Новости Оскола » Blog Archives » Проверка памяти?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Проверка памяти?

27.06.2024

Подобное отношение за основу принять нельзя! А эпизод в Воронеже? Там на входе в одну из школ учащихся до сдачи ЕГЭ невиданно настойчиво водили под рамкой, сигнал которой должен быть свидетельством того, что у проверяемых в наличии изделия из металла. Настойчиво водили потому, что когда школьники очистили карманы, рамка всё-таки беспокоилась. Была ли она исправной? О состоянии её не сообщалось. Но, как стало о том известно, состояние школьников было аховым. Потеряв наконец терпение, ретивые контролёры начали подвергать придирчивому осмотру пришедших сдавать экзамен – вплоть до обозрения нижнего белья. Процедура стала напоминать общение надзирателей с отпетыми негодяями в местах не столь отдалённых. Что вряд ли в обычной школе было к инструкции и к лицу. Но разве инструкция и действительность не способны резко разойтись? Так и в данном конкретном случае. В котором вроде бы целью было проверить знание учебных материалов, а не стрессоустойчивость выпускников.

🖍В инженеры не идут
Возобладало когда-то мнение, что тестовая форма — это самая объективная проверка знаний учеников. С ежегодным старанием и страданием. Хотя где-то и возникает сомнение в том, что знания можно проверить подобным образом. Потому как знание – это отражение в мышлении человека результата практики познания всего того, что человека окружает. Но как оценить мышление, если экзаменаторы не видят и не слышат объяснений тех, кого они экзаменуют? В ходе ОГЭ и ЕГЭ надо или указать на вариант, который школьник считает правильным, или же знаки вписать в задание – так называемый контрольный материал. Тут не знание, а память проверяется. Которую зачастую репетиторы постарались как следует «натаскать».
Тренировка памяти репетиторами поставлена на поток. В 9-х и 11-х классах её почитают особо нужной. Даже при достаточно серьёзной цене за час занятия. Свежая статистика гласит: привлечение репетитора к подготовке выпускника доходит до трети затрат родителей на обеспечение ребёнка обувью и одеждой, на деньги для любимых увлечений, на то, чтобы поддерживать здоровье. И спрос на платные услуги репетиторов не уменьшается – возрастает! Потому как расчёт простой: репетитору один раз платить, теша себя надеждой, что сына или дочь зачислят на бюджетное отделение, а вузу платить приходится за каждый курс и в суммах куда крупнее, если те сын и дочь окажутся на платном отделении.

Но что за всходы дала эта форма итоговой аттестации? Как отметил Рособрнадзор, физика только на пятом месте из предметов, выбираемых сдающими тесты при ЕГЭ. Хотя физику ничем не заменить в подготовке будущих инженеров, а инженерный корпус определяет развитие экономики. Которой надо бы в нашей стране заметно прибавить в эффективности. Согласно выполненным сравнениям производительности труда, в РФ наблюдается отставание по данному показателю не только от Германии и США (в 2,9 раза), но даже и от Литвы (в 1,6 раза). Ведь производительность труда зависит не только от работника, но и от того, что он на рабочем месте приводит в действие. Устаревшее морально в цехе не угонится за новым и перспективным. И заметить, где что стоит заменить, легче получается тогда, когда молодые специалисты со свежим восприятием приходят в производственный коллектив. Старшие поколения настолько уже с годами привыкли к тому, что перед глазами, что и менять ничего не хочется.

Как же у нас в стране с притоком в промышленность молодых со свежими взглядами инженеров? Заместитель руководителя Министерства науки и высшего образования Ольга Петрова в 2023 году не без сожаления говорила о том, что только шестая часть из подходящих по специальности промышленным предприятиям избрала для начала своей трудовой карьеры промышленность. Остальные осели кто где. Причина для этого не одна. Однако есть особенно заметная. Не каждый из тех, кто окончил вуз, имел задатки именно инженера. В технический вуз сдавали заявления о приёме с приложением баллов за ЕГЭ, но без приложения тяги к технике. Так ведь баллы за ЕГЭ технических задатков не заменят! А проверок на соответствие будущей специальности технические вузы не проводят.

