Новости Оскола » Blog Archives » А если не повышать?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

А если не повышать?

10.02.2023


Министерство обосновало перенос срока индексации «необходимостью обеспечения развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения качественных жилищно-коммунальных услуг для населения, обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов».
А чтобы народ не сильно расстраивался, пообещали: предельный уровень индексации тарифов не превысит 9%, а средний ежемесячный платеж на одну семью из трех человек в месяц вырастет всего лишь на 324 рубля! Причём с 1 июля 2024 года этот платёж вырастет ещё меньше — на 248 рублей, а с 1 июля 2025 года вообще всего лишь на 221 рубль в месяц! Но предупредили: «Окончательное решение об уровне индексации в конкретном регионе будет принимать Правительство субъекта РФ».

🖍Почему — не объяснили

И правительство Белгородской области решение приняло. Губернатор подписал Постановление, установив в каждом муниципальном образовании области свой предельный индекс роста тарифов. И хотя Министерство обещало, что предельный уровень индексации тарифов не превысит 9%, а Правительство своим решением «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года» строго предупредило, что индексы по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов по субъектам Российской Федерации с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. в размере 0%. Но, в Старооскольском городском округе почему-то правительство области индекс изменения установило в размере 9,7%, в Белгороде 9,1%, а в остальных муниципальных образованиях, как и обещали, уровень не превысил 9,0%.

В обосновании, представленном в Постановлении губернатора на это «почему-то», ответа не было. А тарифы увеличились довольно существенно. За 2022 год, с учётом их повышения 1 июля, вода подорожала на 11,2%, отопление на 15,2%, водоотведение на 17,6%, горячая вода на 14,3%, газ на 11,7%, электроэнергия на 13,2%, вывоз ТКО на 16,6%.

🖍 За чей счёт банкет?

Понятно, развивать инфраструктуру ЖКХ по всей стране, сохранять качество жилищно-коммунальных услуг, обновлять теплотрассы, водопроводы и другие объекты необходимо, но почему это нужно делать за счёт старооскольцев? У нас-то почти всё это (за исключением водного хозяйства) в порядке! У нас с 1 января 2017 по июль 2022 тарифы повышались намного выше инфляции, и повышали их именно для «обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов».
Например, за эти годы тариф на захоронение отходов вырос на 1582,3%, вывоз мусора на 285,2%, вода на 156,5%, водоотведение на 159,0%, отопление на 121,0%, горячая вода на 127,1%, газ на 121,6%, электричество на 124,5%?

Нам обещали, что к 2030 году доведут сортировку мусора до 100%, и тогда «кардинально новая система обращения с ТКО позволит сделать отрасль более цивилизованной, в разы повысит качество жизни в регионе». Прошло 4,5 года, но во многих районах Старооскольского городского округа нет ни раздельного сбора мусора, ни современных контейнеров. И вот опять необходимы денежки «для обновления»?
Или почему повысили тариф на газ? Эксперты утверждают, что повышение цен на газ связано с затратами по развитию газовой сети по всей стране и повышением расходов на обслуживание и ремонт действующих сетей. Но если у Газпрома нет денег на развитие инфраструктуры по всей стране и ремонты, тогда откуда Газпром взял 2 триллиона 449,4 миллиарда рублей, которые получили его акционеры в качестве дивидендов за 2017 — 2023 годы, из которых 1 триллион 208 миллиардов рублей только за первое полугодие 2022 года?

🖍 В самое неудобное время

Чтобы сгладить неприятное впечатление о неуместном подорожании тарифов, Минэкономразвития пообещало: «Перенос повышения тарифов на 1 декабря 2022 года означает, что размер индексации социальных выплат будет рассчитан уже с учетом данного решения». Это подтвердил заместитель министра труда и социальной политики Андрей Пудов, пообещав, что «совокупная индексация превысит инфляцию на 2,6 процентных пункта».

Повышение пенсий на 2,6% выше инфляции – конечно, неплохо, но когда будет компенсирован рост цен, спровоцированный повышением тарифов? Об этом не сказали. А ведь вполне логично было бы добавить к индексации те самые 9,7 процентных пункта, на которые повысили тарифы?

Но если пенсионерам, казалось бы, инфляционные потери были возмещены, то с остальными гражданами страны полнейшая неясность. Например, на 2023 год объявили, что прожиточный минимум вырастет всего на 3,3%, а МРОТ лишь на 6,3%. И это при годовой инфляции 11,94%?

При этом, как объявил Росстат, продукты питания подорожали на 10,29%, в том числе молоко на 15,24%, сливочное масло на 14,7%, макароны на 14,04%, сахар на 13,5%. А непродовольственные товары подорожали на 12,7%, в том числе моющиеся средства на 29,82%, а услуги ЖКХ на 11,57%.

Как вы заметили, тарифы были повышены с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года и это при том, что Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области ещё в 2019 году установила Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, тарифы на воду и водоотведение на период с 1 июля 2022 года, обратите внимание, по 31 декабря 2022 года. Но неужели состояние Старооскольских теплотрасс, газопровода и других объектов такое критическое, что потребовалось повышать тарифы не с 1 января 2023 года, как обычно, а с 1 декабря 2022 года? И вообще, зачем повышать тарифы в самое затратное и неудобное для ремонтов зимнее время? Ведь всем понятно, зимой заниматься «обновлением» никто не будет, а к лету деньги, полученные за счёт повышения тарифов, вполне вероятно, или съест инфляция, или…?

И ещё. В феврале 2021 года Распоряжением Правительства в России ввели постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги, который, как утверждают авторы, позволит наладить системный анализ ситуации на рынке, прогнозировать риски подорожания значимой продукции и вовремя принимать меры для сдерживания роста цен. Решение, конечно, интересное, но получается странная ситуация. Например, если сегодня Правительство на своём заседании повысит самые значимые тарифы (газ, электричество и т.д.), то завтра оно должно собраться и спрогнозировать риски подорожания значимых товаров и принять меры для сдерживания роста цен?!
Но почему нельзя было, прежде чем повышать тарифы, сделать системный анализ — как это повышение отразится на росте цен, и одновременно принять меры для их сдерживания? Или когда объявляют повышение тарифов ЖКХ, народ этого просто не замечает? Не замечает роста тарифов не только на незначимые товары, но даже на значимые?

А что, если вообще не повышать тарифы?
Представляете, правительство вообще не повышает тарифы и не регулирует цены? Оно просто утверждает экономически обоснованные нормативы и методики расчётов тарифов. Всё остальное решается на договорной основе между потребителями и предприятиями, поставляющими ресурсы. Всё это делается под контролем муниципалитетов. И все знают, что фальсификация расчётов, смет и нормативов приравнивается к мошенничеству в особо крупных размерах и наказывается в соответствии с Уголовным Кодексом.

Валерий МАЛАШЕНКО, профессор

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.