Новости Оскола » Blog Archives » Свидетели эпохи
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Свидетели эпохи

30.05.2019

В 1910 году получил право на открытие мастерской по производству фотографических работ в Старом Осколе Константин Андреевич Скорупский. К тому времени с 1895 года в городе официально занимался фотоделом мещанин, житель слободы Казацкой Иван Арсентьевич Денисов, и, очевидно, в лице Скорупского последний обрел серьезного конкурента. Дело в том, что с точки зрения профессионализма и в отношении бизнеса Скорупский имел явные преимущества перед доморощенными провинциальными фотографами. Уже в 1892 году он открыл фотографическое заведение в Белгороде в доме Черкашеных по ул. Корочанской (ныне Гражданский пр.) и пришел в наш город сложившимся мастером.
Белгородские краеведы и любители фотоискусства выяснили, что Скорупский обучался фотоделу в Москве, приобрел большой опыт, заведуя Киевской инженерной учебной фотографией. К сожалению, подробностей его биографии история не сохранила. Известно, что он получил практику портретной фотографии, работая в Харькове у известного в Российской империи фотографа Альфреда Федецкого. Об этом мастере до нас дошли более подробные сведения. Альфред Константинович Федецкий, выпускник фотографического института при Венской Академии художеств, всю свою жизнь связал с фотоискусством и стал одним из пионеров мировой и отечественной кинематографии. Это модный харьковский и признанный профессиональным сообществом фотограф Федецкий получил награду императора Александра III за фотоснимки с трагического места крушения императорского поезда в Харьковской губернии возле станции Борки. Альфред Константинович имел несколько престижных наград за участие в международных фотографических выставках, его работы печатались во многих иностранных журналах. Именно Альфред Федецкий стал автором чуть ли не первого в России документального фильма. В 1896 году он снял на пленку «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков». Свое ателье в Харькове Федецкий организовал в 1886 году. За снимок, сделанный в ателье после концерта Чайковского, состоявшемся в Харькове, Федецкий получил золотую медаль на Антверпенской выставке.
Скорупский брал уроки мастерства у знаменитого фотохудожника, и, конечно же, они не пропали даром. К сожалению, мы не знаем, где располагалось фотоателье Константина Андреевича в Старом Осколе. Осталось не столь много и его работ, передающих облик старооскольцев или гостей города. Благодаря фотокарточкам, хранящимся в фондах Старооскольского краеведческого музея и экспонатам из частной коллекции нашего земляка Романа Нифанова, у читателей «Новостей Оскола» есть возможность увидеть портреты, сделанные в мастерской Скорупского. Вероятно, на женских портретах – безымянные старооскольские гимназистки. На снимке в мундире представлен, по предположению краеведа Рэма Мелентьева, старооскольский учитель А. П. Синдеев – автор краткого исторического очерка о нашем городе, вышедшего в 1894 году и приуроченного к празднованию 300-летия Старого Оскола.
К сожалению, время и условия хранения не позволили представленным портретам остаться в лучшем виде. Однако, надеемся, читатель сможет уловить и профессиональное мастерство фотографа, и тогдашние вкусы и традиции, выразившиеся в композиции группового снимка. Фотограф запечатлел эпоху, и мы за это ему благодарны, вдвойне признательны тем, кто в минувших войнах и общественных катаклизмах сохранил бесценные портреты.
Константин Андреевич Скорупский работал не только в Белгороде и Старом Осколе. Он также имел павильоны в Рыльске, Льгове, Обояни. В 1904 году мастер за высокохудожественные портреты был удостоен высочайшей благодарности Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Михайловича. Не исключено, что в серию лучших работ Скорупского попали и портреты старооскольцев.

Евгений Евсюков

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.