Новости Оскола » Blog Archives » «Больное место»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Больное место»

16.04.2022


?Обучали «по кириллице»

Сразу же после начала осуществления земской реформы Государственный Совет приступил к обсуждению проекта Положения о начальных народных училищах. Собранные сведения об их числе показали, что кроме официальных училищ ведомства государственных имуществ и уделов, во второй половине 60-х годов насчитывалось еще до 20000 школ грамоты (согласно отчету Святого Синода за 1868 год — 3842 школы в селениях государственных и удельных крестьян и более 16000 в других селениях).

Большинство их, как, например, «простая школа» в селе Салтыково Старооскольского уезда, где обучали «по кириллице», существовало во времена крепостного права за счет платы за обучение и других средств местных крестьян. Во многих этих школах, вдруг обнаруживших свое существование, обучение велось из рук вон плохо. Но, как говорил автор очерка о Старом Осколе А. П. Синдеев, «были желающие учиться, нашлись и учители», а наличие школ, возникших без всяких пособий от казны или общественных учреждений, уже само по себе свидетельствовало о существовании во многих местах потребности в учении.

Но хотя и правительством вынашивался проект всеобщего обязательного обучения, он не был принят. Открытие и содержание сельских школ было предоставлено самим крестьянам, только что учрежденному земству и городским управлениям. Введение земского самоуправления считается одной из важнейших реформ царя Александра II. И не случайно также становление начальной школы в России теснейшим образом связывается с историей земства.

?В наемном помещении

Однако нас интересует, как на российском фоне выглядел Старый Оскол. Штаб-лекарь Хоцкий оставил потомкам живописную картину города середины XIX века, косвенно подчеркнув наличие образовательной проблемы.

«Город, сначала распланированный по Высочайше утвержденному плану 1784 года генваря 16 дня, был разделен на 30 кварталов, содержащих 18 улиц, а ныне по Высочайше утвержденному плану 1841 года ноября 18 дня, содержит 37 кварталов и 27 улиц. Из числа 655 домов десятая часть каменные и многие красивы; имеет семь каменных церквей хорошей архитектуры, из них соборная, по красоте своей и обширности достойна примечания. При приходской Николаевской церкви, на красной площади, строится колокольня, которой один этаж уже выстроен, и вся будет вышиною до креста 100 аршин. Казенных строений два: присутственныя места и соляной магазин, каменные и довольно большия, общественных строений три: градская дума, съезжий дом и уездное училище, которое, по непрочности дома, помещается в наемном.

Городская больница помещается также в наемном доме и устроена на 15 человек больных, а в случае надобности прибавляется до 8 кроватей. В городе есть вольная аптека».

Заметки сделаны в сентябре 1852 года, и, как видим, в это время уездное училище даже не располагало собственным зданием. По мнению историков, попытку Министерства государственных имуществ, предпринятую по инициативе его первого министра графа Киселева, можно считать самым крупным шагом, направленным на совершенствование дела народного образования в первой половине ХIХ века.

Однако школ было все-таки мало, и их деятельность сводилась преимущественно к тому, чтобы вести подготовку сельских и волостных писарей и вообще низших служащих по управлению государственными крестьянами.
Перед местным самоуправлением в образовательной сфере стояли поистине грандиозные задачи.

? «Школы невозможно плохи»

Уроженец Острогожского уезда Воронежской губернии историк и педагог-методист Сергей Иринеевич Миропольский, исследовавший в 70-х годах XIX века проблему школы и государства, как и наш земляк Александр Петрович Синдеев, автор очерка к 300-летию Старого Оскола, указывал на основные болевые точки системы образования.
Во-первых, существовавших в то время школ было слишком мало; во-вторых, сами школы были «невозможно плохи». Как и в случае с учительствовавшими старооскольскими вдовами, ребятишки занимались в «светелках» — помещениях, представляющих собою большей частью плохие крестьянские избы. В школах не хватало подготовленных учителей, отсутствовали учебные пособия, не было даже установленного метода преподавания.

«Легко представить себе, каковы были учителя и ученье в школах государственных крестьян, пишет историк, где на жалованье наставнику полагалось 100 р., а на учебные припасы — 26 р. в год; но эти школы были еще лучшими. Учителями народа являлись изгнанные из службы чиновники, недоучки разных учебных заведений, отставные солдаты, писаря, даже не слышавшие про существование педагогии, словом, всякий, кому деться некуда».

Старый Оскол и уезд не были в этом плане исключением, И. Б. Белоконский приводит на сей счет чрезвычайно интересные факты, позволяющие судить, как же приобщались старооскольцы к грамоте полтора и более столетия назад.

«Жители с. Стужень обучали своих детей у зажиточного диакона и у так называемых «черничек». Метод преподавания был обыкновенно буквослагательный и по славянскому тексту. Книгами для чтения служили только часослов и псалтырь, так что более способные ученики наизусть знали обе эти книги. Что же касается гражданского чтения и письма, то они были в самом зачаточном состоянии, а об арифметике и сами преподаватели не имели ни малейшего понятия. Определенного времени для занятий не существовало — оно всецело зависело от усмотрения и расположения преподавателя, так что не редко ученикам приходилось сидеть без дела полдни или более, ожидая преподавателя с поминок или просто из гостей».

«В сл. Орлик начало распространения грамотности в среде народа относится приблизительно к 30-м годам настоящего столетия. Первыми рассадниками народного просвещения были духовные лица, преимущественно псаломщики и дьяконы; занятия производились в частных домах, по большей части в домах самих учителей; приспособленных классных комнат для занятий почти никаких не было, часто домашняя мебель во время уроков превращалась в классные столы. Главным предметом преподавания было славянское чтение, причем особенное внимание обращалось на механизм чтения: достижения беглости в чтении составляло при занятиях главную цель как учителя, так и учащихся. Наряду со школами подобного рода существовали школы, находившиеся в ведении грамотных солдат и девушек «черничек». Эти школы в некотором роде были передвижные: неделю учитель учил в доме одного ученика, на другую переходил в дом следующий и т. д. по порядку. Так шло обучение детей до 16-ти годов».

«Старожилы Стрелецкой, Пушкарской слободы, вспоминая о прежних временах, говорят, что они учились грамоте по-старинному, первою книгою для чтения служил псалтырь, и изучали ее по возможности наизусть. Выучивались читать по прошествии двух лет и даже более».
(Продолжение следует)

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из открытых источников и архива издательства«Ямская степь»

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.