Новости Оскола » Blog Archives »  Окрылённая Крылова
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

 Окрылённая Крылова

04.04.2024


Кукол у Татьяны Викторовны много, они изготовлены в разных технике и традициях, есть и новомодные, авангардные. Но все же, по ее признанию, ей ближе всего советская эпоха с озорными мультяшными героями из «Ну, погоди!», бесподобным Волчком, словно перекочевавшим из пронзительной «Сказки сказок» Юрия Норштейна. Материнское чувство и забота талантливо переданы в образе войлочных кошки с котятами, резвящимися на дереве, вызывает восторг мудрым и осознанным взглядом войлочно-вязаный «Маленький принц», который заботится о своей Планете.
Вот это удивительное свойство художника – мастерски передавать характеры персонажей, отметили профессионалы и на выставке «Кукольный калейдоскоп», проходившей в минувшем году в Москве в галерее «Тушино». Работа Татьяны Крыловой «Не взяли на рыбалку», изготовленная по мотивам хрестоматийной картины Ксении Успенской, украшавшей «Родную речь», была удостоена Диплома I степени в номинации «Авторская кукла». В выставке приняли участие более 46 авторов со всей страны, которые представили более 200 работ.
А путь Татьяны Крыловой как художника начался в старооскольской художественной школе, когда она училась в четвертом классе. Своего отца, ветерана великой Отечественной войны, пришедшего с нее без руки, но с многочисленными наградами, Татьяна Викторовна не помнит. Он рано ушел из жизни, воспитывала ее и поддерживала в творчестве мама Мавра Федосеевна, крестьянка из села Монаково, переехавшая в город, чтобы устроиться на мехзавод. Портрет мамы висит в музее рядом с автопортретом, написанным еще юной художницей.
В художественной школе, расположенной в двухэтажном здании в районе мехзавода, Тане Понтовой учиться было интересно. И неважно, что в магазине можно было приобрести только сухие краски, которые стоили 8 копеек. Не смущало то, что на прилавках с канцелярскими товарами отсутствовали кисти для рисования.
– Главное, были наши замечательные преподаватели во главе с директором школы Иваном Алексеевичем Толмачевым. Благодаря им в стенах школы царила атмосфера удивительной душевности и теплоты. Наши наставники Иван Алексеевич Толмачев, Леонид Андреевич Филиппов, Клавдия Александровна Комадеева, Надежда Васильевна Монакова и Александр Александрович Матяш заботились о нас, как о собственных детях.

Школа выходила окнами на улицу Ленина, и на первом этаже в окнах выставляли лучшие работы учеников. Такое право заслужить было очень даже непросто. Преподаватели наши тонко чувствовали детскую психологию и ненавязчиво подогревали состязательность. Мы не под нажимом постигали азы художественного мастерства.
На посвящении в художники мне подарили широкую кисть, и я тогда даже не подозревала, что могут быть другие. По этой причине выработала свой стиль. Ивану Алексеевичу Толмачеву я благодарна за то, что внушил мне уверенность в том, что я все смогу¸ мне все под силу!

Почти такими же словами благодарности говорит в отношении своих педагогов, называя их новаторами, и другой выпускник художественной школы, только более раннего периода – известный старооскольский краевед Александр Дригайло:
– Мне повезло, я поступил в художественную школу, когда она только закладывала свои традиции, методом проб и ошибок добивалась первых успехов, жила единой, увлечённой творчеством семьёй. Она была родней и желанней общеобразовательной школы, восполняла недоработки второй демократичным отношением учителей к ученикам в лучших традициях русской педагогики. Не имея ещё своего здания, мы ютились в одной комнате городского Дома культуры.

Одновременно рисовали два класса, сидя спинами друг к другу. Учителя подходили к каждому, объясняя задания. Иногда сами брали кисть или карандаш и подправляли наши работы. Тут же в классе сидел и директор. Занятый телефонными разговорами об организации школы, Толмачёв постоянно включался в беседы об искусстве, обсуждения постановок и работ. В холодные осенние дни он приносил электроплитку, и мы грелись вокруг неё на переменах. Все мечтали о своём здании, где можно будет развернуть выставки первых работ.
Толмачёв — поклонник русской реалистической живописи, и Филиппов — современный график-экспериментатор, часто спорили между собой о той или иной работе ученика и всегда вызывали наш живой интерес, помогали найти свою дорогу в творчестве, разобраться во множестве течений, дополнить наши знания, полученные на лекциях Комадеевой о Древней Греции, Ренессансе, импрессионизме, передвижниках.
…Татьяна Крылова вклад педагогов художественной школы в свое развитие оценивает выше, чем влияние Харьковского художественного училища, после окончания которого она получила профессию художника-декоратора. Но там было ценным другое — помимо крепкой профессиональной подготовки, возможность пользоваться благами большого культурного города. Ведь учащиеся художественного училища пользовались правом бесплатно посещать местные театры и музеи. В рамках учебного процесса состоялись две потрясающие поездки в Москву и Ленинград с бесплатным проживанием в общежитии Академии художеств, фешенебельной гостинице и посещением знаменитых сокровищниц искусства.

Дипломную работу Татьяна защитила на «отлично» — оформила пьесу Геннадия Мамлина «Эй ты, — здравствуй!» для постановки местного театра. Словно подарок судьбы, восприняла распределение после окончания училища в Белгородский кукольный театр. По словам Татьяны, это была удивительная школа экспериментаторства, постижения нового, ранее неизведанного. И хотя вскоре по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Старый Оскол, время работы в театре Татьяна Викторовна вспоминает с большой теплотой. Тогда же зародилась ее дружба со знаменитой ныне белгородской кукольницей Натальей Расковаловой, работавшей в театре бутафором.
Работа в бюро эстетики художником и оператором в первом сортопрокатном цехе ОЭМК, преподавателем в детском кружке декоративно-прикладного творчества в ДК» Молодежный» – очередные вехи в творческой биографии и на пути познания жизни.
Но наиболее плодотворным творческим периодом Татьяна Викторовна считает работу художником Старооскольского краеведческого музея. Здесь, помимо обыденной рутинной работы, довелось изготовить миниатюрные куклы для театра, предназначенного для представления произведений нашего выдающегося земляка Василия Ерошенко, поэта и ученого-лингвиста-полиглота. Кисти Татьяны Викторовны принадлежат изящные иллюстрации, которые вошли в посвящённые его творчеству книги.

В виде ростовых кукол изготовлены манекены, ныне украшающие залы краеведческого музея.
Диапазон творчества Татьяны Крыловой широк, и в этом легко убедиться, побывав на авторской выставке, устроенной в краеведческом музее.
Куклы и картины Татьяны Крыловой, – свидетельство не только высокого художественного мастерства автора, но и мудрости педагогов, которые в свое время смогли заметить юное дарование и помогли ему обрести творческие крылья.

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий. Комментарий будет опубликован после проверки модератором. Это займет некоторое время.