с возникшими противоречиями между партиями в своей стране, переехал жить в Харьков. Там он, будучи профессором университета, продолжал помогать своей родине и сделал много для укрепления дружбы между Болгарией и Россией. В России его звали Марином Степановичем. В 2013 году, к 175-летию Марина Дринова, вышла в свет книга, состоящая из двух частей. В одной из них — воспоминания внука знаменитого ученого и политического деятеля — Александра Александровича Дринова — «Взгляд из окопа», в другой – «По следам моего прадеда» — повествование правнука — Владимира Александровича.

О войне без прикрас

Александр Александрович мог бы тоже стать знаменитым в той или иной сфере, если бы не помешала Великая Отечественная война. Он любил читать, рисовать, увлекался музыкой, после семилетки успел поступить в Елецкое художественное училище. Но ему не исполнилось и 18 лет, когда началась война. Ушел добровольцем в Красную Армию и был направлен на курсы младших командиров. После их окончания, в марте 1942 года, оказался на фронте, где командовал взводом автоматчиков. Участвовал в сражениях на Курской дуге, был контужен. После госпиталя — опять в бой, освобождал Польшу и в составе Первого Украинского фронта дошел до Германии.
«Взгляд из окопа» — это не приукрашенная солдатская правда о войне, написанная больше для своих близких, но сегодня эти строчки читаются как художественное произведение. В нем много деталей, диалогов солдат, неожиданно возникающих конфликтных ситуаций, трагизма, всего того, что неизбежно несет с собой любая война. «На Курско-Орловской дуге немцы применили танки «тигр» с мощной броней и пушками большого калибра, — пишет Александр Дринов. — Мы заранее получили инструкции, как нужно их уничтожать. Толстую лобовую броню наша артиллерия не пробивала. Сначала били по гусеницам — гусеница не пробивалась, танк разворачивался бортом и тогда становился уязвимым для нашей артиллерии.
Нещадно палило солнце, стояла нетерпимая жара, мы, вспотевшие, грязные от копоти дыма, газов и пыли. Очень хотелось пить, но горячая вода не утоляла жажду. Дышать нечем, у многих разболелись головы от удушья и от грохота взрывов. Убитых очень много: и наших, и немцев. Трупы от жары вздувались, воздух наполнялся нестерпимым трупным запахом».
Какой солдат, особенно молодой, не хочет жить? Дринов описывает сцену, как рослый молодой парень в ночь перед наступлением весь трясется, признается товарищу о своих нехороших предчувствиях смерти, ждет моральной поддержки и долго рассказывает о своих родных, близких, о девушке, которая его ждет. «И когда немецкие пулеметы бьют непрерывным огнем, чувствуешь, что идешь на явную смерть. Колотит нервный озноб, провалиться бы сквозь землю, только бы не видеть этого кошмара», — пишет автор. Но эти ребята, которые не хотели умирать, вступали в бой и забывали о себе, каждый готов был на самопожертвование. И как трагичен для некоторых героев исход войны! Десять лет тюрьмы получил старший лейтенант Потапов, награжденный многими медалями и орденами. Во время боя не на чем было подвозить боеприпасы — лошади сдохли, и группа солдат зашла в немецкий двор, чтобы забрать коней. Хозяева сопротивлялись, жена искусала все руки солдатам. Лейтенант сделал предупреждающий выстрел над ухом – не помогло, и тогда он ее застрелил…
Безусловно, Александр Дринов был удачливым человеком: он остался жив, пройдя через пекло, ведь по статистике средняя продолжительность жизни пехотинца в той войне — от двух недель до месяца. И он был из тех, кто возвращался домой из Германии пешком, проходя в день по 40 километров. Когда пересекали Западную Украину, писал боец, их встретила тишина, будто все население вымерло. И только в Бердичеве их встречали криками «Ура!», духовым оркестром. Уставшим, грязным, им хотелось привести себя в порядок. А девушки приглашали и приглашали танцевать…

