Новости Оскола » Blog Archives » Сыграй-ка, балалайка!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Сыграй-ка, балалайка!

27.03.2023


🖍 Все продумано

Шли в течение многих лет. Более 700 губкинцев обучились за время его работы музыкальным работником в оркестре народных инструментов. Им было интересно, познавательно. Они здесь получали подготовку не только по музыкальной, но и общечеловеческой культуре, обучаясь этому на примере своего наставника. Объяснения на занятиях – ясные и понятные, без шума и суеты. Отношение к тем, кто слушает объяснения, – доброжелательное, но и не такое, чтобы дети вышли из-под контроля. Словом, какое надо, чтобы создать оркестр, где перед каждым своё задание, и оно выполняется неуклонно. О дисциплине что и говорить? Опоздания на занятия, их пропуски – это нечто чрезвычайное! Наставник не позволял себе когда-нибудь задержаться.

И если отменяются занятия по какой-то уважительной причине, он о том предупредит. По телефону, если на дому у воспитанника имеется телефон. А у кого телефона нет (в городской телефонной сети в советское время были лимиты), он шёл по квартирам, чтобы предотвратить напрасную трату времени кружковцами. Разве это не запоминалось, не имело для них значения? А ещё и дети, и родители не могли не заметить то, как организованно проходила в оркестре его посадка в автобус для выезда на концерт. Никто не рвётся вперёд других, не старается кого-то оттолкнуть, не стремится найти место получше. Исключая ненужную суматоху, Пётр Григорьевич заранее узнавал, что за автобус будет подан для поездки, как расположены места для пассажиров. И не в тот же день, как выезжать, а обязательно накануне он с оркестрантами продумывал, кто где станет располагаться и кто за кем в автобус поднимается. Довольно поучительный подход.

🖍 Заслуженные звания

Своеобразным отчётом (неформальным, неофициальным) было то, как перед грядущим выпуском учеников, прошедших подготовку, Пётр Григорьевич Булавко проводил концерты на свежем воздухе. У перекрёстка улицы Комсомольской с улицей Победы, когда устойчиво потеплеет после погоды первых недель весны, раздавалось: «Светит месяц, светит ясный…». Прохожие прерывали свой деловитый ход, останавливались. Оборотившись к зданию губкинского Дома пионеров (позднее преобразован в Дом творчества детей и подростков), прохожие слушали исполнение. А потом судачили о том, что за струнные инструменты взяться дано не каждому. Чтобы на них играть, надо набить на руках мозоли. Без мозолей невозможно струны перебирать – они станут врезаться в пальцы.

Правильно рассуждали! Кто не отсеялся из оркестра народных музыкальных инструментов, где проводил занятия Булавко, тот уже, конечно, не ленивец. Через четыре года после того, как Пётр Григорьевич был принят на должность музыкального работника в Дом пионеров, тот оркестр, в котором он обучал детей игре на народных струнных инструментах, стал победителем во Всероссийском смотре «Творчество юных». И звание «образцовый» не зря получил. Что касается его руководителя, то десятки лет отдавший обучению и воспитанию в музыкальном кружке ребят в городе горняков (до Дома пионеров он работал художественным руководителем в клубе комбината «КМАруда») в 1986 году Пётр Григорьевич Булавко был отмечен почётным званием «Заслуженный работник культуры РСФСР». Звание он заслужил. Как заслужил и память о том вкладе, что внёс он в культуру в Губкине. 15 лет как нет его в живых, но горожане помнят. Ведь это он зажёг широкий интерес к народным музыкальным инструментам в городе, где главенствуют предприятия индустрии, и жители для себя выбирают по преимуществу профессии технического профиля. Но гул механизмов и струны балалайки между собой не спорят! Своё время и место каждому.

🖍 Нить не прерывается

Впрочем, следует, наверно, пояснить, почему упомянуто о балалайке. Так получилось, что игра на балалайке в наши дни всё более заметно с местного уровня поднимается на всё большую высоту – в смысле мероприятий, осуществляемых по линии культуры. Воспитанник Губкинской детской музыкальной школы №1, в настоящее время студент Губкинского филиала Белгородского государственного института искусств и культуры, Никита Полосаев своей игрой на балалайке покоряет самые искушённые аудитории и жюри. Он – многократный лауреат Всероссийских и Международных конкурсов (от Урала до Швейцарии), на которых демонстрируют творчество юные дарования. Тем самым подтверждается реальность его желания поступить после окончания учёбы в Губкинском филиале в Российскую академию музыки. В академии он бывал, там есть у него «маяк», на который по возможности равняется. Что хотел бы иметь в итоге окончания обучения? Стать профессиональным музыкантом, быть принятым в филармонию, участвовать в развитии культуры в непростом двадцать первом веке. В семье имеет понимание и существенную поддержку со стороны отца. Николай Анатольевич Полосаев, отец Никиты, в культуре не наблюдатель. Являясь музыкальным педагогом, он немало делает для того, чтобы русская народная культура по музыкальной части свои позиции не утратила, чтобы крепла и продолжалась. А разве бывает лишним держаться своих корней?

Валерий ТЕЛЕГИН

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.