Новости Оскола » Blog Archives » Найти подход
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Найти подход

04.12.2022


🖍 Сначала — единственный

— Воспитательные огрехи родители могут совершать в целом ко всем детям или по отношению к более старшим или младшим. Безусловно, порядок рождения дает преимущества, но и имеет уязвимые места, — отметила Марина Григорович. — Каким образом на особенности человека влияет тот самый порядок рождения, изучал один из учеников всемирно известного психоаналитика Зигмунда Фрейда психолог Альфред Адлер. Проанализировав случаи, биографии известных людей, выявил свои теории. Конечно, по прошествии 100 лет все эти идеи откорректированы. Мы не занимаемся психоанализом, но тем не менее основные моменты доказали свою жизнеспособность. Итак, начнем со старшего ребенка. Пока он растет один в семье, воспитывается, как единственный. Первенец какое-то время получает все преимущества, пользуется неограниченным вниманием со стороны родителей, бабушек, дедушек. Ему оказывают много ласки, любви. Зачастую в старших детях родители стараются реализовать свои амбиции, ведь мечтая, они выстраивают образ будущего в отношении ребенка. И бремя реализовывать родительские ожидания достается старшим, в том числе все, что касается развития потенциала: многочисленные кружки, занятия, секции. От детей ждут проявления ранних способностей. Так происходит, поскольку пока делить родительское внимание не с кем. С одной стороны — это хорошо, но с другой, обязательства за реализацию ожиданий тоже ложатся на старших детей. Ответственность часто переходит в гиперответственность. Отмечено, что у старших детей развиваются коммуникативные навыки, так как они поначалу единственные, много времени проводят со взрослыми — родителями, бабушками, дедушками. В дальнейшем эти дети достаточно успешно взаимодействуют с людьми, причем независимо от возраста. Это тоже преимущество. Как и усилия родителей по раннему развитию детей.
В пример Марина Викторовна привела зарубежное исследование, где анализировали психологические особенности ведущих менеджеров крупных компаний по всему миру, в том числе российских. Итог таков — среди топ-менеджеров 80% людей — старшие либо единственные дети в семье.

🖍 Подвержен стрессу

— Конечно, доминирует не только порядок рождения, но и старт у таких детей есть, — говорит старооскольский психолог. — Рождение следующего ребенка для старшего — переломный момент. Некоторое время он был единственным и вдруг появляется еще кто-то. Как бы ни настраивали родители, ни рассказывали про дружбу между детьми, это всегда психологическая травма. Между братьями и сестрами не исключены ссоры, драки, отчужденное отношение. Взрослые переживают по поводу отсутствия дружеских, сестринских, братских чувств. Опять же, если углубиться в историю, тот же Альфред Адлер это явление называл «свержением монарха с трона». То есть человек был единственным, а тут его отодвигают на второй план. Естественно, не потому что стали меньше любить, а в силу объективных причин — родившийся маленький ребенок требует больше внимания и заботы со стороны взрослых. И самая распространенная ошибка, когда они говорят: все, ты теперь старший, помощник. Только эту роль ребенку и предлагают. Причем не только детям в возрасте лет шести, десяти, а и 3-4 -летним. Мамы и папы забывают, что на самом деле это тоже маленький ребенок.

Психолог привела пример. На консультацию пришли многодетные родители. Старшему ребенку четыре года, среднему — два, младшей дочке десять месяцев. Маму и папу волновало поведение старшего чада. С момента появления младшей сестры усугубились истерики, протестные реакции. Он стал вести себя агрессивно по отношению к маме: «Ты плохая, я тебя не люблю».

— Проанализировав этот конфликт, мы увидели, что родители переоценили возможности ребенка в плане осознания ситуации. Они решили, что в 4 года он уже взрослый. Не стоит забывать, что ребенок еще не способен осознавать, делать выводы, думать, как взрослый человек. Он живет эмоциями, хочет внимания, тепла, физического контакта. Недополучая всего этого, проявляет негативную реакцию, — объяснила родительскую ошибку специалист. — Не забывайте, что старший — тоже ребенок. Ему нужно поиграть. Он нуждается в том, чтобы побыть маленьким. Существует даже такое утверждение: «Если рождается второй или третий ребенок, старшего нужно любить еще больше». Говорят о том, что несмотря на занятость и заботу о малыше, обязательно необходимо уделять ему время, чтобы для ребенка не было резкой смены позиций. Иногда наблюдается даже поведенческий регресс со стороны старшего ребенка. Видя, что маленький плачет, шкодит и при этом получает родительское внимание, старший как бы опускается на уровень поведения младшего, тем самым желает привлечь внимание к себе. Поэтому здесь взрослым важно держать баланс. С одной стороны, напоминать, что старший должен делить ответственность, но при том не перегибать палку.

