Новости Оскола » Blog Archives » Город уходит…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Город уходит…

22.02.2018

Город есть старая книга, в коей всякая улица занимает страницу. Будем прибавлять новые листы, но не станем вырывать старых. М.П. Погодин

Бестолковость и убожество

«Я не люблю, когда весенними днями солнце вдруг выглядывает из-за облаков, безжалостно высвечивая своими яркими лучами бедность, бестолковость и убожество», – эти слова принадлежат турецкому писателю Орхану Памуку, лауреату Нобелевской премии по литературе 2006 года, которую он получил за книгу о родном Стамбуле. Говоря о некогда блистательной столице ушедшей Османской империи, автор испытывает чувство печали  по поводу утраченных архитектурных сокровищ, констатируя «упрощение и оскудение культурной жизни».  Лицезрея  дома  в «международном» стиле, с  «украшенными» кафельной плиткой стенами», построенные  по моде 70-х годов прошлого века на месте развалин старых особняков, сокрушается об утрате городскими кварталами своей индивидуальности.
Чувства, родственные чувствам знаменитого турецкого писателя, испытывают и старооскольцы, глядя на свой город. Крупнейшую ошибку совершили коммунисты, стерев с лица земли в исторической части города целых пять храмов. Война с фашистской Германией основательно разрушила старый жилищный фонд, унеся в небытие уникальные здания и лишив некогда купеческий город былой соразмерности и привлекательности. Был шанс у Старого Оскола  стать «городом будущего» в недавней советской истории.  В 70-80-е годы прошлого столетия в связи со строительством  промышленных гигантов рекордными темпами возводились объекты жилья и соцкультбыта. Однако «хрущевки» и прогрессивные по тогдашним меркам девятиэтажки, пусть и облицованные плиткой, не спасают от впечатления «бестолковости и убожества».
Древний город уходит… Даже в слободах почти напрочь утрачены жилые дома дореволюционной постройки: крепкие каменные жилища одели в чуждый России сайдинг, а вместо деревянных оконных рам поставили пластиковые.  Их хозяев понять можно: они таким образом сохраняют здания и добавляют в них комфорта. Но город утрачивает свою историческую индивидуальность. Улица Ленина, именуемая некогда Курской, при попустительстве и из-за безразличия властей округа также утратила свою историческую сущность. А «добила» ее окончательно постройка огромного торгового  центра  и сооружение прямо в рекреационной зоне других ущербных в архитектурном отношении торговых точек.

 

(-фото-Евсюкова-)--(3)

Капитализм наступает на городскую среду, он безжалостен к ней и жесток. Активные горожане еще помнят, как шла борьба за сохранение двухэтажного старинного особняка по улице Комсомольской, 56, (до 1918 года Белгородской) с пристроенной кирпичной  аркой, которой, к слову, восторгалась главный архитектор проекта Нового города Клавдия Бутова.  Этот дом в 1904 году построил дворянин Петр Антонович Воейков, поручик, предводитель дворян Старооскольского уезда с 1892 по 1895 годы. Финал борьбы печален: несмотря на ходатайство перед мэрией о  внесении дома в реестр памятников культурного наследия в качестве нововыявленного памятника, дом был снесен. На его месте теперь неприглядный пустырь. Очень жаль! Он представлял памятник городской усадьбы  начала ХХ века и несмотря на перепланировку, продиктованную вселением нескольких семей,  в нем сохранились первоначальное расположение лестниц, основного входа в здание и ценные детали интерьера. Старый Оскол лишился в очередной раз своего уникального исторического богатства.

«Нет духа старины»

В группе «В Контакте» как-то встретились впечатления молодой пары из Воронежа от посещения нашего города.  Девушка отмечает, что понравилось:  «На улицах очень чисто, даже в спальных районах; почти во всех уличных цветниках – розы…. В парке памяти совершенно потрясающий в своем минимализме монумент с Вечным огнем (я аж прослезилась)».

