Ай да Пушкин!
10.05.2023
В общем, и географически Пушкин все время со мной. Так же, как он всю жизнь сопутствует любому русскому человеку. Потому что он написал всё: создал самые разные типы произведений. С ранних лет мы знакомимся с царём Салтаном, золотым петушком или стариком и рыбкой, а потом сами читаем эти сказки детям и внукам. В школе изучаем «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», «Евгения Онегина»… А уже совсем взрослыми понимаем, что Пушкин – действительно наше все. Его жизнь в литературе вечна.
Но годы идут. Миновало уже 200 лет. Многое мы переоцениваем. И сегодня интересно понять, что теперь значит для нас этот человек. Подвержен ли он влиянию времени, как другие литераторы?
🖍Остаётся ли он нашим всем?
После революции его пытались «бросить с парохода современности». Но время прошло, и сами эти бросатели по большей части куда-то делись. А Александр Сергеевич по-прежнему с нами. Однако есть и изменения.
Советская историография показывала жизнь Пушкина в свете марксистско-ленинской теории. Поэт обязан был бороться с царизмом, а власть в ответ – его прижимать. Само общество должно быть плохим. А гибель «невольника чести» – стать результатом заговора. Но когда идеологический туман рассеялся, начал проглядывать настоящий облик этого великого человека. Выясняются вещи, которые раньше не особо были нужны. Но они объективно рассказывают об отношениях поэта с властью или с женщинами. И мы узнаем что-то новое.
Возьмем устойчивое предубеждение, что цари обижали Пушкина, а сам он был сторонником декабристов, борцом с самодержавием и т. д. Для подтверждения используются какие-то конкретные его стихи. Но когда рассматриваешь бытовую сторону, всплывает много чего интересного.
Первое: Александра приняли в самое привилегированное учебное заведение того времени. Набрано было всего 30 человек. По своим исходным параметрам он не мог оказаться в их числе и попал туда по блату: его дядя был дружен со Сперанским. Но при этом Пушкин относился к высшему слою аристократии. И хотя род их обеднел, говорить, что поэта зажимали – неправильно. Позже он получил придворное звание: был пожалован в камер-юнкеры. Но поскольку обычно такой статус давали юношам, а поэт был уже в возрасте, то посчитал это унизительным. Хотя Николай I не сказать чтобы любил, но уважал его и реально видел в нем гения, понимал истинное значение этого человека для России.
С этой позиции и на ссылку в Михайловское можно посмотреть по-иному. Да, Пушкин рвался оттуда обратно в столицу. Но те два года дали нам более сотни замечательных произведений. Там он имел возможность спокойно творить. И получается, сам не понимал своего счастья. Царь же вполне мог исходить из подобных соображений. А еще в министерстве иностранных дел он назначил ему жалование, сопоставимое с зарплатой генерал-губернатора Москвы. Другое дело, что Александр Сергеевич был расточительным. Много проигрывал. Да и жил он в самом центре Петербурга – это тоже стоило денег. Одиннадцать комнат на двух этажах, мамки-няньки, прислуга… Конечно, у него были громадные долги. Попытки заниматься издательским бизнесом успеха тоже не принесли: журнал «Современник» в финансовом плане надежд не оправдал. Но раз ты великий поэт – нужно соответствовать, поддерживать определенный уровень жизни.
К слову, о деньгах, еще один факт: после дуэли Николай написал ему письмо с обещанием поддержать семью. И действительно выплатил потом все долги Пушкина, издал полный сборник его сочинений, доходы от продажи которого пошли вдове, взял на содержание детей.
Так что говорить, что царь ненавидел его и специально устроил заговор, просто смешно.
🖍Что можно сказать о характере Пушкина?
Сам он цену себе, конечно, знал. И вел себя соответственно. Когда Пушкин посватался к Натали, ему сначала отказали. Репутация у жениха оказалась не лучшая: и пьяница, и бабник, и игрок… Хотя сама Гончарова была бесприданницей. Когда он попытал счастья во второй раз, будущая теща даже запросила у полиции справку о его благонадежности. И Бенкендорф такую бумагу написал: мол, все в порядке – может жениться.
Понятно, что многим он насолил. Вспомнить хотя бы его знаменитую эпиграмму на Воронцова:
Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
А ведь Михаил Семенович был очень уважаемый человек. Герой войны 1812 года. Комендант Парижа, который после вывода войск заплатил все долги русских офицеров, пировавших в местных кабаках и ресторанах: для этого ему даже пришлось продать собственное имение. Затем поднял и Крым, и Одессу, куда был назначен генерал-губернатором. Но запомнился потомкам именно по этим обидным строками великого поэта. А тот просто влюбился в его молодую жену, когда оказался в своей «южной ссылке». Хотя на самом деле еще молодой в ту пору поэт был лишь прикрытием для настоящего любовника Елизаветы Воронцовой – Александра Раевского. Но сам этого не понимал. А на Воронцова злился.
