Новости Оскола » Blog Archives » Больное место (Продолжение. Начало в №10)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Больное место (Продолжение. Начало в №10)

27.08.2022


Важным фактором стало провозглашение курса на организацию всеобщего семилетнего обучения. Эта тенденция коснулась и школ района. К примеру, в 1931 году Казацкая школа была реорганизована в семилетнюю, а в слободе Пушкарской с 1939 года начала работать вечерняя школа-десятилетка, в которой обучалась рабочая молодежь. Государству нужны были идейно подготовленные грамотные строители социализма. И советская школа довольно успешно справлялась с этой задачей, хотя образовательная статистика и к началу 40-х выглядела удручающей: каждый пятый житель старше 10 лет не умел читать и писать.

Во главу угла ставилась задача подготовки защитников отечества, и история старооскольской школы сохранила немало эпизодов самоотверженного труда учителей, решающих архиважную государственную проблему. Немало имен педагогов, достойных упоминания в летописи образования в нашем крае.
Явная тенденция предвоенных лет — рост качества преподавания в лучших образовательных учреждениях не только фундаментальных дисциплин, нои повышение внимания к урокам физкультуры. Выпускники 30-х годов единственной средней школы Старого Оскола с благодарностью вспоминали уроки Николая Александровича Дворецкого, с приездом которого в нашем городе стала культивироваться легкая атлетика.

В середине 30-х старшеклассники начали играть в волейбол, а затем и в футбол, и не случайно целой футбольной командой вместе с вратарем, любимцем местных болельщиков Порфирием Лавриновым, внуком табачного фабриканта, ушли на фронт. Из 18 добровольцев с войны вернулось только пятеро. Любимым внешкольным занятием старооскольских подростков той поры были и конно-спортивные тренировки, проходившие на обширном Ямском лугу.

? Учителей не хватало

Война с немецко-фашистскими захватчиками страшной бедой обрушилась на страну, разрушив устои и базу. Старооскольский район не стал исключением из статистики: в 1941/42 учебном году в РСФСР школу не посещали 25 процентов учащихся.
В ходе войны только на территории РСФСР фашисты разрушили около 20 тыс. школьных зданий.

Типичный документ тех лет — выписка из протокола заседания Курского облисполкома и Старооскольского райсовета депутатов «О размещении Пушкарской семилетней школы». Заведующий РОНО т. Чесноков доложил, что основное здание школы разрушено и требует полного восстановления. В результате рассмотрения вопроса председателя сельского исполкома т. Горбатенко обязали передать школе два здания, принадлежащих сельскому совету. Ему и директору школы Байцеву поручалось срочно составить расходную смету на ремонт этих зданий и привести их в порядок до 15 июня 1944 года.
В связи с призывом в ряды Красной Армии учителей-мужчин школа испытывала кадровый голод. Вот почему 9 июня 1944 года рождается и другое постановление исполкома Старооскольского Совета: «Ввиду того, что работающий ныне в должности секретаря исполкома т. Кудинов Владимир Федорович имеет специальность учителя и ранее работал инспектором РОНО, от работы т. Кудинова освободить и направить в распоряжение РОНО для использования его по специальности на прежнем месте работы».

За счет местных бюджетов по Курской области решается проблема повышения квалификации учительских кадров. Только за один 1943/44-й год через педучилища и курсы было подготовлено свыше 800 учителей, возвращено в порядке реэвакуации 1200 педагогов, использованных не по назначению. Перевыполнялся правительственный план охвата заочным обучением.
В июле 1944 года исполком Курского Совета, констатируя определенные успехи в деятельности ОБЛОНО, принимает решение «в связи с серьезным недостатком учителей физики, математики 8-х классов и преподавателей иностранных языков предложить ОБЛОНО до 5 августа учесть по области всех учителей по специальности, работающих не по назначению, и возвратить их в школы».

? Учеников — тоже

От имени председателя облисполкома следует в Старооскольский райсовет строгая почтограмма. В ней содержится озабоченность, что к новому учебному году в школы не явились 1565 человек и в отдельных случаях председатели колхозов задерживают детей 1-4-х классов на сельхозработах.
Резолюция ясна и лаконична: «Обязываю Вас принять все меры для полного охвата детей школой, потребуйте от сельсоветов конкретной помощи по окончанию ремонта школ, изготовлению инвентаря, обеспечению топливом».

Для широты охвата населения образованием не хватало учебников, и государство доводило даже план и стимулировало процесс скупки подержанных учебников. И если в Старооскольском районе в 1944 году насчитывалось 10 тыс. 711 учащихся, то планировалось закупить 11000 учебников.
Разрабатываются мероприятия по организации сети вечерних школ сельской молодежи по Курской области с контингентом учащихся на 1944/45-й учебный год. Согласно плану в Старооскольском районе надлежало открыть две школы с учащимися в первых классах в количестве 120 человек, 5-7-х -110, 1-4-х классов при начальных школах — 40 человек.