 

(-Фото-Евсюкова-)--(6)

А что не понравилось? «Город старше Воронежа, а духа старого города как-то не ощущается нигде – слишком много новой застройки и много вывесок даже на немногих памятниках архитектуры. …Церковь пророка Илии. Построена в 1872 году, но выглядит как новая елочная игрушка, потому что стиль совершенно эклектичный. Но все равно она очень нарядная и приятная глазу».
О церкви можно сказать особо. Если взглянуть на фото, изображающие храм в 50-е годы ХХ столетия,  даже начале 2000-х годов, и неспециалисту понятно, что купола имели несколько иные, более изящные, очертания и пропорции. В обновленном храме обнаруживается отступление от исторического облика, и можно поспорить о том хорошо или нет, что он сейчас выглядит как новогодняя игрушка, но потерял изысканность форм.
Нелепо смотрится и форма купола над балконом на Старооскольском краеведческом музее, бывшем доме купца Лихушина, – плод неумелой реставрации и агрессивного невежественного вторжения в городскую историческую застройку. В отличие от старого, гармонирующего со зданием, новодел, напоминающий по форме «леденец», смотрится  чуждо и невыразительно.
А что же с историческими домами, переданными в аренду или же пущенными на продажу? Здание бывшего Дворянского собрания, а после Дом пионеров,  где в советское время звучали радостные голоса детворы, посещающей развивающие кружки, превратился в банальный банк. И остается только радоваться, что это здание подверглось реконструкции и хоть в упрощенном и измененном виде, но сохранилось!
Пройдемся по бывшей Белгородской, нынешней Комсомольской, улице. Я нисколько не хочу бросить камень в огород нынешних владельцев здания бывшей городской гимназии, а в советском прошлом пятой школы, – они сохранили постройку от разрушения, укрепив фундамент. Но всем очевидно, что оно далеко не соответствует изначальному облику. Как, впрочем, и здание по Пролетарской, на котором висит табличка, извещающая о том,  что это памятник истории регионального значения ХХ века. Речь о доме, «в котором состоялось заседание Реввоенсовета Первой Конной Армии». Если сличить нынешнее здание, к примеру, с макетом этого же дома, хранящемся в музее Первой Конной Армии в поселке Великомихайловка Новооскольского района, то, как говорится, невооруженным  глазом обнаружим вольности, допущенные при перестройке, разного рода архитектурные излишества.
Нарушения налицо, но в то же время на  табличке, извещающей о принадлежности здания к памятникам истории,  красуется еще одна грозная надпись: «Охраняется государством. Лица, причинившие вред памятнику, несут ответственность, предусмотренную законом». Можно найти  десятки примеров, когда новые хозяева уродуют старые, ценные, с точки зрения исторического облика города, дома. Интересно, кто в данном случае выступает в роли государства?

«Охраняется государством!»

Такую же предупреждающую, антивандальную табличку мы встретили и на многострадальной аптеке Турминского, расположенной за кинотеатром  «Октябрь».  Если государственное око отождествлять с надзорными федеральными и  муниципальными органами, которые должны строго соблюдать букву закона, принятого в отношении памятников старины, то можно смело заявить, что они свои функции не выполняют. Скорее всего, вряд ли припомним случай, чтобы сохранением исторической архитектурной среды в нашем городе озаботились  также и депутаты разных созывов.
Старинный город уходит… Словно злая рука рока сметает с лица земли старые строения,  выветривает воспоминания о былом, вселяя в сердца старожилов  неизбывную печаль.

 

(-Фото-Евсюкова-)- 27--Чуриков-панорама-Вид-на

А ведь при заинтересованном подходе администрации Старооскольского городского округа, привлечении неравнодушных к судьбе города  людей от бизнеса можно еще что-либо восстановить. Прежде всего, по опыту европейских городов, напрашивается восстановление Дома купца Кобзева, так бездарно утраченного под конец перестройки. Говорят, тогда выделялись деньги какому-то кооперативу, обязавшемуся восстановить исторический облик самого красивого старооскольского дома. Но произошло, как всегда: деньги «распилили», оригинальные  деревянные узоры, украшающие постройку, были утрачены.  Остатки  дома, одного из богатейших старооскольских купцов и ктитора Богоявленского собора Кобзева, можно видеть рядом с разваливающейся аптекой Турминского. Пройдешь через площадь к торговым рядам, увидишь, как разрушается и эта материальная память, свидетельствующая о прошлом купеческого города.

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из архива автора

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.