Новости Оскола » Blog Archives » Фотограф из «Путёвки»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Фотограф из «Путёвки»

10.02.2022

Алексей Соломкин работал тогда в штате «Октябрьских Зорь» и у ворот редакции запечатлел на память группу из четырех человек, которые жуют яблоки и ведут оживленную беседу. В центре – Владимир Михалев, автор этих строк – крайний справа, рядом со мной девушка, крановщица ОЭМК и начинающая поэтесса, слева – заезжий фотокорреспондент из Белгорода. Когда я смотрю на этот снимок, передающий пульс и дыхание нашей молодости, мысленно благодарю фотографа, сумевшего передать облики современников, запечатлеть фрагмент бытия не в постановоном варианте. Главный на фото, даже композиционно, конечно же, Михалев – местная поэтическая знаменитость. Смотришь на снимок, и в душе появляется щемящее чувство от осознания чего-то важного, невозвратимо утраченного. И, конечно же, приходят на ум прекрасные, глубоко философские стихи Михалева, написанные в 1973 году, в расцвет его творчества:
Грызу глубоко яблоко —
Сосу румяный сок…
Привычку детства ясного
Доныне уберёг.
Доныне по-ребячьему
Ядрёное хвалю:
Грызу его и плачу я,
И семечки плюю…
Все передряги рьяные
Забыл, не помню, ах —
Сок яблока румяного
Запекся на губах!..

Незабываемый момент
Второй снимок встречается в нескольких моих книгах, поскольку напоминает не только о знаменательных событиях в спортивной жизни Белгородчины, но и одном из счастливейших эпизодов личной жизни. Благодаря тому, что по приезде в Старый Оскол стал заниматься туризмом и выступал в составе сборной комбината «Электрометаллургстрой» по легкой атлетике, в упорной соревновательной борьбе пробился в участники «Эстафеты Олимпийского огня», заслужил право нести по Белгородской земле факел Олимпиады -80.
В областном центре, на центральной площади Ленина, когда чествовали героев дня, Алексей Соломкин запечатлел торжественное событие, и таким образом у меня проявилась семейная реликвия. На фото — член оргкомитета Олимпиады-80, Герой Советского Союза, участник Курской битвы Михаил Макарычев вручает мне Памятную грамоту Олимпиады-80.
Убежден, что и другие люди, представители разных профессий, которых запечатлел с помощью фотокамеры Алексей Соломкин, говорили ему «спасибо».

Роковое задание
В «Октябрьских Зорях» по неизвестным нам причинам Алексей Анисимович проработал недолго, в основном его творчество связано с районной газетой «Путь Октября». Переход его в «районщики» ветеран оскольской журналистики Любовь Иваненко, также начинавшая с «Путевки», объяснила логично: «Леша, сам выходец из села, очень любил сельских жителей, хорошо понимал их психологию, а потому его снимки, как правило, получались удачными. На них герои запечатлены живыми и естественными. Брутальный, коммуникабельный, обаятельный и располагающий к себе, вечно шумливый и куда-то спешащий балагур Леша в душе был лириком. Он любил своих героев, хотел передать свою симпатию к ним читателю, а поэтому и в образах, запечатленных на фото Соломкина, мы угадываем ответное настроение».
Чтобы сделать приличный материал для районной газеты в эпоху социализма, надо было прошагать не одну версту и приложить немало сил. Знаю об этом не понаслышке. Но если фактуру для заметки из дальнего колхоза можно было худо-бедно заполучить по телефону, то события из повседневной жизни селян фотокорреспондент мог отразить только на месте действия. Динамика материала для репортажа требовала предельной оперативности, связанной с большими затратами не только физических, но и душевных сил. Неважно: дождь, пурга, весенняя распутица… Алексей Соломкин в молодости повредил ногу и выполнять задание редактора отправлялся на собственном мотоцикле, а позднее на «Запорожце». Один из таких дней для талантливого и трудолюбивого фотокорреспондента оказался роковым. В статье, подготовленной во время лечения в горбольнице №2 в марте 1996 года, корреспондент «Пути Октября» Виктор Ломовцев вспоминает: «Поехали с моим товарищем фотокорреспондентом в овощеводческое хозяйство, чтобы рассказать, как готовятся к весне – и очутился на больничной койке. Как это произошло – не знаю, потому что перед этим посмотрел назад. Уже потом узнал, что мой товарищ – известный всему району фотокорреспондент Алексей Анисимович Соломкин через несколько часов после аварии скончался от удара и от сильных ожогов. Сгорел дотла и его «Запорожец».
14 марта 1996 года в газете «Путь Октября» появился некролог, извещающий о том, что ушел в мир иной Алексей Анисимович Соломкин.
В горестной заметке говорилось: «Позавчера он, как всегда, появился в редакции с хорошим настроением, с кучей идей, с кипой фотографий. С кем-то перебросился короткой репликой, кому-то выдал очередную шутку, позвонил домой дочке Леночке, которую безумно любил… Потом сел за стол, подписал к очередному материалу серию фотографий и весело бросил всем «Ну, до свиданьица, едем на задание». И как всегда прозвучало ему в ответ: «До свидания, Лёш, ждем…».
А через несколько часов — страшное известие: дорожная авария. Он скончался в больнице, не приходя в сознание. Ему было всего 58 лет».
Текст некролога написала редактор газеты Надежда Максютова, она выразила мысли и чувства всех тех, кто знал Алексея Соломкина, передала печаль его друзей и читателей «Путевки».

Говорящая фамилия
Мне не приходилось сотрудничать с Алексеем Анисимовичем, как, к примеру, с фотомастером Василием Смотровым, поэтому не могу причислить себя к его близким друзьям-товарищам, но чувство благодарности к коллеге сохранил не только из-за упомянутых снимков. Доброта Алексея была безмерна: он однажды сам предложил мне хранить в подвале его гаража несколько мешков картошки. Урожай семья журналиста с более чем скромным достатком вырастила, как тогда практиковалось, на выделенном местными властями во временное пользование крохотном загородном земельном участке.
В зимние выходные Леша безропотно добирался со мной в район ремонтного завода, где располагался гараж, чтобы позволить набрать очередную порцию картошки.
К сожалению, в архивах удалось найти не столь много работ, по которым можно судить об уровне мастерства Алексея Соломкина. Но все же кое-что мы отыскали. Своей безыскусной простотой и притягательностью, а вместе с тем психологизмом и правдивостью, подкупают портреты пастуха-скотника из совхоза «Красная звезда» А.М. Долгих, комбайнера из совхоза «Ленинский» А.П. Гранкина, фото неизвестной, слегка смущенной молодой крестьянки, вероятно, застигнутой врасплох бойким и острым на язычок фотокором. Среди колоритных типажей, запечатленных Соломкиным, можно найти также и горожан – простых тружеников, созидателей Оскольской Магнитки.
Все это черты и облики человека труда из ушедшей эпохи с непонятными для нынешней молодежи реалиями сохранились, благодаря фотографу районки. В них легко отыскать приметы некогда мощной и богатой духовными ценностями коллективистской России.
Существует таинственная наука в языковедении под названием «ономастика». Она занимается изучением происхождения и трансформации человеческих имен. Но даже без помощи этнолингвистов можно убедиться в том, что русский человек по фамилии Соломкин сделал свой профессиональный выбор в пользу села не случайно. Ведь он являлся представителем и выразителем духа той самой праведной, подчас буйной и вечно мятущейся, как сейчас модно говорить, глубинной России.
Евгений ЕВСЮКОВ,

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.