Новости Оскола » Blog Archives » Герой подполья Бухенвальда
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Герой подполья Бухенвальда

28.01.2021

Ринг в ином понимании

В 60-70-х годах прошлого века советская молодежь зачитывалась книгой Георгия Свиридова «Ринг за колючей проволокой». Писатель,  мастер спорта СССР по боксу, первый президент Федерации бокса СССР (1961-1986), на документальной основе и, по воспоминаниям очевидцев, захватывающе интересно рассказал о героических событиях, происходивших в одном из самых массовых немецких концлагерей — Бухенвальде, где нацистский режим предельно цинично и безжалостно уничтожал своих противников. В концлагере, расположенном в центральной Германии под Веймаром, содержались десятки тысяч людей – борцов с фашизмом из 18 стран Европы. Здесь с первых дней заточения антифашисты стали организовывать подпольные группы, впоследствии узники создали Интернациональный лагерный комитет, председателем которого до дня освобождения был Вальтер Бартель.

 

14,2

Книга «Ринг за колючей проволокой» оказалась интересной не только советским читателям, она выдержала много изданий, выходила миллионным тиражом и была издана в семи странах. Писатель благодаря своему мастерству с кинематографической достоверностью и детективной интригой рисует героические образы несломленных узников Бухенвальда, сильных духом, готовых к сопротивлению. Напротив, гротескно и убого-отталкивающе выглядят их противники – представители «высшей расы», эсэсовцы и их прислужники.
По решению подпольного комитета, готовившего восстание в концлагере, бывший боксер Андрей Борзенко стал участвовать в боях, устраиваемых эсэсовцами, но для подпольщиков служивших отвлекающим маневром, прикрывающим их подрывные действия. Колоритно выглядит описание боя Андрея с чемпионом по боксу среди эсэсовцев. «Через веревки перешагнуло что-то громадное, волосатое и устрашающее. Это был не человек, а какое-то звероподобное существо. Квадратное тело плотно сидело на жилистых волосатых ногах. Покатые плечи, длинные, свисающие до коленей, руки, покрытые буграми тугих мышц, волосатая выпуклая грудь. Лицо Вилли – большая, выступающая вперед челюсть, крючковатый нос, рот почти до ушей и маленькие, глубоко сидящие в глазных впадинах глаза – усиливало неприятное впечатление». Так Георгий Свиридов описывает Вилли Вилли, главаря преступного мира, бывшего профессионального боксера, реального, не выдуманного персонажа, как и красноармеец Борзенко.
Писатель показал, что исчадие ада может скрываться и под благообразной личиной яркой миловидной женщины. Речь идет об Эльзе Кох, жене начальника лагеря. По капризу этой «огневолосой красавицы» изготавливали дамские перчатки из человеческой кожи с татуировками. Дамские сумочки, абажуры и другие аксессуары и сувенирные вещи, приготовленные в специальной лаборатории из человечьего материала, вошли в моду у жен высокопоставленных эсэсовцев.
С 15 июля 1937 до 11 апреля 1945 года свыше 56 тысяч антифашистов были замучены эсэсовцами в концлагере Бухенвальд и его филиалах.

