Новости Оскола » Blog Archives » «Больное место»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Больное место»

26.03.2022


? Победы вершит учитель

Профессиональные историки хорошо понимают смысл выражения: «Прусский учитель победил при Садове, а немецкий при Седане». Чтобы и читателю было понятно, о чем идет речь, напомню два поворотных события в мировой истории. В первом случае имеется в виду одно из крупнейших сражений XX века, которое, состоялось 3 июля 1866 года на территории нынешней Чехии, возле деревни Садова (в Германии это называется сражение под Кёниггрэцем). Воинственная Пруссия, стремившаяся создать великую империю, решила разгромить главного конкурента — Австрию, которая сама стремилась объединить многочисленные германские государства. Великолепно отлаженная прусская военная машина в упорном кровопролитном бою сокрушила австрийскую, заставив сильную державу навсегда отказаться от борьбы за гегемонию в Центральной Европе. Австрияки потерпели сокрушительное поражение у Садовы. В сражении со стороны Австрии участвовали 214 тысяч солдат и офицеров. 5375 из них погибли, 7925 — пропали без вести, 8440 были ранены и свыше 22 тысяч попало в плен.
В той битве участвовали 225 тысяч прусских солдат и офицеров под командованием генерала Хельмута Карла Бернхардта фон Мольтке. Они потеряли 1935 человек убитыми, 7237 — ранеными и 275 — пропавшими без вести. Военные историки говорят, что решающую роль в победе при Садове сыграло технологическое превосходство пруссаков. Большинство прусских солдат было вооружено казнозарядными игольчатыми винтовками Дрейзе, обладавшими гораздо более высокой скорострельностью, чем австрийские ружья. Добавьте к этому железную дисциплину войск, тактическое мастерство командиров и внутреннюю мотивацию воинов, мечтающих о господстве над побежденными. Знатоки военной истории пишут: «Можно сказать, что на заваленных трупами полях у Садовы родился Рейх, скрепленный, по образному выражению канцлера Бисмарка, железом и кровью, хотя до его официального провозглашения оставалось еще пять лет».

? Седанская катастрофа

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Генеральное сражение Франко-Прусской войны, состоялось у французской крепости Седан 1 сентября 1870 года и закончилось для французов катастрофой. В сражении блестяще проявило себя прусское командование и выявилось превосходство немецкой артиллерии, а также проявилась отличная подготовка офицеров и солдат. Тогда мировое сообщество было шокировано масштабом «Седанской катастрофы». Французы были сокрушены, 120-тысячная армия понесла большие потери и сложила оружие. Свыше 80 тысяч защитников крепости Седан по сути добровольно сложили оружие. Солдаты армии, воспитанные прусским учителем, малой кровью разгромили врага и захватили огромные военные трофеи, среди которых 558 пушек. В плен попали командующий армией Мак-Магон и сам император Франции Наполеон III, сын брата Наполеона Бонапарта. Таким образом, во Франции произошло падение монархии и установление Третьей республики. Не увидев серьезного сопротивления со стороны разрозненных французских войск и ополчения, пруссаки приближались к Парижу и 19 сентября 1971 года осадили столицу Франции, что еще пару месяцев назад казалось делом немыслимым. Как и бывает в подобных случаях, среди властвующей верхушки пошли распри, богатые, забыв о простом народе, начали спасать свои шкуры, и началась гражданская война. Патриоты всех мастей решили дать отпор иноземным захватчикам, а народ поднялся на буржуазию. 18 марта 1871 года в Париже началось восстание. Было сформировано революционное правительство, и власти провозгласили Парижскую коммуну.

?«Сено-солома!»

Россия копировала немецкую систему народного образования, естественно, привнося свою специфику. Но многие прогрессивные отечественные умы критично относились к слепому подражанию. Одной из доминирующих концепций стала идея о том, что у России свой путь, и он озаряется светом Православной Церкви.
Поборником этой идеи стал и Николай Михайлович Горбов (1859–1921) – автор учебников по истории и народному образованию. Педагог и меценат, «источником содержания немецкой педагогики» он считал «воспитывающее обучение». В своем имении в Тульской губернии он открыл несколько школ, где преподавал сам и таким образом отлично знал состояние народного образования изнутри. А здесь по сравнению с той же немецкой школой российская система выглядела довольно-таки убого.

