Новости Оскола » Blog Archives » Небывалая красота
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Небывалая красота

25.12.2022


Народные костюмы невест разных областей можно рассмотреть на новой выставке «Так испокон сохранён на Руси женский костюм небывалой красы», открывшейся на минувшей неделе в библиотеке им. А.С. Пушкина. Восхитительные работы — труд московского мастера Татьяны Калинской. Ее девицы разместились в нескольких витринах мини-музея народной куклы. Идейным вдохновителем является Елена Ислентьева — руководитель творческого объединения мастеров «Родное ремесло». Это уже 20-я экспозиция по счету!
Впервые работы столичного мастера Елене Ислентьевой приглянулись в 2014 году в Вологде на фестивале «Голос ремесел».
— В выставочном павильоне конкурсных работ эти куклы выделялись своим колоритом, аутентичностью нарядов и уникальностью. Я не могла от них отвести взгляд, рассматривая каждую деталь рукотворных красавиц. Они запомнились и полюбились, — с теплотой вспоминает Елена.

Через год она вновь встретилась с чудесными, характерными и самобытными куклами Татьяны Михайловны. Оригинальные фигурки стали украшением выставочной площадки на Всероссийском фестивале мастеров народной игрушки в Липецке.
Затем — череда других совместных встреч. Столичная рукодельница — желанный гость и участник самых крупных в России выставок, конкурсов, фестивалей, посвященных российскому декоративно-прикладному искусству, в частности авторской текстильной кукле. Калинскую знают во Владимире, Суздале, Москве, Кирове, Вологде, Ярославле, Ереване…

🖍Красота в деталях
Рукодельничать Татьяна начала еще в детстве. Приобщилась к вышиванию крестиком, гладью, освоила вязание спицами и стала членом клуба вязальщиц при Московском музее декоративно-прикладного искусства, где слушала лекции о русском костюме и удивлялась тому, как простые женщины умело создают такую красоту. Работая педагогом музыкальной школы, с 90-х годов прошлого века посещала курсы русской вышивки и вышивки по трикотажу. А в 2005 году окончила курс нетканого гобелена. Последние 20 лет отдает предпочтение куклам в праздничных нарядах и костюмах невест, к которым так долго шла.

Воплотить мечту в жизнь помог семинар Марины Александровны Мишиной «Куклы в праздничных и свадебных костюмах». Так увлечение перешло в профессиональное занятие русским костюмом. Но, несмотря на высокий уровень мастерства, не перестает учиться и впитывать новые знания. В 2019 году посетила курс «Женские головные уборы. Сажение по бели» Татьяны Вальковой в студии традиционного костюма «Русские начала». В результате кропотливой работы были созданы русские традиционные головные уборы, бытовавшие в ХVIII — начале ХХ веков.
— Мне повезло на учителей и в вязании, и в куклах, и в вышивке старинных головных уборов и нагрудных украшений. Все это взорвалось изнутри, как родник. Как же сильна генетическая память и корни родных традиций! — говорит Калинская.

🖍Глаз не отвести
Сегодня оценить свои работы талантливая мастерица доверила Старому Осколу. Не восхититься их уникальностью невозможно. Куклы в костюмах Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Псковской, Олонецкой губерний. Диву даешься от праздничных костюмов старообрядцев Алтая, Русского Севера, Усть-Цильмы и Забайкалья. Наряды — из старинных тканей, дополненных декором. Изобилие роскошных головных уборов.

Олонецкая барышня, к примеру, представлена в епанче, в рубахе из кисеи. На голове — олонецкая девичья перевязка, декорированная золотным шитьем, жемчугом, камнями. Архангельская невеста не уступает. Она тоже вся в шелках, в перламутровом ожерелье, а на голове — роскошный венец с атласными лентами. Прекрасен и костюм невесты Вознесенского района. Он состоит из рубахи «долгорукавки» из х/б полотна, воротника в виде небольшой стоечки, оплечья из красной ткани. Косоклинный сарафан на лямках украшен желтой матерчатой тесьмой с цветочным орнаментом. Наряд декорирован застежкой, а по подолу — широкой полосой из зеленой ткани, серебристым галуном и шелковой тесьмой. На голове — «сорока» в виде шапочки с хвостом. Очелье (лобовая, наиболее украшенная часть древнерусских женских головных уборов, — прим. авт.) украшено полосой золотого шитья и окантовано желтым шнуром. У височной части — пушки из пуха. Сверху — шелковая фата.

Отлично гармонирует с коллекцией и экспозиция из восьми барышень «Дефиле в русском стиле: вперед в прошлое». В нарядах применен материал с кубовой набойкой, украшенный кружевом, лоскутным шитьем, вышивкой…
Ознакомиться с творчеством столичного мастера можно до 13 января. Вход свободный.

Кристина ГОДОВНИКОВА

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.