Новости Оскола » Blog Archives » Человек театра
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Человек театра

04.12.2022


🖍 Монолог артиста

В преддверии бенефиса мы встретились с Сергеем Александровичем, побеседовали о творчестве, о личной философии и вдохновении.
— Сергей Александрович, у вас очень богатая творческая биография. Сможете ли вы выделить среди своих работ особенную роль?
— Особенных нет. Все роли — они, как дети, нельзя выделить только лишь одну любимую. Все одинаково дороги — и те, которые были, и те, которые есть. Профессия актёра довольно-таки зависимая, например, от того, как тебя видит режиссёр и какие у него планы на артиста. Театр — это когда все вместе, а не каждый сам по себе. Ему нужно соответствовать: от функций, задач, направления и до репертуара. Конечно, свобода воли есть. Читай произведения, какие хочешь, развивайся. Но театральное действо — это коллективное творчество. Да и вообще, то, что в голове у артиста, лучше не знать никому! Актёры — это удивительные люди. У них большие права: зрители в зале молчат, артисты на сцене говорят, и их все слушают.

— Что такое импровизация для вас лично? Есть ли наиболее удачные примеры?
— Если выйти на улицу и задать прохожим одинаковый вопрос: «Что такое любовь?», то можно получить абсолютное разные ответы. Так вот, импровизация — это чёткий установленный рисунок, имеющий такую форму подачи, как будто он появился прямо сейчас в данный момент. Евгений Васильевич Батурин — известный актёр нашего театра, проживший 102 года, учил пробовать менять ударение на словах, делая каждое поочередно главным в предложении. Тогда даже фраза «мама мыла раму» может звучать по-разному. Актёру на сцене необходимо уметь чувствовать то же, что и его персонажу, даже когда он за кулисами. Иногда один лишь жест может оживить площадку.

— Театр — это проводник вечных ценностей. Как вы считаете, меняются ли они со временем? Какие сейчас идеи у театра?
— «Услышь ближнего своего» — это то, чему учит театр. Конечно, так не бывает, что люди посмотрят спектакль и сразу всё поймут о жизни. Хотя бы потому, что театр не отвечает на вопросы, а наоборот — задаёт их, заставляет публику задуматься. Происходящее на сцене должно цеплять зрителя. Если после посещения театра остались эмоции, значит, поставленные вопросы на сцене правильно выполнили свою задачу.

— Какую роль вы бы хотели сыграть?
— Конечно, мечтать можно, о чём угодно. Всё равно нужно оставаться реалистом и понимать, что существуют определённые ограничения для той или иной роли. Возможно, я мог бы выучить на английском роль Гамлета, но этого не произошло. Есть и капкан: вдруг того самого желанного героя дадут сыграть, а я это сделаю плохо, не оправдаю надежд. Поэтому в плане «хотелок» я несколько суеверен, хоть и в приметы не очень верю. Артисты обычно не рассказывают о таких вещах. Желание сыграть определённую роль — это как царапина на коже, о которой ты иногда вспоминаешь, показывая её, но всё остальное время прячешь.

— Что вас вдохновляет?
— В моем сердце всегда есть место родному Севастополю. В детстве я слушал эстрадные монологи Винокура, Райкина, Зиновия Высоковского на виниловых пластинках, которые постоянно ставил на повтор, а также творчество Высоцкого на кассетах. Благодаря этому, наверно, у меня хорошая память, потом легко запоминал тексты с листа. Если становится тоскливо, я могу прочитать любое произведение Чехова. Меня очень редко можно удивить советским фильмом, который я бы не видел. Современной литературой не интересуюсь. Классика мне ближе, она помогает. Хотя могу отметить книги Ричарда Баха «Иллюзии. Приключения одного мессии, который мессией быть не хотел» и прозу Иманта Зиедониса.

🖍 Вечер метаморфоз

Во время бенефиса Сергей Лысенко продемонстрировал публике своё актёрское мастерство и всю многогранность амплуа: от комических персонажей, трагических, разочарованных жизнью страдальцев до глубокомысленных философов и воинов с болью в глазах. Ценители его творчества из зрительного зала после каждого выступления, будь то моноспектакль или коллективное действо, рукоплескали и заряжали своей энергетикой. Обрушивался шквал оваций, где-то громко доносилось: «Браво!» В этот вечер был установлен полный контакт между актёром и театралами города. Громкий восторг актёрским талантом, поздравления от поклонников и друзей, букеты цветов и фотографии на память. Всё это дополнило бенефис.

