Новости Оскола » Blog Archives » Творческая династия
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Творческая династия

10.04.2022


? Танец – это жизнь!

Это Владимир и Надежда Христолюбовы, руководители творческих коллективов, педагоги и хореографы. Владимир Николаевич — художественный руководитель театра танца и пластики Старооскольского педагогического колледжа, Заслуженный учитель РФ. За 30 лет творческой деятельности он осуществил более 200 хореографических постановок. Надежда Клавдиевна руководит Образцовой хореографической студией «Сюрприз», воспитала не одно поколение талантливых старооскольских детей. В ее трудовой книжке за годы проживания в Старом Осколе всего две записи: школа искусств №2 и ДК «Комсомолец».

Надежда не склонна к перемене мест и перешла сюда (тогда — Дворец культуры и техники Лебединского ГОКа) лишь потому, что общежитие, в котором жила в те годы, располагалось рядом. В Старом Осколе Надежда никогда не танцевала на сцене (занимается ими с семи лет). Свои сольные и ансамблевые партии исполнила в стенах культпросветучилища и института культуры. На вопрос, что для неё значит танец, отвечает: «Танец — это жизнь!» Ее жизнь в дуэте с мужем, в работе, в детях — своих и чужих. Сын Артем окончил Пермское хореографическое училище. После окончания остался в этом городе, работал в театре Панфилова, но получил травму, после которой был вынужден переквалифицироваться. Сейчас он дизайнер флористики и промышленных участков, в своей сфере признанный специалист, работает в Москве, Санкт-Петербурге, дает мастер-классы. Получил награду «Золотой клевер» (это очень престижная награда для дизайнеров). К слову, он оформлял в Белгороде областную детскую больницу. Внучка окончила музыкальную школу, сейчас получает специальность «Вокально-хоровое дирижирование».

? Счастливый случай

— Это сейчас моя фамилия считается звучной и красивой, а раньше ее стеснялись вслух произносить, — рассказывает Владимир Николаевич. — Меня даже в пионеры принимали отдельно, чтобы при всех ее не называть. Мама из Ульяновска, отец из Кировской области. где есть целая деревня, у жителей которой только 2 фамилии -Христолюбовы и Лобановы.

Обычно мальчики в культуру не идут, танцевать не любят, предпочитают в спорт. Я играл в футбол и хоккей, у нас была дворовая команда. Но однажды мне понравилась девочка. 1 сентября, как обычно, нас записывали в кружки. Я записался в хор, куда эта девочка ходила. А там хореограф посмотрел, сколько мальчиков в хоре, проверил наши данные. У меня данные были хорошие, и вот так я оказался в хореографии. Можно сказать, что случайно. Втянулся, мне понравилось. Со временем у нас начались гастроли, мы объездили очень много городов.

В нашем коллективе были замечательные руководители — Лев Иванович Бэр и Светлана Львовна Аркадова, отец и дочь. В свое время они был сосланы на Урал, в поселок Новая Пашия, который потом стал городом Горнозаводск. Сейчас именем Бэра там назван Дом культуры. В этом городке был цементный завод, с которого потом многие работники были приглашены на строительство цемзавода в Старом Осколе.

Спустя годы, в ДК «Комсомолец» я встретился с хореографом Любой Кунцак, с которой дружил еще с детства. Ее отца по партийной линии перевели на работу на строительство цемзавода в Старом Осколе. Я учился в хореографическом училище, мама умерла рано, и отец меня забрал, так что заканчивать 10 класс пришлось в общеобразовательной школе. У меня отец очень хорошо играл на гармошке и мне руки привязывал к гармошке, чтобы я играл вальс «Амурские волны». Если о чем сейчас жалею, так это о том, что не выучился музыке. После школы пошел учиться в культпросветучилище, где училась Надя Попова, которая потом стала Христолюбовой.

? Посильный вклад

— Это была любовь с первого взгляда, — улыбается Надежда Клавдиевна.

— До 1979 года мы дружили, до свадьбы. И вот уже столько лет вместе! Я родилась в Кунгуре, это город в 90 км к юго-востоку от Перми. Жителей города называют кунгуряками, так что я кунгурячка. О нашем городке говорят в основном благодаря уникальной природной ледяной пещере.

— В 1975 году в Перми открывался институт культуры, мы были первым набором, — продолжает Владимир Христолюбов. — Я был Ленинским стипендиатом. Но только на последнем курсе, а до этого меня регулярно выгоняли, примерным поведением не отличался. На первом курсе не поехал на картошку и меня отчислили, но про это не знал и продолжал ходить на занятия. Как потом выяснилось, преподаватели вместе с деканом ходили к ректору просить за меня, и он свой приказ отменил.
А в Старом Осколе я оказался по распределению, сразу после армии. Нас вызвал Александр Калачев, он тогда был завотделом культуры. Мы переехали в 1981 году, я был принят главным балетмейстером в ДК «Комсомолец». А Надя — в школу искусств №2, в новой части города.

— Да, там тогда было всего несколько домов и школа искусств, — подхватывает тему Надежда. — Мы приехали с нашим сыном Артемом, еще совсем маленьким. Здесь он впервые увидел, что яблоки могут лежать на земле, у нас на Урале с яблоками было гораздо сложнее! В Старом Осколе Артем ходил в художественную школу и занимался хореографией в коллективе, которым я руководила. Потом у нас родился сын Женя.

— А начинать было тяжело, — продолжает Владимир. — Бывало так, что родители стояли и через окна ДК «Комсомолец» смотрели на наши занятия, а потом звонили директору и говорили: «Чем это они там у вас занимаются?» Мне предлагали перейти в сталевары, но со сталеварами я тоже поработал. Раньше ведь каждый цех и каждое подразделение участвовало в самодеятельности, а работники ДК помогали им развивать свои навыки.

В начале нашей деятельности в Старом Осколе никто не имел представления о современной хореографии и о направлении танца «модерн». Мы же были заражены этой системой, этим подходом к танцу. В основе многих современных течений в хореографии лежат классика и неоклассика. Это основа, а современные течения — уже итог.

У нас с Надеждой одна школа, питерская. Нам повезло, мы успели пообщаться с Виктором Мингалевым и Борисом Эйхманом, это основатели направления танца «модерн» в России. Тем, кто участвует в конкурсах сейчас, эти фамилии хорошо известны. То, что сейчас называют модерном, пошло из России — Фокин, Лифарь, Дягилев, Павлова. Потом были годы «железного занавеса», культура развивалась изолированно. На Западе ведь думали, что мы танцуем только «Барыню» и «Цыганочку», но наша культура дала миру многое.

Как в знаменитой песне — «и даже в области балета мы впереди планеты всей». Мы и сейчас в области культуры впереди всех. Может быть, и наша семья в это внесла свой посильный вклад.

Марина ЯСКОРСКАЯ, фото из архива семьи

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.