Новости Оскола » Blog Archives » Глазами ребёнка
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Глазами ребёнка

21.03.2023


🖍Храбрая бабушка
Летом 1942 года мы жили в с. Бекетово Курской области и с тревогой ловили слухи, что немцы приближаются. Бойцы Красной Армии (это были части 40-й армии), шли через наше село в сторону Старого Оскола. В то время мне шел 12-й год, я не очень тогда разбирался в жизни, но понимал, что наши солдаты голодали. Они просили у жителей еду, и я им носил картофель, который изможденные боями и переходами люди в шинелях съедали сырым. Один из бойцов подарил мне перочинный ножичек и попросил принести еще картошки. Этот подарок долго напоминал о нашей встрече.
Однажды я пришел домой и увидел, что у нас в гостях солдаты. Мой отец-инвалид работал на спиртзаводе и, естественно, угостил их спиртным. Когда бойцы уходили от нас, ребята отцу подарили баян, он немного играл на гармошке. От такого подарка батя сначала отказывался, но солдаты сказали, что хозяин баяна погиб и теперь им инструмент ни к чему.

Немцы приближались к Бекетову, были уже слышны орудийные выстрелы. Краснозвездные и немецкие самолеты в небе почти над нашим домом завязали воздушный бой, на заливной луг посыпались бомбы. Там, где паслись коровы, бомбы глубоко входили в болотистую землю и там взрывались, но стадо осталось целым и невредимым.
В нашем хозяйстве в то время содержались куры, утки, гуси, корова и поросенок. Отец хотел зарезать поросенка и пригласить «на печенку» военных, которые у нас проживали, справедливо рассуждая, что немцы придут и все отберут. Но солдаты заверили, что они врага в село не допустят.

Потом усилилась канонада, и советские артиллеристы возле нашей хаты установили две пушки. Нас же попросили уйти на другую сторону села, потому что оставаться в своих домах было небезопасно. В коллективной землянке «в три наката», где расположились отец, мать и я с младшим братишкой, было еще несколько семей, и все мы с тревогой ожидали дальнейшего развития событий.
Развязка наступила скоро. Утром за нами пришла наша тетя Мария и сказала: «Вылазьте, у нас гости!» Первым выбрался отец, я за ним, и тут к нам подошел вооруженный немец, увешанный гранатами. Он наставил на нас короткий автомат и стал требовать «яйки». Я прижался к отцу. Давать немцам, конечно, было нечего, потому что мы были вдали от дома. Бабуля, живущая недалеко, выручила, сказав оккупанту: «Пойдем, я дам тебе «яйки», – и увела его от нас. Вернувшись домой, мы увидели, как немцы режут наших кур, уток, гусей. К обеду с назначенным уже старостой забрали и свинью. Я в растерянности стоял и смотрел на этот разбой, и вздрогнул, когда один из немцев положил ладонь мне на голову, крутнул в сторону и спросил: «Пионер или нет?»

Отец ему ответил, что у нас в селе пионеров нет, и меня отпустили.
В это время в небе над Старым Осколом пикировали и сбрасывали свой смертоносный груз немецкие бомбардировщики, и нам это было хорошо видно. Немцы смотрели и приговаривали: «Аллес капут!» Фашисты тогда были сильно вооружены. Военная техника бесконечным потоком шла по шляху, от ее обилия даже трудно было перейти дорогу. Эти сила и мощь врага угнетали, и жителям Бекетова даже трудно было предугадать, что через считанные месяцы Красная Армия нас освободит.

🖍Учебник не пошел на самокрутки

Когда установилась передовая линия фронта, немцы в селе первым делом назначили старосту, выбрали полицаев и организовали комендатуру. В июле поспела рожь, и немцы собрали всех, кто мог косить — стариков, инвалидов. Женщины вязали снопы, возили их на ток и молотили цепами, веяли на веялках и ссыпали в амбары. Руководил работой сам комендант – немец по имени Рудольф. Моего отца он заставил ремонтировать молотилку, чтобы быстрее обмолотить зерно. И чуть не застрелил за то, что тот медлил с ремонтом. Когда молотилка была готова к работе, крутить ее было нечем. Тогда немцы нашли где-то колесный трактор ХТ-З, и я помню, как для шкива сшивали кусочки ремня. Наконец все собрали и молотилка затрещала, но трактор с трудом заводился и его постоянно ремонтировали. Немцы так и не успели вывезти ни грамма ржи, и перед приходом наших войск староста отомкнул амбары с зерном и отдал его жителям.

Глубоко врезался в память один эпизод. В первые дни оккупации к нам в хату заглянули два русских солдата. Одеты они были в потертые телогрейки, на ногах – рваные портянки. Отца дома не было, и мы с мамой подумали, что это русские военнопленные, которых немцы гоняли на работы. Мама накормила пришельцев, а те, увидев на печке махорку, попросили закурить. Бумаги в доме не было, но я метнулся на крыльцо, где у меня был своеобразный тайник, и принес «Историю СССР для 3-го класса». Решил вырвать страницы и предложить на закрутку. Солдат, который был постарше, остановил меня: «Тебе этот учебник еще пригодится». Мужчины расспросили маму, где расположились немцы и сколько в селе полицаев, а затем стали уточнять, как добраться до ближайшего леса. Я охотно вызвался их проводить.

Разве я знал тогда, что судьбой будет уготовано встретить тех ребят, но теперь уже в роли наших освободителей?
Когда в феврале 1943 г наши войска теснили немцев со стороны Воронежа, дверь нашего дома открыли двое офицеров, одетых в белые овчинные полушубки. «Ну что, хозяйка, – обратился к матери один из них, который был в звании постарше, – узнаете старых знакомых?» У меня глаза прямо-таки округлились. Я действительно сразу узнал тех давних гостей, которым хотел предложить на самокрутку книжку по истории.

— Доставай, сынок, учебник. Скоро мы доконаем немца, и ты снова будешь учиться, – сказал на прощание один из гостей с погонами старшего лейтенанта. Эта встреча прошла мгновенно. Под орудийный гром офицеры, как призраки, растворились в клубах метели.
Так к нам приходило долгожданное Освобожение!

Подготовил к печати Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.