Новости Оскола » Blog Archives » Ясная Поляна
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Ясная Поляна

11.12.2022

Побывать в усадьбе Льва Толстого было давним моим желанием. Расположен музей-заповедник «Ясная Поляна» в 14 км от Тулы, где я гостила у подруги. Мы решили не заморачиваться и вызвали Яндекс-такси. Повезло с водителем — оказалась очень общительная и приятная женщина, к тому же хорошо знающая свой город. Она же и рассказала, что пройтись с гидом в «Ясной Поляне» можно только до 15.30. В усадьбе можно погулять по территории самостоятельно, она огромная — более 400 гектаров. Вход платный — для пенсионеров и студентов (без экскурсии) 50 рублей, всем остальным — 100.
Ясная Поляна
🖍Персики и ананасы

Музеи на территории усадьбы можно посетить только в составе группы с местным экскурсоводом. Билеты приобретаются на определённое время. Вместе с ними нам выдали карту усадьбы. До начала экскурсии было немного времени, и мы решили погулять. По сторонам от входа на территорию усадьбы стоят две башни с зелёными куполами — когда-то между этими башнями были железные ворота. Башни строились князем Николаем Сергеевичем Волконским — дедом Льва Николаевича. Внутри башни полые — в них укрывались от непогоды сторожа. Сейчас здесь охранник проверяет билеты у входящих.

На территории парка есть указатели, которые помогают ориентироваться. Мы решили пройти немного вверх по аллее и посмотреть на оранжерею. Во времена князя Волконского оранжереи находились во многих усадьбах, служили они символом барского образа жизни. Князю Волконскому очень нравилось заниматься садоводством, поэтому оранжереи он поставил недалеко от своего дома. В те времена считалось хорошим тоном гостям показывать различные экзотические фрукты, которые выращивали в собственных оранжереях. Самыми ценными фруктами считались ананасы и персики. Но здесь ананасов не было, росли дыни, арбузы, персики. Лев Николаевич тоже занимался оранжереями, ремонтировал их, сажал там цветы и деревья. Выращенные груши и персики возил на продажу. Лев Толстой мечтал здесь вырастить кофе и цикорий — кофе в России был модным напитком, с него начиналось каждое утро писателя, а цикорий улучшал вкус этого напитка. Из попыток вырастить кофе ничего не вышло, а цикорий не находил сбыта.

Но оранжереи помогали Толстому в писательстве. Часто он туда уходил, чтобы поработать над своими произведениями. И тогда говорил: «Мой адрес – в оранжерее». Но в 1867 году там произошёл пожар, причины которого так и не выяснили. Тогда погибли и постройки, и посадки, которые радовали три поколения Волконских-Толстых. Льву Николаевичу они напоминали о матери и о деде, которых он очень сильно любил. На месте пожара вместо оранжерей Толстой поставил теплицу. До сих пор она действует. Сейчас здесь растут кофе, ананасы, инжир, персики, лимоны, абрикосы и другие фрукты. Как оказалось, на территорию оранжереи нужен отдельный билет, да и время у нас уже поджимало — скоро должна была начаться наша встреча с экскурсоводом. Поэтому любовались растениями из-за невысокого ограждения.

🖍Гуляли по «прешпекту»

Мы вернулись ко входу, группа из 15 человек уже собралась к назначенному времени. К нам подошла женщина, представилась и проверила снова у всех билеты. Группа пошла вверх по красивой берёзовой аллее, которую в семействе Волконских-Толстых называли «прешпектом» — на немецкий манер. Лев Николаевич любил здесь гулять по утрам, называл свои прогулки «утренней молитвой» и упоминал усадебный «прешпект» в своих произведениях. Слушая рассказ экскурсовода, мы дошли до дома Волконского, самого древнего каменного здания усадьбы. Дед писателя некоторое время жил в этом доме, пока в усадьбе строились барский дом и флигели.