Как сложно было реализовать задуманное, свидетельствует обширная переписка между образовательными и властными структурами. В школах района срываются занятия из-за отсутствия освещения, и облисполком обязал местные органы обеспечить школы керосиновыми лампами. Вследствие нехватки мебели в некоторых школах ученики занимались, стояв классе, помещения не отапливались, потому что не подвозили топливо.

17 мая 1945 года исполком Старооскольского совета депутатов трудящихся принимает на сей счет важное постановление. Райплану приказано выделить для ремонта школ и поделки новой классной мебели 100 кубометров дубовой древесины, из местных фондов предписано отпускать кирпич, мел, известь и другие строительные материалы в первую очередь по заявкам школьных директоров.
О масштабах и характере деятельности работы по подготовке к новому учебному году можно судить и по плановым цифрам, спущенным промышленным предприятиям города. К примеру, деревообделочной мастерской спускалось задание подготовить 300 штук столов, 400 штук скамеек, 400 классных досок. Промартели кожевников и швейников должны были вне очереди выполнять заказы по пошиву обуви, одежды для учащихся и учителей.

Исполнительным органам на местах надлежало уделять первостепенное внимание бытовым нуждам учительства. Одной из насущных задач становится сооружение спортивных площадок, тиров, оборудование военных кабинетов, налаживание массовой военно-спортивной работы. Виновных в её срыве грозят привлекать к судебной ответственности.
Проблемы дошкольного образования и воспитания также не сходят с повестки дня в военные учебные годы. Летом 1944 года решается задача по организации детских яслей и площадок в колхозах района. Намечалось открыть их на 1800 мест, выделяется кредит и на восстановление спецдетдома.

? По закону всеобуча

По мере восстановления относительно крупных промышленных предприятий города используется их потенциал для нужд школьного образования. Наиболее показательной в этом плане выглядит ситуация со строительством школьного здания Старооскольским механическим заводом. Ему передали разрушенное школьное здание по улицам Комсомольской-Демократической, взамен обязали к началу 1947 учебного года в счет компенсации за использование прежнего построить новое, равное по кубатуре.

В феврале 1948 года заведующий Старооскольским РОНО выносит на заседание исполкома Старооскольского райсовета вопрос о восстановлении зданий Новокладовской, Черниковской, Казачанской, Каплинской школ. Однако о полноценной образовательной подготовке в годы после войны не могло идти и речи: не хватало школьных зданий, письменных принадлежностей, учебников, тысячи учителей-мужчин пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны или же вернулись домой калеками. Материальные трудности не позволяли многим семьям дать возможность детям регулярно посещать школьные занятия.

Наглядно рисует картину постановление исполкома Старооскольского горсовета от 7 марта 1948 года. В нем говорится о неудовлетворительном положении со всеобщим обязательным обучением детей в школах района и города: «Во многих школах района, согласно выводам участников заседания исполкома, значительное количество детей школьного возраста не посещают школы или выбыло из школ». Особенно неудовлетворительно исполнялись законы всеобуча в Долгополянской семилетней школе, в Монаковской начальной, Воротниковской, Незнамовской и др. Всего из 9985 человек, учеников 1-4-х классов, посещающих школы района, по неуважительным причинам не посещали 92 человека, из 2752-х старших — 153 человека».

Во многих школах района — Соковской начальной, Казацкой семилетней и других имели место массовые пропуски учеников. Можно не сомневаться, размер бедствия был масштабнее, чем о нем поведали справки. А вывод следовал таков: «исполкомы сельских советов не чувствуют государственной ответственности за обучение детей, не обеспечивают нормальных условий, необходимых для работы школ».
Принятые административные меры принесли положительные результаты, и уже 18 октября 1948 года заведующий РОНО Попов докладывал исполкому о готовности школ к работе в зимних условиях, отмечает положительные моменты в выполнении программы всеобуча.

Если в истекшем учебном году неохват учащихся в возрасте от 7 до 15 лет в школах Старооскольского района составлял 1232 человека, на 15 октября 1948 года занятия в школе не посещали 362 человека. Увеличился и контингент учащихся, он вырос с 11600 до 13760 человек.
К началу учебного 1948/49 учебного года все старооскольские школы были обеспечены в достаточном количестве тетрадями, письменными принадлежностями, учебниками. Вернулись уцелевшие учителя-фронтовики, и кадровая проблема стала не столь острой. Лучшими по подготовке к зиме были признаны школы: Верхнечуфичевская (директор Соловьев), Обуховская (Мозговой), Новокладовская (Гладков) и другие.
(Окончание следует)

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.