Новости Оскола » Blog Archives » Больное место (Продолжение. Начало в №10)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Больное место (Продолжение. Начало в №10)

03.09.2022


Наряду с организационными и хозяйственными вопросами к концу 40-х годов управленцы РОНО все чаще выносят на обсуждение проблемы успеваемости и повышения качества педагогического труда. Отмечаются факты завышения оценок учащимся, особенно это относится к преподавателям начальной школы и русского языка.
Учительство Староосколья массово включилось в борьбу за осуществление всеобщего начального и семилетнего образования. В 1949 году стали вводить всеобщее обучение в объеме 7-летней школы, и к началу 1950-х гг. школа СССР перешла на всеобщее семилетнее обучение, в чем был вклад и старооскольских учителей.

? …и на всеобщее десятилетнее

В 1954-м году была образована Белгородская область, в её состав вошел и Старооскольский район. Но резких изменений в работе органов народного образования не произошло. В свете решений XIX съезда партии на повестке дня стояли вопросы постепенного перехода к всеобщему 10-летнему обучению, повышения уровня учебно-воспитательной работы, укрепления связи школы с жизнью.
В 1954/55 учебном году в Старооскольском районе насчитывалось 65 школ. Из них — 46 начальных, 2 семилетки и 7 средних. Кроме того, работала одна средняя школа рабочей молодежи и семилетняя школа сельской молодежи. На 1 сентября всего учащихся насчитывалось 10205 человек (3272 — в 1-4-х классах; 4573 — в 5-7-х; 2260 — в 8-10-х классах).

Главной проблемой, на которую указывал отчет о работе школ Старооскольского района, являлось невыполнение закона об обязательном семилетнем обучении. В начале учебного года в школу не явились 145 учащихся, а на его протяжении не охваченными всеобучем оказалось 230 человек. 70 из них (как правило, переростки) были заняты на работе в колхозах и на предприятиях и не помышляли об учебе. 42, помогая семьям, нанялись в пастухи, остальные были задержаны на домашних работах или же оставили школу по причине болезни.

Сверхактуальной задачей стал возврат детей в школу, силы педагогической общественности брошены для разъяснительной работы в массах о необходимости всеобуча. Особо тонкая и кропотливая пропаганда ведется с родителями, задерживающими детей дома. Одновременно создается фонд всеобуча в сумме 43200 рублей, эти средства направляются на помощь детям, чьи родители впали во временную нужду, а также детям-сиротам.
В первые послевоенные годы сохраняется и объединенный районный отдел народного образования, в который входит Старый Оскол и поселок Губкин с Лукьяновским, Лебедянским и Теплоколодезянским сельскими Советами. В 1953-м году Старый Оскол становится городом областного подчинения, и здесь появляется отдел народного образования.

? Проверка на прочность

Что представляла собой в образовательном отношении городская территория, рассказала Александра Георгиевна Хомякова, возглавившая отдел народного образования в 1957-м году. В Старый Оскол она попала в 1937 году. Крестьянская девушка родом с Орловщины, из села Рождественского, следуя совету старшей сестры, работавшей сельской учительницей, одна из первых в округе закончила семилетку. Как активистку, обладательницу безупречной анкеты, райком комсомола направил Шуру учиться в педагогический техникум. Закончила курс с отличием, что давало право прямо без экзаменов поступить в Курский педагогический институт. Но после первого курса, по семейным обстоятельствам Александра перешла на заочное и поехала работать в Старый Оскол.

Вначале ее отправили учительствовать в Новокладовое. «Проработала я там недолго,— вспоминала Александра Григорьевна,— всего полгода. Наша школа выглядела настоящей хибарой: обветшавшее одноэтажное здание с двумя проходными классами. В одном помещении занимались сразу же два класса. В августе нас с мужем Иваном Степановичем Чесноковым послали в Лукьяновку. Он преподавал там русский язык и литературу, но вскоре был назначен директором, а я работала учительницей».

