Новости Оскола » Blog Archives » Ветер и солнце
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Ветер и солнце

17.04.2023


— Тогда обычно в школу приходили агитировать — кто пойдёт на танцы, кто в спорт. Но это всё не для меня, у меня, как говорится, «обе ноги левые», — смеётся Татьяна Дмитриевна. — А вот ИЗО заинтересовалась и решила попробовать. В те годы родители мало контролировали внешкольную жизнь, мы сами выбирали, чем заниматься. Но всё, что нужно было – самые лучшие кисти, краски они обеспечивали. Что было непросто: в обычном магазине не купить, надо было «доставать». И найти трудно, и стоило дороже.

Руководитель кружка из Дома пионеров довольно быстро разглядела в Тане способности и отвела в художественную школу, где её приняли в первый класс. Тамошние педагоги всегда славились своим неравнодушным отношением к судьбе воспитанников. И когда Татьяна окончила восьмилетку в общеобразовательной школе (а в художке — всего лишь третий класс), директор ДХШ Иван Алексеевич Толмачёв вызвал маму и сказал: «Вашей дочери надо попробовать поступить в Харьковское государственное художественное училище. Оно сильное, конкурс высокий, мало шансов, что поступит, но попробовать надо».

Попробовала — и поступила. И вместо того чтобы прыгать от радости, начала заливаться слезами:
— Подружки, с которыми мы квартиру снимали, не прошли, по домам возвращаются. Что я буду одна делать в чужом городе? Вернулась в Старый Оскол, пришла к директору в расстроенных чувствах, а он такой дипломат, предложил выход: «Надо потерпеть. Если до Нового года не привыкнешь – вернёшься. Устрою тебя и в общеобразовательную, и у нас окончишь четвёртый класс».
Конечно, через полгода Татьяна уже и не вспоминала о своих переживаниях: и подружки новые нашлись, и в учёбу втянулась. Училище действительно было замечательное. Юной провинциалке всё было интересно.

Через четыре года получила диплом по специальности «Художник-педагог». Начала работать в Старом Осколе художником-оформителем в филиале «Оргтехстрой».
— Мы занимались там рекламой, — вспоминает Татьяна. — Компьютеров же тогда не было, да даже и слово «реклама» было для нас чужое. То, что мы сейчас называем «баннеры», называлось «планшеты». И мы разрисовывали их от руки. Трафареты, плакатные перья, картинки… Но я поработала там недолго. Заочно окончила художественно-графический факультет Курского педагогического института и перешла в свою родную художку.

Десять лет Татьяна Ярковая отработала в ДХШ — преподавателем, потом завучем. Одновременно преподавала в педколледже и филиале БелГУ. И когда здесь открывали отделение дизайна, именно ей поручили организовать его с нуля. Новая работа – новые возможности, но и… новые нагрузки. Студенты – народ шумный и зачастую неорганизованный. А Татьяна Дмитриевна – человек чрезвычайно ответственный. «Они все разные, – говорит бывший педагог. — Надо было спокойнее к этому относиться. А мне хотелось, чтобы они все были правильные, чтобы всё было на высшем уровне. Да ещё и бумажная работа, которая сейчас занимает львиную долю любой преподавательской деятельности, удовольствия не доставляла. Это бесконечное заполнение документации – пустая трата времени. В общем, устала я от всего этого».

Вот так в 2009 году Татьяна Ярковая ушла в свободное плавание, к тому времени она уже заработала пенсию по выслуге лет. Наконец-то появилась возможность полностью посвятить себя творчеству. «Было страшновато поначалу, но теперь не жалею». Она не перестала быть преподавателем — даёт уроки, помогает желающим осваивать азы мастерства. Но уже, как говорится, «без фанатизма». Так же спокойно, в небыстром темпе пишет картины. Пишет только то, что нравится, к чему лежит душа. Жанры – самые разные: портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика («портреты» животных). Впрочем, есть у неё любимый жанр – натюрморт. Если кто не помнит, этот термин произошел от французского nature morte, что переводится как «мертвая природа». Помилуйте, к картинам Татьяны Ярковой это вряд ли применимо! Выписанные её кистью цветы хочется трогать руками и вдыхать их аромат. Фрукты и овощи – непременно попробовать. Они создают ощущение уюта и тепла, безмятежности и спокойствия. Секрет – в солнечном свете.

— Я люблю ветер и солнце, — признаётся автор. — Даже цветы или фрукты не буду писать при пасмурной погоде. Солнце помогает и объём вылепить, и настроение создать, и цвета ярче сделать.
Наверное поэтому работы Татьяны Ярковой охотно приобретают в частные коллекции и для украшения собственных домов.
— Вроде в очередь не стоят, но картины расходятся, — говорит художница. — Кто-то купил для своего коттеджа, рассказал знакомым. Но я не ставлю цели заработать на этом, пишу больше для души. Берусь не за всякий заказ, работать буду только над тем, что мне интересно. Жизнь даёт мало поводов для оптимизма в последнее время. Но когда я пишу, забываю обо всём. Думаю о сочетании цветов, как развести передний план с задним, как положить краски, выстроить композицию. Это как медитация, как бы уходишь в другой мир… Теперь я понимаю, что означает термин «арт-терапия». Хотя с плохим настроением за работу не сажусь.

Картины Татьяны Ярковой можно увидеть в музеях Старого Оскола и Белгорода, в частных коллекциях не только россиян, но и жителей США, Израиля, Италии, Болгарии, Польши и других стран. Приобщиться к этому солнечному искусству скоро сможет любой староосколец. В ТРЦ «Боше» работает открытое выставочное пространство Free Gallery (вторая очередь, первый этаж).
❗14 апреля здесь откроется экспозиция ярких работ Ярковой. Приходите любоваться!

Лариса ЧАЩИНА

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.