🖍Но почему так сложилась история его главной любви?
Женившись на Натали, Пушкин допустил довольно типичную, но от этого не менее роковую ошибку. Он по тогдашним меркам был уже в возрасте и хотел взять юную красавицу. Непорочную. А она еще не знала любви, не понимала тонкостей взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Да и просто не влюбилась в собственного мужа. А когда появился молодой кавалергард Дантес, ее охватила настоящая страсть. И она оказалась между двух огней. Любовь – чувство неуправляемое. И что с того, что Пушкин гений? С высоты собственных лет могу сказать: лучше бы он женился на опытной женщине, искавшей спокойствия, тихого угла. А так в свои последние годы поэт оказался в аду.
Как себя чувствует великий человек, которого не любит собственная жена? Более того, крутит роман. А он же гордый. Натура страстная. Понятно, что состояние его было ужасным. Пушкин искал какой-то выход, и он оказался трагическим. Но закономерным. Иного варианта для него не было: только дуэль. Взаимное уничтожение. Смерть.
А вообще Александр Сергеевич был в полном смысле членом своего общества. Оно же его и погубило. Как жили эти люди? Находясь на содержании крестьян, толком ничем не занимались. Разве что офицеры служили. Одна из сестер Гончаровой рассказывает в своих письмах, как ходит на балы, ищет женихов или катается на лошади. Так и остальные: встречались, танцевали, пели, сплетничали. Если у человека есть свои интересы, какое-то дело – он развивается. У Пушкина было его творчество. А окружало поэта болото. Клоака. Люди абсолютно пустые.
🖍Как оценить творчество поэта?
Пушкин – не классик. Он гений. Это факт. Он напрямую говорил со Вселенной. Стихи словно лились ему свыше. Когда читаешь Александра Сергеевича, невозможно оторваться: все очень гладко, аккуратно, одно вытекает из другого. Конечно, что-то мы переосмысливаем. Например, сегодня я понимаю, что главный герой его знаменитой поэмы вовсе не Онегин. На самом деле в центре Татьяна Ларина, серьезная женщина с чувством долга. А Евгений – так, светская пустышка. Эгоист.
Однако при всех переменах в восприятии творчества Пушкина его герои не исчезают с нашего горизонта, не в пример бунинским или горьковским. Они олицетворяют вечные ценности. Даже в, казалось бы, детских сказках. Ведь та же Рыбка – это о нас. О наших желаниях, семейных отношениях. Или Золотой Петушок. Когда нужда тебя гонит – обещаешь что угодно, а когда отпускает – уже думаешь: а надо ли отдавать? Классика.
А как Пушкин читается! Без каких-либо трудностей. Будто вчера написано. Нет архаичных слов, ненужных описаний. Коротко и ясно. Кого-то из ранее признанных мастеров сегодня читаешь через силу. Где-то сюжет тебе нравится, а длинные зарисовки – нет. Или персонажи с их страстями кажутся надуманными. Кто-то топит тебя в ненужных деталях. У Пушкина все в гармонии. А еще один из признаков гениальности произведения: в тебя вливается энергия автора. Ты входишь в созданный им мир. Настроение повышается. Бывает, смотришь на картину или слушаешь музыку – и тебе хорошо. То же самое с пушкинским текстом. А некоторые писатели из тебя эту энергию, наоборот, высасывают.
Гениальность Александра Сергеевича еще и в том, что он ухватил дух, самую суть описываемых явлений. Поэтому Пушкин действительно наше все. И конечно, возникает вопрос: а если бы его не убили?
Сегодня есть масса конспирологических теорий. Но давайте называть вещи своими именами. Жорж Дантес – нормальный человек, который соответствовал той эпохе. Когда его выслали, он не потерялся в этом мире, не оказался изгоем. Жил в городе Сульце во Франции, даже стал сенатором. Сама дуэль проходила по всем дворянским правилам. Упрекнуть Дантеса не в чем. Он действовал в соответствии с ситуацией. С этим ничего не попишешь.
А Пушкина вела судьба. И можно сколько угодно рассуждать о его возможностях. Выплеснул ли он всё к 37 годам? Какие еще у него были замыслы? Мы не знаем. Может быть, великий поэт открылся бы для нас по-новому. Но и без того солнце русской поэзии щедро согревает всех своим теплом.
Александр ЛАПИН
Обсуждение закрыто.