🖍Нет жилья – нет семьи
Вот учиться на актёра, художника или же композитора не возьмут без творческого конкурса, каким бы высоким ни был балл за ЕГЭ. Совершенно справедливо тут считается, что дарованию не научишь – можно только лишь шлифовать то, что дано природой. А дарование инженера со студенческим билетом выдаётся? Ведь и тут нужны свои наклонности. Они известны. Можно перечислить, удивляясь тому, насколько нерегулярно с ними знакомят тех, кто выбирает дорогу в жизни по окончании средней школы. Среди интересов тех, кто в будущем может вырасти в инженера по званию и призванию, – обязательно должен быть интерес к наукам и технологиям, к решению замеченных проблем технического характера, интерес к созданию устройств, новых систем, процессов. Словом, постоянный интерес к техническому труду с присутствием доли творчества. Есть и список личных качеств тех, кому можно посоветовать идти учиться на инженера. Здесь аналитические навыки, обострённое внимание к деталям, способность к дедуктивному мышлению, умение понятно изложить технические концепции своим коллегам и руководителям, настроенность на то, чтобы сотрудничать с партнёрами и экспертами при реализации проектов, готовность быстро и эффективно принимать необходимые решения при получении информации, желание изучать новые методы, технологии, находить в них полезное для себя. Инженеры – не теоретики. Это люди реальных дел. Тем и ценны для общества, что они практически опора технического процесса.

Всякое замедление технического прогресса даёт нежелательные плоды. Недавно о том напомнил глава Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. Специалист по демографии посетовал, что строительный комплекс в РФ отстал лет на 30 в своём развитии. Причём тут, кажется, демография? Да при том, что рождаемость в тесной связке с семейным благополучием в отношении собственного жилья. Однокомнатная квартира имеется у семьи, и в семье лишь один ребёнок. Нет своего жилья — отложено создание семьи на неопределённый срок… А ведь это не безразлично в целом для всей страны.

Как показал опрос, имеющие в виду улучшение условий проживания хотели бы поселиться в двухкомнатных, трёхкомнатных квартирах с вполне определёнными размерами. Двухкомнатная квартира не менее 55 квадратных метров, трёхкомнатная квартира – 80 «квадратов». Такие пожелания разбиваются о финансовые возможности. Но ведь это при низкой механизации строительных операций. А станет она высокой, тогда и темпы строительства возрастут, за то же время квадратных метров будет сдаваться больше – с меньшими затратами труда. В результате квадратный метр должен подешеветь. На механизацию труда в строительном производстве, где немало ручных работ, давно надо наброситься тем, кому по профессии это близко.

🖍Больше вреда, чем пользы
Советский учёный Артоболевский как-то подсчитал: к третьей четверти XX столетия технически талантливые люди придумали и внедрили 4746 механизмов, позволяющих создавать машины или линии машин. Огромное удовольствие, применяя эти механизмы в их разнообразных сочетаниях, создавать то новое, совершенное, чего прежде не видели. Но огромное удовольствие и комбинировать механизмы для тех, у кого к тому имеется тяготение. С учётом подобной истины сегодня начали создавать Научно-образовательные центры в отдельных технических вузах. Центры находят такие точки, в которых пересекаются обучающие программы и текущие запросы предприятий на технические решения возникающих затруднений. Преподаватели и студенты вникают в заявки, их выполняют (без спешки, но основательно), получают плату от предприятия. Полезное начинание! Ведь молодые люди не только проверяют собственные способности, но и получают представление о производстве не из учебников. Кроме того, знакомятся с ведущими специалистами предприятий, которые в скором будущем могут стать наставниками им при включении в штат завода, фабрики, комбината.

Перспективными могут стать и «инженерные классы» в школах. Ведь в них набирают учеников, ощутивших склонности к тому, чтобы выйти со временем в инженеры. Даже если кто-то и отсеется в таких «инженерных классах», это бедой не станет. Беда, когда защищён диплом с квалификацией инженера, а фактически человек не способен работать на производстве. Добросовестно конспектировал, зубрил перед зачётами. Но чужие тексты повторять – это совсем не то, что принимать решения, за которыми могут следовать как экономический эффект, так и потеря времени, денег, авторитета. Такие провалы лучше предупреждать заранее, совершенствуя систему аттестации школьных выпускников. Не о том ли нескончаемые споры о плюсах и минусах ЕГЭ? В плюсы заносят то, что преподаватель вуза отсечён при ЕГЭ от взятки или блата, что не надо тратиться на дорогу тем, кто живёт далеко от вуза, что к проверке прохождения экзамена частично привлекаются компьютеры, что оценка за ЕГЭ по шкале достаточно высокая (100 баллов), а это лучше, чем былая пятибалльная система.

Вместе с тем не тонут ли эти плюсы в минусах? Доводы против: исключается развитие способности доказывать свой ответ, не крепнут логические навыки и мыслительные начала, простора для творчества никакого, недостаточно учтена в заданиях специализация школ (с гуманитарным и естественно-научным направлением), ЕГЭ приводит к репетиторству, при проверке контрольного материала компьютером допускаются существенные ошибки в распознавании ответов учеников, для школьников ЕГЭ – эмоциональное давление, что нередко не позволяет показать свой лучший результат.
Эмоциональное давление… При достаточной вредоносности не тянет ли такое на статьи в Гражданском кодексе Российской Федерации, а то и в Уголовном?

Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий. Комментарий будет опубликован после проверки модератором. Это займет некоторое время.