Новости Оскола » Blog Archives » Больное место (Продолжение. Начало в №10)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Больное место (Продолжение. Начало в №10)

16.07.2022


? Рождение техникума

История педагогического техникума дает представление о жизни страны и в период кризисной ситуации, и в относительно благополучный период. Не зря говорят, что в народном образовании сформулированы все злободневные проблемы государства: экономические, политические, здесь наглядны мировоззренческие водоразделы. Но, какой бы сложной ни была ситуация, неизменным остается один критерий: школа обязана дать сумму знаний молодым людям, обеспечить им качественную подготовку, чтобы смогли самостоятельно войти в мир, где полно сложностей, соблазнов, противоречий. Наряду с передачей суммы знаний и помощью в овладении разнообразными навыками педагог должен содействовать в формировании культурных и нравственных идеалов своих питомцев, воспитывать у них силу воли, честь и благородство, чтобы не сломились при житейской непогоде, смогли адаптироваться к любой неблагоприятной ситуации и добиться верно поставленных целей.
Все больше и больше граждан страны Советов садилось за парты, повышались требования к качеству преподавания предметов, и педагогические курсы уже более не удовлетворяли кадровым потребностям. Вот поэтому согласно предложению Курского Упрофобра от 16 мая за №709-1717 Совет курсов 11 августа 1921 года принял решение открыть Старооскольский педагогический техникум. Создали его на базе все тех же курсов, и бывший их председатель Стефан Васильевич Бунтовников возглавил новое образовательное учреждение. Старооскольский техникум, в большинстве своем благодаря высокообразованным педагогическим кадрам, выполнил своё предназначение. Он стал подлинной кузницей по подготовке народных учителей, так много сделавших для своего государства.

? Лучший в губернии

Начинался новый учебный год. Набрать контингент, подготовить базу и переключиться на программы с четырехгодичным обучением выглядело весьма сложной задачей. А если к этому еще присовокупить тяжелейшие экономическое положение в стране, бюрократические препоны, вызванные не отлаженной системой управления школьным делом, то вполне станет ясно, что заведующий и его ближайшие коллеги сделали по сути невозможное. Вдобавок отметим, что техникум вскоре стал лучшим в Курской губернии.

Архивы сохранили имена первых преподавателей техникума, мы их приводим для педагогической общественности почти со стопроцентной уверенностью, что кому-то они знакомы. Вот она педагогическая элита голодных и беспокойных 20-х годов прошлого века: С. В. Бунтовников, Н. М. Бабаков, Г. Е. Виленский, П. К. Каркешкин, И. Д. Кузнецов, Б. Д. Моншак, И. Г. Попов, Д. М. и В. М. Рождественские, В. И. Сабынин, И. Г. Татаринов, Т. Д. Фомин (зав.учебной частью), М. А. Шельдяев, Н. Н. Думаревский.

21 сентября 1921 года в первом отделении средне-специального учебного заведения числился 41 слушатель, во втором — 28, в третьем — 29. Кроме того, Упрофобр распорядился принять 7 подростков из голодающего Поволжья и, таким образом, учащихся в техникуме стало 105. Кроме двух общеобразовательных отделений здесь имелось два специальных, где готовили педагогов для работы в детских садах (и на детских площадках), а также школьного воспитания.

Техникум располагал собственным зданием (бывшая женская гимназия, а ныне изменившая свой облик кирпичная двухэтажка, в которой размещалась средняя школа №5 на ул. Октябрьской). Занятия проходили в двух смежных, довольно просторных двухэтажных помещениях. В учебном корпусе было устроено водяное отопление, имелась и канализация. От бывшей казенной женской гимназии техникуму достались прекрасные классные комнаты, учительская, канцелярия, помещения для общежития. От педагогических курсов — приличная библиотека, хорошо оборудованные кабинеты: физический, химический, естествознания и оснащенная столярная мастерская.

? «Четвертый месяц без жалования…»

Однако трудно было с учебными принадлежностями. Заведующий Бунтовников в отчете Гупрофобру перечислял, что «по разверстке на его долю получено всего 25 фунтов серой бумаги, 2 флакона чернил, 50 перьев и 3 простых карандаша». И делал вывод: «Очевидно, что, за исключением чернил и перьев, остальных принадлежностей крайне недостаточно».

История с открытием педагогического техникума в Старом Осколе полна драматизма, и прежде всего потому, что уездный и губернский органы профобразования долгое время не могли определиться, кто же будет его финансировать, 15 педагогам, а также 6 техническим сотрудникам не выплачивали довольствие и поговаривали даже о закрытии этого учебного заведения.

Естественно, здесь решающее слово было за Москвой, и Совет техникума посылает телеграмму в Главпрофобр с копией в Наркомпросс, рисуя свое бедственное положение и прося решить вопрос с выдачей жалования и отпуском 120 продпайков. Гупрофобр дает разрешение на телеграмму и принимает к сведению решение Совета техникума о необходимости разграничения полномочий между управлением и нижестоящим уездным органом.

В постановляющей части протокола заседания записано: «Старооскольский педтехникум и по количеству слушателей, и по образовательному цензу и по педагогическому стажу преподавателей, и, наконец, по организации и общей постановке дела признан Гупрофобром лучшим в губернии».

Читая подобные документы, испытываешь странное чувство. Ныне обстановка в стране такая, как будто время повернулось вспять. И проблемы 80-летней давности, словно зеркально отражаются в нашей с вами действительности. Причем учителям, жившим и работающим в те голодные годы, возможно, психологически было полегче, ведь их спасала окрыленность идеей!

К нам попал в руки документ, дающий представление о том, в каких условиях несли свет сотрудники педагогического техникума:
«Вот уже четвертый месяц, как служащие не получают жалованье, переживают самую острую материальную нужду. Многие из преподавателей, чтобы смягчить остроту нужды, перегружены сторонней для педтехникума работой, что не может не отразиться на продуктивности работы в педтехникуме. Есть даже случаи, когда преподаватели необеспеченной многочисленной семьи занимаются торговлей на базаре. Это недостойно и для преподавателя, и для учебного заведения. Это вредно для учебно-воспитательного дела. Поэтому для сохранения живых интеллигентных сил, в которых так нуждается Советская республика, необходимо обеспечить преподавателей хотя бы регулярным и своевременным отпуском предметов».

Не правда ли, до боли знакомая картина? Интересно, как выкручиваются современные учителя, когда вдвое и даже втрое подорожала обычная канцелярская бумага и в дефиците импортные товары, предназначенные для внедрения информационных технологий? В большинстве своем перестали и предприятия шефствовать над школами. А частнику-предпринимателю глубоко плевать на то, в каких условиях выполняет свою образовательную функцию и как выживает в современных условиях вечно обделенная вниманием государства российская школа.
(Продолжение следует)

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из архива издательства «Ямская степь»

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.