Подрастая, подчеркивает специалист, у погодок разница нивелируется быстрее, что даёт толчок к выстраиванию партнерских отношений. С большой разницей в возрасте сложнее.
Поиск общих интересов — более трудная задача. Кроме того, нередко случается, что родители перегружают старшего родительскими обязанностями — одеть, обуть, покормить, поиграть.
— Обсуждая этот вопрос, родители в качестве контраргумента приводят исторические примеры, когда были многодетные семьи и дети включались в воспитание друг друга. Необходимо понимать, что семья существует не изолировано, а в историческом контексте. Такая была культура, уклад, наверное, по-другому люди себя чувствовали. Но мы уже много времени живем с другим подходом — каждый ребенок личность. Нужно постараться создать условия для раскрытия индивидуальных способностей. И это не стыкуется с моделью патриархальной семьи, — считает Марина Григорович.

🖍 Младший ребенок

Что касается второго ребенка, то по сравнению с первым, спрос с него меньше.
— Это кумир в семье. В отличие от старшего, у него не формируется с пеленок чувство ответственности. Родители, которые уже немного выдохлись, вложились в старшего, реализовали часть амбиций, как правило, второго ребенка меньше держат под контролем и стимулируют к ранним достижениям. Они в более расслабленном состоянии и стараются обеспечить комфорт ему и себе. Младший всегда будет младшим. И если у старшего возможности переоценивают, то в отношении младшего бывает наоборот: родители неосознанно затормаживают формирование самостоятельности, чувства ответственности. Бывает, приходя на консультацию, родители рассказывают, что со старшим не было никаких проблем. А с младшим приходится, к примеру, делать уроки. Родители оказываются не готовы к такому повороту. Бессознательно им нужен повтор предыдущего сценария, — говорит психолог.

Бывают и другие случаи. Глядя на старшего, младший ребенок начинает вести себя достаточно активно, чтобы доказать, что он не хуже.
— Когда родители не игнорируют старания, можно сформировать активность и целеустремленность у ребенка. Если же взрослые не замечают, то младший делает выводы: желание не уступить старшему и проявить себя не помогает, зато слезы и детские выходки родители замечают. И он делает выбор в пользу данной модели поведения, идет по пути наименьшего сопротивления.

🖍 Средний ребенок

Когда из позиции младшего ребенок становится средним, тоже появляются трудности.
— Старший уже пережил травму с появлением младшего. Он подрос и переоценил ситуацию, перестроился и даже увидел в этом бонусы. Родители не так контролируют, много внимания уходит на второго ребенка. Средний же — сочетание позиции старшего по отношению к младшему и позиции младшего. Ребенку занять две позиции одномоментно не получается. Он сам не может определить свое место в семье. Непросто это и родителям, что затрудняет выбор стиля воспитания, подхода к чаду. Иногда по отношению к среднему родитель становится непоследовательным. А дети всегда подстраиваются под воспитательное воздействие, — отметила специалист.
По словам психолога, колебания детей и непонимание их роли чувствуется даже при проведении специальной методики семейной социограммы.

— В ходе проективного теста мы просим ребенка изобразить семью не в виде людей, а представить, что каждый член семьи — круг. При этом можно выбрать величину, расположение на листе бумаги. Кто-то делает изображение ниже, кто-то выше, ближе друг к другу. А иногда круги разлетаются по разные стороны листа. Это тоже показатель уровня эмоциональной связи в семье. В ходе теста было отмечено, что именно у средних детей получаются рисунки, когда они находятся где-то в подвешенном состоянии — вдали от всех. Дети не могут определить свое местоположение. Достаточно сложно им выстроить и отношения между старшим и младшим детьми, что усиливает семейные конфликты. Средний теряет и в общении с родителями, так как тем понятнее, как взаимодействовать со старшим и младшим. Поэтому средние дети больше предоставлены сами себе. В итоге ребенок может быть неинициативным, уединенным и пребывать в пассивном состоянии. Когда так происходит, к нам и обращаются родители, — подытожила Григорович.

Василиса ДЕНИСОВА

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.