Новости Оскола » Blog Archives » Кусочек Венеции
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Кусочек Венеции

28.05.2024


🖍Настоящая магия
Венецианский карнавал — это ежегодный костюмированный праздник с шествиями и парадами, уличными представлениями и музыкой, таинственными дамами в роскошных нарядах, сопровождающими кавалерами. Феерическое действо превращает Венецию в своеобразную театральную постановку. Помогает остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Ежегодно на праздник съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва, магии.
Главный атрибут — маска. И это настоящее произведение искусства. В Старооскольском краеведеском музее можно не только ознакомиться с экспозицией, но и примерить некоторые варианты, посмотреть видеофильм о Венецианском карнавале и презентацию «Маски народов мира», посетить мастер-классы по росписи масок под руководством художника Ирины Дорошенко. При желании можно воспользоваться аудиогидом и погрузиться в историю появления масок.
Как рассказала Елена Андрусенко, заместитель директора по научной работе, в двух залах представлено 58 масок ручной работы. Одни экспонаты выполнены ставропольскими мастерами, другие привезены из Италии и Испании из частных коллекций. Подобная тематика в городе заявлена впервые. Интересны не только образы, но и содержание. У каждой маски своя история.

🖍Связь времен
«Доктор чумы» — феномен, когда трагедия граничит с весельем. Одна из самых известных и в то же время ужасающих масок с длинным, подобным клюву, носом. Первоначально ее придумал французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы при посещении пациентов такой маской пользовались врачи. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., что служило защитой от заражения. В Средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно — приход неумолимой смерти. И когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача, так не вязавшийся с радостью карнавала. Со временем образ трансформировался в антипод. И добрый «Доктор чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок, интерпретированной под карнавальный образ. Маска уже не навевает страх.

Популярна и «Вольто». Иначе ее еще называют «Гражданин». Ввиду простоты и нейтральности ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких- либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на «Венецианскую Даму». Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких- либо украшений. Относительно недавно маску «Вольто» стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями. «Венецианская дама» – олицетворение изысканной и томной красотки. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана. Ее выделяют великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой.

— Маска полностью скрывала лицо. Женщина становилась неузнаваемой. Можно было скрыть социальный статус. Богатая могла стать простолюдинкой, и наоборот. Даже психологи рассуждают о феномене маски. У человека, скрывшего лицо, меняется психология. Он не несет ответственность за себя и за поступки. Карнавал позволял спрятать личность, можно было веселиться, не смущаясь, — рассказала Елена Андрусенко.

Еще один вид маски — «Моретта» — женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата, в редких случаях она дополнялась кружевной лентой на глазах. В Венецию пришла из Франции. Название, по одной из версий, произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет. Уникальность в том, что у маски нет рта и лент для крепления. На лице держится за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимает в зубах, тем самым лишается возможности разговаривать. Молчаливость превозносилась как достоинство, соблазнительность, загадочность.

Кроме того, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете. Современные же «Моретты» — редкость, и изготавливаются исключительно на заказ.
Маска «Коломбина» полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Огромную популярность приобрели также мски «Джокер», «Кот» и др. Их и надевают во время Венецианского карнавала, который длится 18 дней. А заканчивается он всеобщими танцами на площади Сан-Марко и сожжением чучела. Здесь прослеживается параллель с российскими масленичными гуляниями, где также применялись маски.

❗Выставка будет работать до 16 июня. Цена взрослого входного билета — 300 рублей; школьный студенческий, пенсионный — 250 рублей; групповое посещение (от 10 человек) — 200 рублей. Действует «Пушкинская карта».
Проведение мастер-классов по росписи венецианских масок — 800 рублей. Среда – 14.00, 18.00; суббота — 11.00, 14.00. Необходимые материалы предоставляются. Групповые заявки — по договоренности. ☎ Предварительная запись по тел.: 22- 45-41.

Василиса ДЕНИСОВА

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий. Комментарий будет опубликован после проверки модератором. Это займет некоторое время.