Новости Оскола » Blog Archives » Больное место (Продолжение. Начало в №10)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Больное место (Продолжение. Начало в №10)

20.08.2022


К сожалению, мы не знаем, деятелем какого масштаба был В. М. Ширинский, но то, что на его плечи легла очень тяжелая ноша, сомневаться не приходится. Образовательные органы заботились о восстановлении разрушенного, решали задачи нового строительства, и уездный отдел наробраза представлял довольно-таки сложную организацию с многообразными функциями. Достаточно сказать, что в его структуру входили наряду с организационным, финансовым и другими стандартными подотделами — политпросвет с чрезвычайной комиссией по ликвидации безграмотности. УИНО занимался также искусством, охраной здоровья детей, профессионально-техническим образованием, курировал другие направления, связанные с общей культурой.

? Продуктов не хватало

По нынешним представлениям, явно не по профилю выглядит деятельность унаробраза, рассматривающего, к примеру, ходатайство подотдела искусств «об оставлении в великорусском оркестре тт. Маликова и Топорова, так как за их отсутствием оркестр может расстроиться». Ведущим оркестрантам, видимо, как лицам, подлежащим призыву в Красную Армию, предстояла поездка с красноармейским клубом на службу в Новый Оскол. Или другой эпизод. Заведующий удовлетворяет заявление шкраба (школьного работника) Ольги Каллистратовны Энгельгардт с просьбой предоставить ей отпуск в связи с приездом мужа из Средней Азии, а Прасковье Петровне Коронных помогает перевести супруга Георгия Васильевича на службу в отдел народного образования г. Старый Оскол.

Ширинскому и его коллегам из администрации приходится ходатайствовать о выделении земли для школьных участков и домов ребенка из состава бывших владений Шестакова, Баркалова, Рындиной, Орлова-Давыдова, Бобринского и других богатеев.
В частности, Каплинскому дому ребенка досталось 25 десятин сенокоса из луга, принадлежавшего бывшей владелице Ивановой из Ястребовской волости.

Приходилось вникать и в оплошности, расследовать злоупотребления. Так, в начале февраля 1921 года уполномоченный Долгополянским волобразом И. П. Сторожев получил из подотдела снабжения продукты на предмет раздачи завтраков школам 1-й ступени.
Вполне ясно, пишет в жалобе член комячейки наробраза, что эти продукты должны быть распределены по всем школам пропорционально количеству учащихся. Между тем 1-я и 2-я Нижне-Чуфичевская школы не получили этих продуктов, потому что Сторожев неправильно их распределили. И указанным не хватило. Такое объяснение, считает заявитель, требует, во-первых, проверки, во-вторых, указывает на халатное отношение Сторожева к своим обязанностям. Кроме того, констатировал автор записки тот факт, что учащиеся соседних школ этой же волости получали завтраки, когда учащиеся Нижне-Чуфичевской лишены их, вызывает ропот со стороны родителей и самих учащихся.
Как видим, вполне рядовое заявление несет информацию не только о сути конфликта, но и рисует облик не шибко грамотного человека, становясь письменным источником, передающим колорит эпохи.

? Сцена для Мельпомены

Не менее ценным представляется выписка из заседания президиума исполкома №11 от 14 марта 1921 года, где заслушивали доклад члена по проведению недели профдвижения товарища Ширинского. Впервые фигурирует дата рождения Старооскольского драматического театра. Ко дню начала проведения «недели» надлежало «устроить сцену в помещении бывшего духовного училища для проведения общих собраний и постановок спектаклей». Президиум обязывал члена коллегии коммунхоза Петрова 4 марта обязательно устроить сцену в бывшем духовном училище и «представить ему право для устройства сцены брать материал из недостроенного театра в доме Соломенцева».
Усовнархозу предписывалось «в отдел народного образования отдать распоряжением Петрова всех строительных рабочих, предложить упродкому выплачивать им за работу из 3% фонда по требованию подотдела».

Унаробраз заботился о театре, выпускал даже свою газету. В протоколе №6 заседания коллегии Уполитпросвета от 19 марта 1921 года есть сведения по этому поводу: «Заведование редакционной частью поручается П. Севастьянову (зав. политпросвета) как ответственному редактору газеты». Обнаружили мы и упоминание о штате конторы редакции, в ней сотрудничали заведующий (В. В. Свешников), хроникер (В. П. Громыко), конторщица (В. Л. Мельникова) и курьер. Все работали по совместительству и получали доплату — 50 процентов.

? Почетное место «шкраба»

В наробраз принимались, как правило, высококвалифицированные работники, хотя, наверное, бывали и всякие. Запомнилось заявление Анны Владимировны Мячиной, которая просит назначить её инструктором-организатором уездного отдела. О себе она сообщает, что окончила историко-филологический факультет Харьковского университета.
В 1926 году написала прошение в УОНО и дочь дворянина Мария Ивановна Хоцкая, чей отец, штаб-лекарь Хоцкий, оставил на страницах «Курских губернских ведомостей» интересный очерк о Старом Осколе. Девушка надеялась получить место школьной работницы 1-й ступени или, на худой конец, ликвидаторши.

Институтки, гимназистки, выбитые революцией из привычной колеи и безбедной жизни, влились в демократические массы подвижников на ниве педагогики, разделяя со своими подопечными все тяготы, порой получая от них в ответ черную неблагодарность и выполняя зачастую самую что ни на есть нетворческую политизированную работу.
Заявление дворянки Марии Хоцкой лежит рядом с аналогичным прошением простой старооскольской девушки Антонины Юраковой, родившейся в слободе Казацкой и окончившей полный курс единой трудовой школы 2 ступени 9-летнего срока.

Об этой школе, единственной в городе, история которой восходит к ХVIII веку, дававшей в двадцатые годы среднее образование и право поступления в вузы, можно немало узнать из летописи, составленной педагогами Старооскольской муниципальной средней общеобразовательной школы №1. Свидетельство об окончании школы, выданное Юраковой в 1926-м году, подтверждает их предположение, что это был особый тип учебного заведения, дающий наряду с общим профессиональное образование.

Школа была с кооперативным уклоном, и в ней преподавали, кроме общеобразовательных предметов, коммерческую арифметику, товароведение, общую бухгалтерию и счетоводство, учили основам кооперации, организации и практики коммерции.
С перенапряжением сил, недоедая, преподавая в холодных, плохо оснащенных классах при хронической нехватке учебных принадлежностей и пособий, советские учителя ухитрялись давать детям и взрослым положенные по программе знания, расширяли их представление о мире. Благодаря усилиям первых советских педагогов страна подготовилась к важному этапу культурной революции — в 1930 году было введено начальное (четырехклассное) обучение как обязательное. Советская система внесла поправку в земскую статистику, предрекавшую вековое отставании России от передовых держав мира.
(Продолжение следует)

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.