В своей книге «Задачи русской народной школы» (1887) Николай Горбов цитирует теоретика образования барона Корфа, который сетует по поводу темноты и невежества русского крестьянина, не считающего нужными воспитывать своих детей. И это на них отражается. По наблюдениям, которыми барон Корф делится в журнале «Русская Начальная Школа», «если спросить ученика, только что поступившего в школу, о том, как его фамилия, который ему год, где у него правая или левая рука, что больше аршин или сажень, как называются различные части тела, то не только десятилетние, но и четырнадцатилетние очень часто не дадут ответа». Трудно представить себе такую степень невежества!

Констатируя столь безотрадные факты, легко предположить, какие трудные задачи стояли перед русской народной школой. В отличие от прусской и немецкой армии, где была высокая доля грамотных солдат, в российских войсках задачи обучения приходилось решать нетривиальным путем. И это вовсе не анекдот, когда говорят о некоем поручике его Императорского Величества Гвардии Семеновскаго Полка, обучавшем деревенских рекрутов строю. «Право-лево оные не различали, потому сей поручик привязал каждому к правой ноге пучок сена, к левой — соломы, и команды отдавал сообразно — Сено! Солома! — дабы они поворачивали направо и налево совместно», — так написано в одном дореволюционном учебнике истории.

А вот доподлинный факт из биографии великого русского полководца Суворова: «В молодости, служа в младших офицерских чинах, Суворов отличался отменным прилежанием и требовательностью к подчиненным. Он мог среди ночи поднять вверенный ему полк и в любую погоду — в стужу или дождь — начать строевые учения. «Сено, солома!» — командовал он рослым широкоплечим гвардейцам, по деревенской неграмотности своей не разумеющим, где лево, а где право».

И хотя, как говорил незабвенный генералиссимус Александр Васильевич Суворов, «русские прусских всегда бивали», факт остается фактом: бедность и невежество основного сословия России – крестьян были препятствием к широкому образованию их детей. А дореформенная царская Россия плелась в хвосте научного и индустриального прогресса. И очевидно одно – от «сена-соломы» в России до полета в Космос прошло не так уж много лет. Страна в плане образования и промышленного развития сделала неимоверный скачок, но сколько же предстояло пройти потрясений! (Продолжение следует)

✍? Исторические анекдоты:
Однажды Петр I решил какое-то дело несправедливо и спросил мнение своего шута Балакирева о том. Шут дал резкий и грубый ответ, за что государь приказал его посадить на гауптвахту. Узнавши потом, что Балакирев ответил справедливо, хотя и грубо, приказал немедленно его освободить. Через несколько дней государь обратился снова к Балакиреву и спросил его о другом деле. Балакирев вздохнул и сказал:
– Велите отправить меня на гауптвахту!

Рассказывали, что однажды Суворов был приглашен к обеду во дворец. Занятый одним разговором, он не касался ни одного блюда. Заметив это, Екатерина спрашивает его о причине.
– Он у нас, матушка-государыня, великий постник – отвечает за Суворова Потемкин,– ведь сегодня сочельник, он до звезды есть не будет.
Императрица, подозвав пажа, пошептала ему что-то на ухо; паж уходит и чрез минуту возвращается с небольшим футляром, а в нем находилась бриллиантовая орденская звезда, которую императрица вручила Суворову, прибавив, что теперь уже он может разделить с нею трапезу.

Однажды Суворов вызвал одного офицера к себе в кабинет, закрыл дверь на ключ и сказал, что есть у того заклятый враг. Офицер, бывший весьма несдержанным на язык и наживший вследствие этого множество врагов, терялся в догадках, кто это может быть.
– Подойди к зеркалу и высунь язык, – приказал Суворов.
Когда удивленный офицер сделал это, Суворов сказал:
– Вот он и есть твой главный враг!

Как-то Николай I шел ночью по столице – любил проверять посты. Навстречу прапорщик (в то время низший офицерский чин) одной из инженерных частей. Увидел царя и вытянулся во фронт.
– Откуда ты? – спрашивает император.
– Из депа, ваше величество.
– Дурак! Разве «депо» склоняется?
– Все склоняется перед вашим величеством.
Николай любил, когда перед ним склонялись, и прапорщик проснулся капитаном.

Образовательный уровень Николая I был ниже среднего. В частности, он имел смутные (иногда просто анекдотические) представления о странах мира. Так, санкционируя научную командировку профессора Петербургской академии наук в Соединенные Штаты Америки, он потребовал от ученого подданного расписку в том, что за океаном он человечины в рот не возьмет.
Примечательно, что профессор направлялся не на «Дикий Запад», а в университетские города Новой Англии.
Во время Крымской войны Николай I, возмущенный всюду обнаружившимся хищением, в разговоре с наследником выразился так:
– Мне кажется, что во всей России только ты да я не воруем.

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из открытых источников

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.