Супруги трудились вместе до начала войны, 1 ноября 1942 года Ивана призвали в Красную Армию, Александра осталась одна с тремя малыми детьми. Муж на фронте был тяжело ранен и умер, находясь на излечении в госпитале. Его супруге надо было устраивать жизнь, поднимать детей. Пропагандист отдела пропаганды райкома КПСС, учитель 2-й школы, заведующая ГОРОНО — ступени послевоенной профессиональной карьеры Александры Хомяковой. Чтобы усовершенствоваться в своей профессии, она без отрыва от работы окончила Старооскольский учительский институт.
На первый взгляд школьное хозяйство досталось ей не столь обширное: в Старом Осколе насчитывалось шесть семилетних школ и две начальные — на Гумнах и в Ездоцкой. Однако проблем хватало с лихвой, и в период заведования отделом образования у Александры Григорьевны кое с кем из подчиненных произошли серьезные конфликты, сложилась ситуация, где она как женщина и руководитель проверялась на прочность.

Огласку получили острые взаимоотношения с одним инспектором ГОРОНО. Фронтовик, Герой Советского Союза, он страдал распространенной на Руси «болезнью» — неумеренной тягой к спиртному, из-за чего исполнял свои служебные обязанности спустя рукава. Вдобавок отличался неуживчивым характером и никак не мог смириться с положением, что им руководит женщина. Александре Григорьевне ничего не оставалось, как издать приказ о его несоответствии. Излишне разъяснять, какого труда ей стоило доказать свою правоту, ведь у заслуженного фронтовика находились высокопоставленные покровители, влиятельные собутыльники и опасные прихлебатели.

Из разряда необычных эпизодов школьной жизни тех лет Александра Григорьевна вспоминает увлечение всех школ города трудовым воспитанием. Каждое учебное заведение располагало участком земли, на котором выращивались разные сельскохозяйственные культуры. Область требовала еще наладить разведение цыплят и кроликов, но из этой затеи ничего не получилось. В больших количествах требовались довольно дорогостоящие в изготовлении клетки, возникли трудности с кормами, и школьные кроликофермы приказали долго жить.
Ввиду низкой зарплаты и чтобы быть поближе к живому любимому делу Александра Григорьевна попросилась вновь в школу. И ее просьбу уважили.

? Кадры решают все

Старооскольский районный отдел народного образования с 1951 по 1967-й годы возглавлял Григорий Андреевич Рощупкин, опытный администратор, бывший работник райкома партии. О его предшественниках — Иване Прокофьевиче Попове и Иване Матвеевиче Присухине ввиду их непродолжительной деятельности сохранилось крайне мало сведений, поэтому о первых послевоенных годах приходится упоминать вскользь. Доподлинно лишь известно, что вчерашние фронтовики, ставшие руководителями, занимались восстановлением разрушенных или поврежденных в войну зданий Новокладовской, Черниковской, Казачанской, Каплинской и других школ. Перед ними остро стояла и проблема всеобуча, борьбы с второгодничеством, совершенствования воспитательной работы. К примеру, из 14454 учащихся к концу 1949/50 учебного года для повторного обучения было оставлено около 1000 человек, на осень — 1207. В отношении кадров решалась задача замены практиков людьми со специальным образованием. В этом смысле показателен приказ №27 по Старооскольскому РОНО от 18 марта 1950 года, который гласил: «Воспитательницу детского сада №2 Дуракову Александру Павловну от работы освободить как не имеющую специального образования. Шевченко Зинаиду Тимофеевну, кончившую Обоянское педагогическое училище, дошкольное отделение, в 1949 году, назначить воспитательницей д/с №2».

О деятельности Григоря Рощупкина сведений также не очень много, но можем сказать, не боясь ошибиться: он принадлежит к плеяде лучших педагогов-фронтовиков, принесших в школу особый мужской дух, скрытую силу, был человеком, умеющим вселять в коллектив уверенность в том, что все трудности будут преодолены. Как учитель и руководитель, запомнился, хорошо знавшим его людям, порядочностью и душевным благородством. Если судить по рассказам коллег Григория Андреевича, он был истинным советским интеллигентом, человеком с развитыми культурными запросами. Выпускник Старооскольского педтехникума неплохо играл на мандолине и гитаре. Обаяние его личности испытывали и подчиненные, и школьники, которым он преподавал. Тихий спокойный, не умеющий, или не желающий, проявлять свой гнев, он был авторитетом везде, в каком бы коллективе ни приходилось работать.

Рошупкину принадлежит большая заслуга в укреплении школьной материальной базы, ведь только три школы в районе были расположены в типовых зданиях, но все требовали капительного ремонта. В особенно тяжелом положении находились: Казачанская, Хорошиловская, Верхне-Чуфичевская, Верхне-Атаманская, Озерская начальная и другие школы.
(Окончание следует)

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.