Новости Оскола » Blog Archives » «ГОКстрой» позвал с собой
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«ГОКстрой» позвал с собой

16.07.2022


?Начинал учеником

Первыми, кто ступил на территорию будущего водохранилища, были геодезисты. Помощник геодезиста Александр Олейников среди них отличался военной выправкой и особой неутомимостью. По-другому быть и не могло. Он недавно пришел из армии, где отслужил два года. Строевой и физической подготовке там отводилось достаточно времени. Геодезисту такое кстати. В чем убедился Александр еще до увольнения в запас, поскольку на срочной службе имел отношение к геодезии. Как это? Да вот так! В разной документации и в армии нужна точность в измерениях на местности. А обращение с приборами, порядок проведения измерений геодезическим инструментом были ему хорошо известны — в техникуме учился этим премудростям.

В техникум поступил без отрыва от производства (так же, как после — в вуз). Хоть и трудно было совмещать, помнил от старших его по возрасту совет: учиться! От тех, кого считал авторитетными. Хотя сооружение Лебединского горно-обогатительного комбината считалось комсомольской стройкой, тон и темп задавали здесь опытные рабочие высокой квалификации. В том числе и комплексной бригады Михаила Ходячих – одной из сильных в управлении «ГОКстрой». Молодежь уже шла за ними. Начиная порою… с ученика кадрового рабочего. Так начинал и Александр Олейников – будущий инженер в строительном производстве. Пройдемся вместе по биографии этого человека. Как говорят, уважим в честь его личного юбилея (16 июля ему исполнится 70 лет). Тем более что коснуться можно будет и духа времени. Тех самых ударных лет, в которых рождался ЛГОК, у которого, опять же, юбилей в июле 2022 года – 55 лет с начала строительства предприятия.

? Масштаб — огромный

Может, где-то и был застой в 70-е годы прошлого века, о котором горестно причитали трубадуры перестройки, но не в бассейне КМА. Свидетель тому – Олейников, участник тех самых буден, о которых можно говорить как о трудовом подъеме. Молодая мечта звала его в гущу событий, что в тогдашней современности считались важными, неотложными сразу для всей страны. В постановлении советского правительства в 1966 году говорилось о необходимости на базе природных ресурсов КМА построить новое предприятие. Предприятие по добыче и переработке тех железистых кварцитов, о которых еще недавно, казалось бы, споры шли как о сырье для черной металлургии. Ученые доказали серией своих экспериментов: железистые кварциты можно обогащать, и будет на выходе концентрат, в котором железа столько, сколько в богатых железных рудах.

Постановление советского правительства дало толчок практическому делу. В 1967 году на Лебединском железорудном месторождении, рядом с Губкином, взяли свое начало горно-капитальные работы в пользу нового комбината по выпуску сырья для металлургов. Придавая ускорение строительству крупнейшего предприятия, в 1968 году ЦК комсомола провозгласил: считать сооружение ЛГОКа Всесоюзной ударной комсомольской стройкой! И пошло по радио, в газетах, в журналах, по телевидению: новости с новостройки чуть ли не ежедневно. Репортажи о смелых планах, о лидерах производства – размашисто, ярко и с восхищением. Сопровождали такие тексты броские фотоснимки. Да еще и в Губкин прибывать начали представители краев, областей, республик, входивших в СССР. У местного населения складывалось впечатление о том, что главное в жизни — рядом, там, где среди полей экскаваторы и бульдозеры делают планировку, не позволяют устояться тишине сваебойные агрегаты и моторы грузовиков со строительным материалом, где снопами сверкают искры электро- и газосварки.

В семейные разговоры многих из горожан нет-нет да врезалась тема Всесоюзной ударной стройки. Дом Олейниковых не был исключением. Летом 1969 года в школе замаячил выпускной, а Александр еще не выбрал, в какое учебное заведение ему подать документы. На семейный совет он вынес неожиданное решение: надо собираться на работу, а там уже видно будет. Родители не стали возражать. Решил осмотреться, так пусть осмотрится. Только где приступать к труду? Ответ у него готов: собрался идти в строители. Топором, молотком, пилой действовать он привык. То у себя ремонт, то у родни. А теперь зовут туда, где новое строительство затеяли. Масштаб не тот, конечно, огромный. Но умение кое-какое есть…

Через две недели после выпуска из средней школы №10 (по соседству с этой школой сегодня — музей истории КМА) парень нашел дорогу к трехэтажному зданию, на котором на табличке значилось «ГОКстрой». Старший инспектор отдела кадров Михаил Трофимович Гаврилов, человек бывалый, фронтовик, внимательно выслушал посетителя, уточнил подробности биографии. «Плотники нам нужны. Примем учеником», — подвел он итог. То, что семнадцать лет только должно исполниться будущему сотруднику, инспектора не смутило. В конце войны, о которой память у него ничуть не потускнела, и такого возраста солдат встречал он в боях с фашистами. А здесь ведь мирный труд, и люди кругом свои.

