Упразднили
04.04.2024
🖍Считали образцовыми
Утрату можно сравнить с расформированием и упразднением многочисленных библиотек производственных предприятий и строительных организаций, потерпевших банкротство в начале 1990-х. Чего стоила одна книжная сокровищница пассажирского автотранспортного предприятия (АО «Начало»), на комплектование фонда которой не жалел денег директор Николай Петрович Рассохин, технарь и книгочей, большой любитель истории! Ее богатейший фонд с уникальными книгами, в числе которых полные собрания сочинений классиков марксизма-ленинизма, а также сопутствующие музейные вещи – шоферская униформа, спортивные кубки, почетные грамоты и другие награды и сувениры, касающиеся истории предприятия, оказались после его закрытия на свалке. А взять библиотеки производственного строительно-монтажного объединения «Электрометаллургстрой», треста «Осколстрой»?! Их даже приезжие москвичи, многочисленные кураторы строек КМА признавали образцовыми.
Закрытие железнодорожной библиотеки по культурному ущербу можно также сравнить с расформированием музея, которым гордилась станция Старый Оскол. А если присовокупить к этому утрату ведомственных музеев СГОКа, ЛГОКа, механического завода, фабрики крученых изделий и многих других предприятий, а потом добавить ничем не оправданное решение городских властей избавиться от специализированного магазина «Дом книги», превратившегося в заурядную торговую точку, то можно заключить: с культурой Старому Осколу не везет.
Если вернуться к библиотеке станции Старый Оскол, то теперь в культурном отношении старооскольцы, работники структур ЮВЖД, выглядят как недожелезнодорожники. По высокомерно-пренебрежительному мнению начальства, обойдутся они и без собственной библиотеки.
Пишу эти строки с горечью на уше, если не сказать больше – с негодованием. Ведь именно библиотекарям станции Старый Оскол Вере Котеневой и Надежде Гостевой благодарен за помощь в подборе материала для написания книг по краеведению «Время выбирает сильных (2010) «Имя им созидатели» (2017), «Нас водила молодость» (2028), «Спорт со знаком восклицания» (2020) и, наконец, «Старый Оскол: лица ушедшей эпохи. Конец «ХIХ – Начало ХХ века» (2022), вышедших в нашем городе в издательстве «Ямская степь». Именно в упомянутой библиотеке хранилась богатейшая летопись, повествующая о зарождении и развитии Старооскольского железнодорожного узла. Составил такой бесценный труд Иван Иванович Самойлов, большевик, участник боев с Деникиным, персональный пенсионер республиканского значения, награжденный многими трудовыми орденами и медалями. Он считал своим святым долгом донести правдивую историю депо и своей крестьянской семьи до потомков.
🖍Уважаемая профессия
Альбомы с записями и уникальные исторические фото, собранные отцом, бережно хранил и добавлял новые сведения, касающиеся истории старейшего предприятия Юго-Восточной магистрали – локомотивного депо, а также других подразделений ЮВЖД, сын Ивана Ивановича Евгений Самойлов, их дополняли многие другие энтузиасты-краеведы. На основе столь ценных записок заведующая технической библиотекой, она же известный старооскольский поэт Вера Алексеевна Котенева, создала в 2007 году к 110-летию локомотивного депо Старый Оскол замечательную книгу «От «кукушки» – до электровоза». Естественно, дополнив факты своими собственными изысканиями и исследованиями.
Вера Алексеевна Котенева, выпускница Обоянского библиотечного техникума, самим фактом написания упомянутой книги, на мой взгляд, являет собой образ идеального библиотекаря, человека, знающего и любящего свою работу, верно служащего книге, дорожащего читателем. В технической библиотеке станции Старый Оскол она проработала без малого 30 лет, является автором четырех поэтических сборников, ее стихи охотно публиковали местные газеты. А ведь ровно столько же лет, с 1812 года по 1841 год, русский баснописец, публицист, издатель сатирико-просветительских журналов Иван Андреевич Крылов служил в Публичной Императорской библиотеке. Звание библиотекаря в свое время было весьма уважаемым. Истинные приверженцы этой профессии всегда отличались широким культурным кругозором и эрудицией, работали творчески, с пользой для общества.