Родом из Каплино

Книгу Георгия Свиридова я упомянул не случайно. Именно она позволила широкому кругу граждан страны и всего мира узнать об узниках Бухенвальда, которые, находясь в нечеловеческих условиях, не утратили  чувства собственного достоинства и воли к сопротивлению. Более того, под страхом смерти каждодневно рискуя, готовили вооруженное восстание. Причем под конец войны, в апреле 1945 года, перед приходом американцев, сделать это им удалось, хотя не все из намеченного осуществилось. Одним из центральных персонажей книги и явным героем является Степан Бакланов, у  которого есть реальный прототип — Степан Михайлович  Бакланов, уроженец села Каплино и выпускник Старооскольского педагогического училища. В 60-х годах он приезжал в Каплино к маме, сестрам и, конечно же, посещал родную школу. В экспозиции Старооскольского краеведческого музея, рассказывающей об узниках фашистских концлагерей, есть его фото.
Сестра героя, Мария Михайловна Ватутина, долгие годы учительствовала в Каплинской начальной школе. А напомнила о герое Бакланове землякам, да и всем старооскольцам, Нина Ивановна Ильченко, учитель истории старших классов и руководитель историко-краеведческого кружка. В 1963 году Нина Ивановна создала в Каплинской средней школе музей.
Чем же знаменит Степан Бакланов? На этот вопрос лучше ответить словами С. Е. Богданова и Н.М. Дегтярева, бывших узников Бухенвальда: «Весной 1942 г. в Бухенвальд попал лейтенант Степан Михайлович Бакланов. Своей честностью и человечностью он снискал среди военнопленных уважение и доверие. Бакланов становится одним из ближайших помощников Н. Симакова (руководитель Русского подпольного политического центра), сыгравшего заметную роль в создании советской подпольной организации и подготовке вооруженного восстания».
По воспоминаниям Баки Назимова, еще одного соратника Бакланова по подпольной борьбе, которые приводят в своих изысканиях поисковики Каплинской школы, можно представить, как выглядел наш земляк после попадания в лагерь. Командир «Деревянной» бригады Назимов (то есть бригады, составленной из заключенных, живших в деревянных бараках) запомнил его довольно суровым, железным человеком: «…с виду неразговорчивый, замкнутый, в остром его взгляде и во всем облике чувствовалась скрытая сила и отвага. Он был в мундире австрийского солдата, но надпись на груди говорила, что он тоже советский военнопленный».
Степан Бакланов из книги писателя Свиридова, наоборот, располагает к себе товарищей по несчастью. Это «рослый, двадцатитрехлетний парень с открытым лицом и голубыми глазами». Автор в одной из глав дает биографию Степана Михайловича, на основе которой мы можем представить, каким был герой-подпольщик и как выглядела довоенная Каплинская школа: «Степан Бакланов в детстве не был ни отчаянным, ни
сорвиголовой. У сына курского крестьянина было тяжелое, трудовое детство».
Далее автор рассказывает о том, как Степан попал в школу. Его не пускали учиться родители, потому что надо было нянчить малолетних братьев и сестер. Помог случай. Осенью 1928 года Степа со сверстниками оказался в классе, и его приютила учительница Анисья Ивановна. Видя рвение мальчика к учебе, уговорила его отца оставить ребенка в школе до зимы. А когда пришло время принимать окончательное решение, она заявила родителям:
– Сын-то ваш один из лучших в классе. Ему обязательно учиться надо!
Отец, видимо, был польщен такой характеристикой и дал согласие оставить сына в школе. Так Степан Бакланов был «утвержден» в учениках.
«Учился Степан прилежно, с большой охотой», – пишет Георгий Свиридов.  И далее характеризует его как отличного физкультурника, перепробовавшего многие виды спорта, но особо любившего коньки и плавание. Здесь Степану не было равных среди сверстников. Но досуг для сельского паренька из бедной многодетной семьи – непозволительная роскошь.
«…Каждое лето Бакланов шел работать в чунную мастерскую, в которой плели лапти из веревок. К новому учебному году он зарабатывал себе на книги, учебники, а также на рубаху и штаны.
После успешного окончания семилетки перед пятнадцатилетним подростком встал вопрос: что же делать? Степан день и ночь мечтал об учебе. Но как сказать об этом отцу? Семья увеличилась еще на два человека. А работал только один отец. Но тот уже уверовал в способности сына и торжественно объявил свое решение:
– Продолжай, Степан, учебу. Выходи в люди!
В ту же осень с радостным волнением переступил Степан Бакланов порог Педагогического училища. Знания давались легко. Более всего полюбилось ему изучение истории и немецкого языка. «Все на лету хватает», – говорили о нем учителя.
Три года учебы пролетели, как три недели, и вот, весною 1938 года Степан Михайлович Бакланов возвращается домой, становится учителем в семилетней школе. Перед ним открывалась большая дорога. Но война сорвала все планы.»

«Фронт. Бои. Ранение. Плен…»

Архивные документы позднее подтвердили, что 8 июня 1942 года, при выходе из вражеского окружения западнее Минска, лейтенант Бакланов  попал в плен.
Степан Михайлович испытал все тяготы узника фашистского ада, но являл собой пример мужества и стойкости, советского патриотизма и стал авторитетным руководителем антифашистского подполья.

 

14,1

Учитель истории Нина Ивановна Ильченко переписывалась со Степаном Баклановым. Из документов, хранящихся в школьном музее,  мы узнаем, что после войны герой-подпольщик уехал в Сибирь, работал на строительстве Братской ГЭС. Возводил крупнейший в мире Братский алюминиевый завод и был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1958 году в составе советской делегации бывших узников Бухенвальда  Степан Михайлович участвовал в открытии первого памятника жертвам фашизма. В 1963 году правительство ГДР наградило его медалью «Борцу против фашизма 1933-1945». В 1965 году С.М. Бакланов стал кавалером ордена Отечественной войны I степени. В последние годы жизни возглавлял Братское отделение Советского фонда мира. В 1994 году Степан Михайлович ушел из жизни. Его документы хранятся в Братском городском архиве, а в музее Каплинской школы мы увидели письма школьникам и воспоминания однофамильцев Павла и Алексея Лысенко, активных участников  подготовки антифашистского восстания в Бухенвальде. Это заслуга Нины Ивановны Ильченко, она организовала с ними переписку и собрала уникальный материал.
Портрет Нины Ивановны стоит в музее на самом видном месте.

Евгений ЕВСЮКОВ, фото автора

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.