Новости Оскола » Blog Archives » Огонь-Догановская и другие
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Огонь-Догановская и другие

20.05.2021

Как начиналось искусство фотографии на Старооскольской земле

Стало доброй традицией нашей газеты беседовать с человеком, хорошо знающим историю  Курской губернии, в состав которой некогда входил Старооскольский уезд. Сегодня у нас в гостях Игорь Плаксин, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Курского краеведческого музея.
– Игорь Михайлович, хотя ваша книга «Остановись, мгновение! Курск и куряне на фотографиях второй половины XIX – начала XX века» вышла в 2018 году, прочел ее только недавно и открыл для себя много нового. Например, благодаря вашим исследованиям уяснил, что в Старооскольском уезде до революции было целых 14 фотоателье. Что известно о работавших в них фотографах? Ведь в  приведенном вами списке встречаются имена, незнакомые местным краеведам. К примеру, кто такая владелица фотоателье с экзотической фамилией – Любовь Александровна Огонь-Догановская?
– Боюсь показаться нескромным, но, действительно, информация о многих фотографах, работавших в тех или иных уездах Курской губернии, стала откровением для многих местных краеведов. И это не потому, что я «такой у-у-умный», просто мне в большей степени, нежели им, доступны фонды Государственного архива Курской области. Организация практически всей жизни населения, причем во всех ее проявлениях (в том числе и фотодело), проходила через систему администрирования, поэтому в фонде курского губернатора, насчитывавшем более 10 тысяч дел, имеются сведения и о работе фотомастерских. Так, например, в 1901 году с просьбой о разрешении открыть фотоателье в Старом Осколе обратилась Любовь Александровна Огонь-Догановская, жена потомственного дворянина из старинного польского рода, восходящего к первой половине ХVII века, не новичок в этом деле – с 1897 по 1900 годы она владела подобным заведением в Ржеве Тверской губернии. Официальные документы, как известно, не включают в себя биографических сведений – вот и все, что мы знаем об этой женщине с экзотической, как вы сказали, фамилией.

 

141

142

143

– Среди чудом сохранившихся старинных снимков с изображением старооскольцев, пожалуй, чаще других на паспарту встречается подпись И. Денисов. Несколько лет тому назад я встречался с его потомками и даже опубликовал в одной из своих книг дневник Валерия Денисова, который, будучи подростком, описал дни оккупации города Старый Оскол немецкими захватчиками. Валерий имел прямое родство с владельцем фотоателье. К сожалению, родственники  Ивана Денисова мало что о нем знали.
– Количество сохранившихся до нашего времени старых снимков говорит о длительном сроке работы ателье, качестве выпускаемой продукции и, как следствие этого, популярности того или иного фотографа. К числу таких мастеров фотодела Старого Оскола принадлежал Денисов Иван Арсеньевич (Арсентьевич). Свою профессиональную деятельность он начинал учеником в мастерской Михаила Андреевича Кучеринова, имевшего свое дело в Курске и открывшего филиал в Старом Осколе. Получив определенный опыт, Иван Денисов в 1892 году подает прошение на открытие своего собственного фотоателье, а через некоторое время открывает несколько филиалов: в с. Большая Халань Новооскольского уезда, в Новом Осколе, Короче и с. Яблоново Корочанского уезда. В 1896 году он участвует во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Вот он – опыт, переросший в качество!
– Как строился процесс работы фотоателье? Как их владельцы получали патент на право заниматься фотосъемкой, где учились, закупали технику, материалы и т.д.
– Прежде чем заняться фотоделом, необходимо было получить определенные навыки. Специальных учебных заведений для этого в то время еще не было, поэтому, как правило, путь в профессию начинался в фотомастерской с должности ученика или помощника. Множество полезных советов для улучшения и усовершенствования своей работы можно было прочитать на страницах многочисленных периодических изданий, выходивших в России и рассчитанных на целевую аудиторию – их более 30 наименований. Наиболее авторитетными и содержательными среди них были журналы «Фотографический вестник», «Фотографическое обозрение», «Фотографические новости», «Профессионал-фотограф» и другие. В 1860-х годах появляются первые учебные пособия по фотоделу, написанные отечественными специалистами.
Для занятия фотографией требовалось многочисленное оборудование. Первое время с фототоварами было трудно, так как это новое дело еще не получило развития и не обслуживалось местными магазинами. Все необходимое можно было приобрести в крупных городах или заказать по каталогам, предлагавшим своим потенциальным покупателям как отдельные предметы фотодела, так и полный комплект оборудования для «простого павильона» или «солидного ателье». Затем и в губернии появилась возможность купить необходимое. Цены были рассчитаны на самую широкую публику. Например, штативные камеры для павильонной съемки стоили от 30 до 90 руб., ручные фотоаппараты – от 3 до 60 руб., фотопластины и фотопленки – от 90 коп. до 8 руб. за дюжину, фотобумага – от 30 коп. до 4 руб. за пачку в зависимости от количества листов и их размера, наборы химикатов для проявителя и закрепителя – от 40 коп. до 1, 50 руб., керосиновые лампы красного стекла – от 1, 50 до 2,25 руб. (Напомним, что в те времена квалифицированный рабочий, чиновник невысокого ранга, фельдшер или учитель земской школы получали в месяц 25-40 руб. У врача, учителя гимназии, преподавателя вуза, офицера или государственного служащего среднего уровня зарплата была 70-120 руб., — прим. ред.).
Имея все это, можно было обращаться за получением разрешения на открытие фотоателье. В случае отсутствия каких-либо порочащих сведений о заявителе, власти выдавали свидетельство, а дальше – как получится… Востребованность, предприимчивость, конкуренция и другие составляющие малого бизнеса определяли успех или крах многих начинаний.

Вел беседу Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.