— Я с Сергеем Александровичем знаком давно, ещё с прошлого века, — поздравил юбиляра Семён Михайлович Лосев, художественный руководитель тетра. — Когда Виктор Абрамович Оршанский создал театр в Севастополе, одним из его основателем был и Лысенко. Он был совсем молод и свято верил, что театр может переделать мир. Я ставил спектакль в Севастопольском драматическом театре им. А. В. Луначарского и очень просил его руководство, чтобы разрешили задействовать молодых актёров — Лысенко и Пашковского. Но этого, к сожалению, не произошло, хотя мы уже начали репетировать. Меня попросили их не занимать, а вместо них взяли артистов постарше. Я тогда понял, что студийное сотворчество — это какой-то особый момент. Такие актёры, как Сергей и Валерий, для того, чтобы понять истину или хотя бы приблизиться к ней, готовы проводить в театре безграничное время. Они могут работать бесконечно много без усталости.

После своего появления в Старооскольском театре, Сергей практически сразу стал ведущим артистом. Он играл во всех сказках и взрослых спектаклях. Так вот, Сергей Александрович — это фундамент театра. У нас был очень сложный 2007 год, когда труппа раскололась. После премьеры «Трёх сестёр» часть студентов уехала в Москву. И как жить дальше? Меня как раз тогда назначили художественным руководителем. Театр — это репертуар. В месяц каждый спектакль должен быть сыгран 2 раза. А где актёры? Уехали. Лысенко остался. И благодаря ему мы сохранили 14 спектаклей. Сергей Александрович — человек-театр и всегда остаётся верен своему делу. Долгие годы он был монтировщиком, мог сам поставить свет. А потом выходил на сцену и играл. Он — абсолютно неуспокоенный изнутри артист, органичный и умеющий вживаться в психологию своих героев.

Для поздравления на сцену поднялась начальник Управления культуры СГО и просто поклонница нашего театра Ирина Серянкина:
— Уважаемый, дорогой, любимый актёр, Сергей Александрович, разрешите от лица главы администрации Андрея Чеснокова и министра культуры Белгородской области Константина Курганского передать вам самые искренние слова поздравления. Вы потрясающий! Если бы меня попросили сказать о вас всего два слова, то ими бы были — талант и энергетика. Низкий поклон за ваш профессионализм. Огромное спасибо за театр, за то, что его создали для нас и продолжаете развивать, двигаете вперёд. Благодаря вам мы получаем новые спектакли. Спасибо за те роли, которые уже были сыграны. Здоровья, сил и успехов! С такой командой, которая вас сейчас окружает, уверена, впереди ещё много новых грандиозных побед. А мы, поклонники, всегда будем поддерживать во всех начинаниях!

Также ведущего мастера сцены наградили за многолетний доблестный, добросовестный труд, высокий профессионализм и вклад в развитие СТДМ Почётной грамотой от областного Министерства культуры.
— Всякий раз, когда пытаешься осмелиться начать что-то делать, всё время думаешь: кому это надо? Я очень благодарен всем присутствующим здесь в этот вечер за то, что в каждый репертуарный день заполняете зрительный зал. Я знаю, что возникает много недоразумений из-за билетов в наш театр. Поверьте, в этом нет нашей вины. Она скорее ваша — зрителей. Администратор сайта, отвечающий за билеты, восклицает: «Сайт виснет! Вот, смотрите, 2 ряд, 1 место. 87 человек одновременно его выбрали! Любой сайт упадёт! Любой!» В общем, пока вы, зрители, выбираете место в зале, нам есть что делать! Мне повезло, потому что я занимаюсь делом, от которого не устаю. Спасибо моим коллегам и Семёну Михайловичу Лосеву, а также всем службам, которые мне помогли. Спасибо зрителям, тем, кто нас любит! Я благодарен своим родителям и семье, — завершил вечер своей речью виновник торжества актёр Сергей Лысенко.

Ольга НОВА

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.