Новости Оскола » Blog Archives » Без душа, туалета, кухни…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Без душа, туалета, кухни…

23.05.2019

Уже почти пять лет инвалид-колясочник живет в неподобающих условиях
Елена Берлизева родилась в Курской области. Учиться на технолога пищевой промышленности поехала в Губкин, а трудоустраиваться — в Старый Оскол, где и закрепилась на долгие годы. От Дома ветеранов получила койко-место в мкр.
Горняк, 9.
— Общая площадь комнаты — тринадцать «квадратов». Я жила с девушкой, которая со временем вышла замуж и выписалась. Я приватизировала комнату, — рассказала Елена.
Все, казалось бы, складывалось благополучно. Какой-никакой, а свой угол. Живи, да радуйся. Но вмиг жизнь перевернулась с ног на голову.

Черная полоса

Этот день молодая женщина помнит, будто бы все произошло вчера. 21 августа 2014 года вместе с другом они ехали к маме Елены, чтобы на время остаться ухаживать за пожилой женщиной, у которой были серьезные проблемы со здоровьем. По пути пара попала в страшное ДТП. Друг Елены спровоцировал аварию, выехав на встречную полосу.
Сам водитель практически не пострадал, а вот пассажир, получив травму позвоночника, осталась прикованной к инвалидному креслу. После аварии ее доставили в ближайшую губкинскую больницу (ДТП случилось под Губкином, — прим. авт.), на следующий день перевели в Белгород, а затем — в нейрохирургию Старого Оскола. Операции, восстановление тяжким грузом легли на плечи Берлизевой.
— Это невероятно сложно. Поначалу я даже в коляске не сидела, а лишь лежала. Могла пошевелить только головой, — с дрожью в голосе произносит собеседница.

 

IMG_8223 IMG_8280 IMG_8239 IMG_8243

Самое сложное — принять себя такой, какая есть. И смириться с болью, предательством. Человек, по вине которого Елена теперь прикована к креслу, со временем от нее отвернулся. Врозь Елена живет и с родными братом и сестрой, им явно не до нее. Пожилая мама несколько лет назад умерла, а отца Берлизева никогда не знала, родители развелись, когда ей было пять месяцев. Не сломаться после тяжелой травмы — душевной и физической — помогли друзья и знакомые, которые и сейчас оказывают весомую поддержку. Сама женщина никак бы не справилась, учитывая, что живет в условиях, непригодных для инвалида-колясочника.

Лишена малого

Поскольку комната — единственная жилплощадь, молодой женщине ничего не оставалось, как вернуться после реабилитации в общежитие (сейчас принято говорить, что у нас нет статуса «общежитие», но только на бумаге, факты говорят об обратном, — прим. авт.), где проживание стало настоящей пыткой. Дело в том, что помещение абсолютно не приспособлено для колясочника.
— Все места — общего пользования. Туалет — один на весь этаж, как и кухня. Но они для меня недоступны. Коляска не проходит в проем, он слишком узок. Душ вообще находится на первом этаже. Я живу на четвертом. Естественно, никак не спуститься. Выйти на улицу тоже не могу, — сетует женщина.
Отрадно, что от нее не отвернулись друзья и знакомые, которые оказывают посильную поддержку. Кто-то готовит и приносит еду, кто-то помогает спустить Елену вниз, на первый этаж, когда, к примеру, ей необходимо срочно в больницу. Один из друзей соорудил для Елены несколько самодельных тренажеров.
— Постоянно кого-то просить — неудобно. Надо же понимать, что у людей свои семьи, свои дела и заботы. Если бы государство выплачивало такую пенсию по инвалидности, чтобы можно было нанять человека и платить ему. Но на 13 тысяч трудно прожить, — объясняет Елена.
Большую часть времени Берлизева проводит в четырех стенах, поскольку самостоятельно на улицу ей не выбраться, а так хочется на волю. Телевизор, компьютер, общение с соседями по общежитию — вот и весь досуг 35-летней женщины.
— А я бы с удовольствием посетила кинотеатр (напомним, что в городе реализуется проект 1+1 «Чарли», — прим. авт.), тренажерный зал, который недавно открылся для инвалидов (в тренажерном зале она была единожды, на открытии, — прим. авт.). Но все это мне недоступно. Я даже просто не могу попасть во двор, чтобы подышать свежим воздухом, — сокрушается Елена.

Вариант — не вариант

За помощью она стала обращаться к властям. Диалога с администрацией долго не получалось.
— Очень медлительные. Наверное, года два мне давали заключение о том, что мое жилье не подходит для инвалида-колясочника, приходила комиссия (у Елены есть официальный документ, где прописано, что жилое помещение непригодно для проживания инвалида, — прим. авт.), — говорит Берлизева. — Перестроить данное помещение никак нельзя. Я обращалась и в ЖЭУ, чтобы сделали пандус с четвертого этажа. Это невозможно. По нормам не положено.
Спустя время в качестве альтернативы ей предложили сперва вариант в мкр. Макаренко. Но и это жилье — неподходящее, уверяет Берлизева.
— Это не квартира, а бытовые помещения, состоящие из двух комнат. Пообещали переоборудовать их под меня. Я поехала смотреть. Моя комната в мкр. Горняк — 13 «квадратов». Развернуться на коляске в таком пространстве очень сложно, а там жилая комната — около 7-8 «квадратов». Это еще меньше! Я не проеду на коляске, — объяснила свой отказ Берлизева.
Не приняла инвалид-колясочник и второй вариант — квартиру в мкр. Заречье (в районе Канатки, — прим. авт.). По словам Елены, она даже смотреть не поехала. Во-первых, слишком далеко. Из этого микрорайона Берлизева сама бы никуда не уехала (если только на такси, но это слишком накладно, учитывая, что она живет на выплату по инвалидности в 13 тыс. рублей, — прим. авт.), так и друзья вряд ли смогли бы навещать и оказывать помощь, а без посторонней поддержки инвалиду никак. Во-вторых, по словам Елены, предложенное жилье находится в доме без лифта и на третьем этаже.
— Понимаете, это жилье не решило бы моих проблем. Равнозначно: что здесь не могу выйти из квартиры, что там, — печалится Елена.
Больше никаких предложений ей пока не поступало. Елене же нужно однокомнатное жилье на первом этаже, чтобы женщина могла беспрепятственно выезжать на улицу. Но на покупку квартиры требуется как минимум 1,5 млн рублей. Таких денег у инвалида, естественно, нет. Даже если продать комнату в общежитии — ее стоимость около 500 тыс. рублей — средств все равно не хватит.
— Да и продать такое жилье непросто. У нас одна девушка пытается это сделать уже два года, но безуспешно. Люди приходят, смотрят условия и уходят, — сетует Елена.
Теперь к проблеме будут подключаться и общественники из организации «Мы вместе». В планах — попытаться привлечь спонсоров, провести информационную кампанию по сбору средств на подходящее жилье.
От редакции. Выделение жилья инвалидам I группы, как известно, гарантировано федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года и Жилищным кодексом
(ст. 49). Внеочередным правом наделяются инвалиды, у которых жилые помещения не пригодны для проживания. Случай с Еленой — именно такой. И мы считаем, что вопрос должен быть решён без проволочек.

Кристина ГОДОВНИКОВА, фото автора

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.