Новости Оскола » Blog Archives » Рвануло
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Рвануло

30.01.2022


✍? «Положение в городе отчаянное…»

В канун 1905 года приобретали новый накал события, которые назвали потом началом Первой русской революции. О размахе народного восстания в Старооскольском крае говорит телеграмма курского губернатора Гордеева, которую он разослал всем исправникам: «Революционная пропаганда среди крестьян, призывающая крестьян к аграрным беспорядкам, усиленно продолжается. Предлагаю принять самые решительные меры».

В обществе бродили революционные идеи, споры и дискуссии на политическую тему обострились после принятия известного Манифеста о даровании свободы и конституции «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанного Николаем Вторым 17 октября 1905 года. Этот документ, принятый по инициативе премьер-министра Сергея Витте, провозглашал «незыблемые основы гражданской свободы: действительную неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов, создание законодательной думы, избранной всеми классами общества».

Из учебника истории знаем, что появление Манифеста связано и с Всеобщей забастовкой на железной дороге, телеграфе, известной как октябрьская всероссийская политическая стачка, знаменующая начало наивысшего подъема революции 1905-1907 годов. В полдень 7 октября 1905 г. забастовали работники Московского железнодорожного узла. К 17 октября стачка железнодорожников стала всеобщей. Общее число бастующих достигало 2 млн человек. Не остались в стороне от этих событий и старооскольцы. Осенью 1905 года старооскольский исправник, городской голова и ряд чиновников шлют курскому губернатору телеграмму о том, что «…положение уезда и города отчаянное. Движение крестьян идет по всему уезду. Присланных войск мало. Пока есть время – просим прислать войско».

✍? По законам военного времени

Особенно запахло жареным для властей, когда 7 декабря 1905 г. Старооскольский железнодорожный забастовочный комитет разослал телеграмму служащим и рабочим по всем станциям Юго-Восточной железной дороги с призывом присоединиться к забастовке. Дерзость телеграммы была неслыханная: «Признавая постановление юго-восточного комитета о забастовке обязательным, Старооскольский район прекращает работу. Да здравствует Всероссийская забастовка!»

Был создан забастовочный комитет, в состав которого вошли инженер-технолог Феликс Озе, билетный кассир Иван Бунин, токарь депо Владимир Юрканов, железнодорожный фельдшер Иван Сетнишев и конторщик Петр Скулков. Забастовочный комитет отстранил от работы руководящий состав станции и полностью парализовал ее работу.

Революционные события в Старом Осколе набирали оборот, и уже 17 декабря 1905 года начальник 6-го отдела перевозок почт железной дороги Спиридонов доносил курскому губернатору о задержках бастующими железнодорожных грузов, констатируя неспособность полиции противостоять беспорядкам. Генерал-адъютант Пантелеев, присланный в губернию с карательными целями, в телеграмме министру внутренних дел 19 декабря 1905 года также признавался в своем бессилии: «Невзирая на успешные аресты стачечных комитетов в Курске, Белгороде, Старом Осколе, забастовка упорно продолжается».

Управляющий Юго-восточной дорогой Павлов вынужден был просить курского губернатора Гордеева о принятии мер для охраны станции Старый Оскол, восстановления на работе отстраненных забастовщиками должностных лиц и налаживании движения поездов на дороге. Курский вице-губернатор Борзенко издал циркуляр, выполняя который полиция арестовала членов Белгородского и Старооскольского стачечных комитетов. Циркуляр министерства внутренних дел предписывал немедленно арестовывать организаторов забастовки и подобных противоправных действий, связанных с политикой, передавать их дела в военные суды и наказывать виновных по законам военного времени. На территории Курской губернии было введено особое положение. От губернатора 15 декабря поступил приказ арестовать Озе и его товарищей, как пишет Никулов. Разыскиваемый полицией Скулков, узнав об аресте соратников, добровольно сдался властям.

✍? Боевик стал большевиком

По приговору Харьковской судебной палаты от 21 февраля 1906 года организаторы забастовки старооскольских железнодорожников понесли суровое наказание, им были назначены огромные сроки заключения: И. И. Бунин — 25 лет, Ф. И. Озе — 27 лет, Н. А. Сетнишев — 30 лет. Суд также постановил заключить в крепость Бунина на 3 месяца, а остальных фигурантов политического дела на 2 месяца. Активисты борьбы В. И. Юрканов и П. Л. Скулков были освобождены за недостаточностью улик.

Но скромного конторщика Петра Лукьяновича Скулкова вскоре привлекли к ответственности как одного из руководителей местной ячейки ПСР – партии социалистов-революционеров, то есть «неонародников». Действуя под кличкой «Беленький», он оказался не таким уж белым и пушистым, как могло показаться его знакомым. Он активно занимался экспроприацией по принципу «грабь награбленное» и, как следует из уголовного дела, составил план действий для боевиков по нападению на денежный транспорт Старооскольской почтовой конторы и казенную лавку на станции Касторная. В 1908 и 1909 гг. был осужден и отбывал каторгу в Енисейской губернии.

С приходом Советской власти стал большевиком и сделал успешную карьеру по партийной линии. Его старооскольская родственница, фамилию которой за давностью лет, к сожалению, не припомню, показывала автору этих строк газету «Правда» с некрологом, извещающим о смерти бывшего политкаторжанина, узника царского режима. По рассказам этой женщины, Петр Скулков обладал поистине железной силой воли. Он, как Рахметов, из романа Чернышевского «Что делать?», был «особенным человеком»: спал на гвоздях и готовил себя к суровым испытаниям. Как видим, физическая и психологическая закалка пригодились, когда он разделил участь Сталина, как известно, с 1913 года отбывавшего ссылку в Туруханском крае Енисейской губернии. Интересно и происхождение фамилии Скулкова.

Петр Лукьянович родился в Старом Осколе в 1884 году, закончил здесь городскую школу. По семейному преданию, один из его предков был калмык. Старооскольский помещик купил его в период крепостного права, ценя умение ухаживать за лошадьми. От облика скуластого предка якобы и пошла фамилия Скулков. Полагаем, Петр Скулков гордился тем, что внешне похож на Ленина.

В Старооскольском краеведческом музее можно увидеть фотопортреты местных революционеров из числа железнодорожников Ф. И. Озе, Д. И. Толмачева, П.Л. Скулкова, А.А. Донского, С. А. Козьмина, а также групповую фотографию членов стачечного комитета. А мы сегодня публикуем снимки, которые сохранились стараниями ветерана-железнодорожника Ивана Ивановича Самойлова, Виктора Владимировича Матвеева, Веры Алексеевны Котеневой и Надежды Дмитриевны Гостевой – работников технической библиотеки станции Старый Оскол Юго-Восточной железной дороги.

Евгений ЕВСЮКОВ («Продолжение следует)

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.