Возвращение героя

Для Александра Дринова война закончилась не 9 мая. В декабре 1945 года его батальон был переправлен в Ровенскую область для борьбы с бандами националистов. И там некоторые из его товарищей погибли: кто от рук бандеровцев, кто по недоразумению.
Воспоминания ветерана лишены всякой патетики, как это часто встречалось у некоторых наших писателей, пишущих о войне, ведь автор не думал, что когда-нибудь его наброски могут стать достоянием большого числа читателей. Вот по таким бы книгам снимать фильмы! Дринов стал настоящим героем, а ведь ему шел только 22-й год, когда он вернулся с войны. Награжден орденом Отечественной войны I и II степеней, медалью «За отвагу», юбилейными медалями. Вот как охарактеризовали его действия в одном из наградных листов: «Лейтенант Дринов в должности командира стрелкового взвода 640 стрелкового ордена Красной Звезды полка показал себя смелым, храбрым и отважным командиром. При прорыве долговременной, сильно укрепленной полосы немцев на реке Нейсе 16 апреля 1945 года товарищ Дринов переплавился вплавь со своим взводом, ворвался в траншеи противника и уничтожил при этом до 20 гитлеровцев, из них сам лично, из своего автомата уничтожил пять человек. В боях за деревню Линты товарищ Дринов отразил две контратаки противника, уничтожив при этом до 30 гитлеровцев». Три с половиной года он защищал Родину, но когда все закончилось, возвращаться было некуда. Дом в Ливнах разбомбили, мама умерла. Решил ехать в Старый Оскол, к сестре Татьяне.
Трудился Дринов бригадиром дробосортировочного цеха на механическом заводе, столяром в вагонном депо, учителем рисования в школе. Это был человек, который, не имея специального образования, всю жизнь сам себя образовывал. Он много читал, знал практически наизусть «Историю государства Российского» Карамзина, проявлял большой интерес к изучению биографий художников, прекрасно играл на аккордеоне и гитаре.

Памяти достойны

Несколько лет назад мне пришлось встречаться с дочерью Александра Александровича — Людмилой Ворониной-Дриновой, проживающей в Старом Осколе. В свое время она работала директором районного Дома культуры, музыкальным руководителем в детских садах. У Людмилы Александровны вышло уже несколько сборников стихов. Она дипломант Международного фестиваля поэзии «Бабье лето». На ее стихи местные авторы сочинили песни. От отца ей передался дар писать картины и проявлять интерес ко всему, что окружает нас. Людмила Александровна с большой теплотой вспоминала отца, говорила, что он был талантливым художником-копиистом, то есть создавал копии известных картин. И в книге мы видим снимок одной из таких картин.
Благодаря Людмиле, я заочно, по телефону познакомилась с Владимиром Сафроновым-Дриновым, сыном Александра Александровича. Он тоже родился в Старом Осколе, но сейчас живет в Воронеже, по профессии врач-уролог. Владимир Александрович и подарил мне удивительную книгу, название которой я указала выше. Чтобы написать о своем именитом дедушке, вторую часть книги «По следам моего прадеда», он посещал Болгарию. И понял, что на родине Марин Дринов является приблизительно тем, кем у нас Ломоносов. Более того, в Болгарии знают о нем намного больше, чем некоторые его прямые потомки, проживающие в России.
Владимир пишет, что в Харькове есть Центр болгаристики и балканских исследований имени Марина Дринова, и ученые собирались приезжать вместе в Харьковским телевидением в Старый Оскол, чтобы снять фильм о потомках великого ученого, но, к сожалению, Александр Александрович скончался. Владимир Дринов с женой сами посетили Харьковский национальный университет. Ректор при встрече сказал: несмотря на то, что со дня смерти Марина Стояновича прошло сто лет, научные работники продолжают черпать в бесчисленных его трудах огромное количество идей, реализовать которые ему не удалось.
В конце своих воспоминаний Владимир пишет, что потомки Дринова живут в разных уголках России, все они разные люди, но объединяет их трепетное отношение к Марину Стояновичу Дринову, интерес к прошлому и настоящему Болгарии. И от него с детства родители требовали сохранения чести и порядочности.
Автор воспоминаний «По следам моего прадеда» проделал огромную работу, он не просто отыскал своих родственников, но и встретился по возможности с ними, составил генеалогическое дерево прямых потомков Марина Стояновича. В книге помещены фотографии некоторых из них. И мы должны гордиться тем, что среди них есть и наши земляки, которые прославили Старый Оскол, особенно это касается Александра Александровича Дринова, ветерана Великой Отечественной.

Татьяна Каграманова

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.