Вера Котенева унаследовала библиотеку от Виктора Владимировича Матвеева, который в свою очередь принял хозяйство от Натальи Алексеевны Переяславцевой. С заведования Натальей Алексеевной, с марта 1953 года, и вела отсчет своей деятельности техническая библиотека станции Старый Оскол. Вот как пишет об этом событии семидесятилетней давности Надежда Гостева, составившая краткую историю техбиблиотеки станции Старый Оскол: «Из складского помещения погрузного двора начальный фонд библиотеки был помещен в одну комнату с бухгалтерией железнодорожного клуба.
В библиотеке насчитывалось всего 120 читателей, в основном это были работники паровозного депо. Фонд библиотеки составлял 2700 экземпляров, книговыдача составляла в год 300-400 экземпляров. Книжный фонд был размещен в шкафах кустарной работы. Библиотечное оборудование дополняли один рабочий стол и стул.
Первой заведующей технической библиотеки была Переяславцева Наталья Алексеевна (1918-1998 гг), образование среднее. На этом посту она проработала 24 года».
Именно Наталье Алексеевне и ее преемнику Виктору Владимировичу Матвееву Вера Котенева выразила слова глубокой признательности за кропотливо собранные материалы, которыми она воспользовалась, когда работала над книгой «От « кукушки» – до электровоза».
🖍Была перспектива…
Надежда Гостева, инженер по образованию, проработавшая в локомотивном депо 28 лет, стала библиотекарем после ухода на заслуженных отдых Веры Алексеевны Котеневой. Не имея специального библиотечного образования, она творчески и со знанием дела продолжила работу с читателями, как и ее предшественники, и не случайно вместе с Виктором Владимировичем Матвеевым и Верой Алексеевной Котеневой в 2014 году была награждена ведомственным знаком «За заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой I степени». Со слов Надежды Гостевой, мы узнаем о том, как советская власть заботилась о благоустройстве и пополнении книжного фонда библиотеки. Условия для работы библиотекарей постоянно улучшались, а читателям все удобнее было пользоваться услугами. Так, с июня 1977 г. линейная техническая библиотека переехала в новое более просторное помещение локомотивного депо (75 кв. м). По истечении пяти лет, в 1982-м, библиотека вновь справляет новоселье. Она получает две комнаты общей площадью 94 «квадрата», куда входят читальный зал (25 кв. м.) и книгохранилище площадью 69 кв. м. В этом помещении библиотека просуществовала 20 лет.
Дает Надежда Дмитриевна и картинку, как выглядела библиотека в начале ХХI века: «Техническая библиотека встретила с такими показателями: Книжный фонд на 01.01.2001 г. составил 17325 экземпляров. Читателей на 01.01.2001 г. – 1710 чел. Книговыдача составила 30160 экземпляров». Приведенная статистика свидетельствует о том, что старооскольские железнодорожники всегда любили и ценили книгу, в чем видится несомненная заслуга библиотечных работников.
Обидно и то, что у библиотеки была перспектива развития, она переходила на новые формы работы с использованием возможностей цифровых технологий. В 2007 году на рабочем месте библиотекаря появился персональный компьютер, постоянно рос книжный фонд. А через три года техбиблиотеку объединили с центром научно-технической информации, что прибавило оптимизма сотрудникам. Словом, учреждение было востребовано, но нашлись высокопоставленные люди, заточенные на бизнес, которые понятие оптимизация путают с эффективностью процесса производства и управления. Людям, гоняющимся за прибылью, глубоко плевать на вопросы культуры, духовного развития. Для них работник – всего-навсего безмолвная персональная единица, не смеющая возразить против начальственного произвола. Иначе чем объяснить тот факт, что богатым монополистом за последние десять лет в Белгородском отделении ЮВЖД закрылись, наряду со старооскольской, техбиблиотеки на станциях в Валуйках, Готне, Ржаве, осталась только в Белгороде. Человек для деятелей, обуреваемых пороком стяжательства, – отнюдь не подобие Бога со всей духовной возвышенностью, а простой винтик, существующий для функционирования механизма делания денег. Для таких манкуртов или Иванов, не помнящих родства, нынешнее время – не время библиотекарей и поэтов.
Евгений ЕВСЮКОВ,
фото из архивов Веры Котеневой и Надежды Гостевой
Комментариев пока нет.