? Неписанная инструкция

Свои люди в комплексной бригаде и открыли юноше глаза на стройку и на строителей. Плотники, монтажники, бетонщики старались друг друга не подводить. Есть график — держись его. Выполняешь качественно, вовремя — есть хорошо закрытые наряды, заметно одобрение от смежников. Получилось наоборот — подумай о том, почему с тобой здороваться не хотят оказавшиеся в простое. Уважительность к тем, с кем делишь свою ответственность на объекте, — неписаная инструкция. Без нее не поймут и не примут в свои товарищи. Это первая заповедь, что открылась новичку в строительном управлении после выхода на работу.

Интересным получился этот выход. Приказ за №113 о том, что А.И. Олейников принят в управление «ГОКстрой» был подписан 16 июля – в день рождения заявителя о зачислении в управление. А 17 июля 1969 года был его первый рабочий день. Несмотря на свежий аттестат о среднем образовании он снова стал учеником. Только на этот раз не по многим предметам сразу, а по одному. Но при том условии, что тут слабые знания не устроят. Первый рабочий день, и будто кадры из кинофильма – впереди огромный котлован. А дальше – сваи. Вокруг – движение. Шум строительных машин и механизмов. Со стороны – хаос. А для понимающих – та работа, в результате которой вырастут мощные корпуса крупнейшего предприятия.

Звеньевой Иван Григорьевич Савостин показал объект – опускной колодец корпуса крупного дробления №1, в котором станут дробить железистые кварциты, поступившие из карьера. Внешне колодец — большой «стакан» из монолитно-сборного бетона. Тридцать шесть метров его диаметр, тридцать два метра – стены. Многоэтажный дом может в него вместиться! И стен покривить нельзя, и низ должен сесть так точно, чтобы никакого отклонения. О том Савостин и толковал перед своим звеном, ставя ему задачи. Но при всей загруженности в деле звеньевой ничуть не упустил Олейникова – подшефного. Обходясь без резких замечаний, он личным своим примером настраивал его на дело. Неслучайно Иван Григорьевич позже был удостоен звания «Заслуженный наставник молодежи». Освоив практику и теорию, Олейников выдержал испытание и получил разряд.

Что еще полезного он вынес, Александр Иванович Олейников, на первом месте своей работы, так это, что надо беречь людей. Плотникам доводилось не только щиты сбивать из полученных ими досок, но и закреплять их на высоте для устройства опалубки, пристегнувшись монтажным поясом к металлической арматуре. Сколько было к этому внимания звеньевого и бригадира, мастера и прораба! Обеспечение безопасности – забота на каждый день. Так диктовала стройка. Она же убеждала, что расти надо в своей профессии. В звене, в бригаде и на участке нет-нет и возникали откровения в беседах с самым молодым по управлению: «Александр, поступай в студенты. Сколько будет еще работ у строительных коллективов, сколько нужно специалистов…»
Внял пожеланиям. Поступил, как выше сказано, на учебу в строительный техникум (был такой в свое время в Губкине). После – филиал Всесоюзного заочного политехнического института. Инженер со специализацией в промышленном строительстве, много лет он отдал труду в промышленном и гражданском строительстве. Его знания, умение, расчеты пригодились в жилых кварталах города горняков, на Лебединском ГОКе (кстати, водохранилище, с которого начиналось текущее обозрение, создано для того, чтобы питать водой горно-обогатительный комбинат), Старооскольском заводе по ремонту горного и обогатительного оборудования, комбинате «КМАруда», мощностях электроэнергетики.

45 лет строителем – это настолько много различных зданий и сооружений, что если отразить их в фотоснимках, то и альбома может не хватить. Но что, конечно, важней всего, он нашел свое призвание, которое нередко оборачивалось в радость. Рабочий, линейный руководитель (вплоть до исполняющего обязанности начальника управления), профсоюзный руководитель (заместитель председателя профкома в генподрядном тресте «КМАрудстрой»), Александр Иванович Олейников шел своим, не чужим путем. Путь этот – в созидании того, что усилило экономику, удобнее сделало проживание в железорудном бассейне КМА. Правильный этот путь.

Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин, фото из личного архива А.И. Олейникова

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.