Сейчас в здании располагается администрация музея-усадьбы и научная библиотека. Напротив дома Волконского — конюшня, которой более 200 лет. Лев Толстой и его братья обучались верховой езде с детских лет. Умение управлять лошадью пригодилось писателю во время его службы на Кавказе и не раз спасало ему жизнь. Лошадей в усадьбе держат и сейчас. Все коняшки ухоженные и упитанные, одну я даже погладила. При желании и за отдельную плату можно прокатиться верхом на лошади, детей катают на пони. Работает конный клуб, где дети обучаются верховой езде. Рядом на лужайке пасутся гуси, которые также живут в усадьбе. Украшают Ясную Поляну яблоневые сады, заложенные ещё Волконским. Лев Николаевич, став хозяином усадьбы, расширил их площадь. Можно представить, какая здесь благодать во время цветения яблонь! И сейчас сады ухожены, ежегодно созревает хороший урожай яблок. Экскурсовод рассказала, что часть его продают, а часть увозят в г. Белёв, где из них производят вкусную натуральную «Белёвскую пастилу». Покупая известное лакомство, знайте, что, возможно, она из яблок, выращенных в усадьбе Льва Толстого. Кстати, на нескольких деревьях яблоки оставляют до морозов — этими плодами угощают тех, кто приехал в усадьбу. Попробовали и мы, очень вкусно.

После яблоневого сада мы подошли к мемориальному флигелю Кузминских. Флигель Кузминских сохранился до наших дней в том виде, каким он был при жизни писателя. В нём размещали гостей, чаще всего здесь проживала с семьёй сестра Софьи Андреевны — Татьяна Кузминская, поэтому флигель получил такое название. Здесь же Лев Николаевич открыл школу для сельских детей. Толстой был не только писателем, у него было множество других самых разных занятий и увлечений, но всегда говорил, что самые счастливые периоды его жизни – это время, когда он помогал людям. Одно из его любимых увлечений – это педагогика. Он занимался ей на протяжении практически всей своей жизни. Писал произведения для детей, вёл педагогический журнал, а также открывал школы для крестьянских детей как на территории самой усадьбы, так и в окрестностях Ясной Поляны. Распорядок в школах был свободный — ребятишки приходили, когда освобождались от домашних дел. Занятия длились целый день, с перерывами. Ученики могли располагаться, где им удобно — кто-то за партами, кто-то на полу или даже на подоконниках. Если уставали, могли и поспать где-нибудь в укромном уголке. Наказаний никаких не было. Дети изучали 12 предметов и Закон Божий. На первом этаже были установлены гимнастические снаряды — физическому развитию учеников уделялось большое внимание. Но школа просуществовала всего 3 года и её закрыли – однажды, в отсутствие Толстого жандармы произвели здесь обыск — искали тайную типографию и революционные писания, чем оскорбили писателя.

🖍 Дом не сохранился

Толстой очень любил Ясную Поляну и даже говорил, что без неё с трудом представляет себе Россию. Однажды крестьяне спросили у него: «Лев Николаевич, вы были за границей, наверное, там лучше?» Он ответил: «Лучше моей Родины, Ясной Поляны, для меня ничего нет». Ясная Поляна — село старинное, история его насчитывает более 300 лет. Когда-то служила сторожевым пунктом, охранявшим Тулу от нашествия татар. Её окружали вековые леса, засеки, а вдоль них селились люди. Воеводами при них были предки Льва Николаевича. С 1763 года идёт история Ясной Поляны как родового гнезда Волконских-Толстых. В начале XIX века грандиозное строительство здесь затеял Николай Сергеевич Волконский. Именно он сыграл в создании облика усадьбы главную роль. Строительство шло около 20 лет, и за эти годы облик усадьбы очень сильно изменился. Николай Сергеевич воспитывал свою единственную дочь Марию Николаевну. Через год после смерти князя она вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого. В Ясной Поляне они вместе прожили до смерти Марии Николаевны. За это время у них родилось пятеро детей – Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. После смерти родителей дети поделили наследство, каждый из братьев получил по имению, кто в Тульской, кто в Курской губернии. А владельцем Ясной Поляны стал младший из братьев — Лев, которому в тот момент было всего лишь 19 лет. В наследство Толстой получил около 1200 гектаров земли и почти 700 крепостных крестьян. Барский дом, в котором родился Лев Николаевич, в усадьбе не сохранился. Став хозяином усадьбы, Толстой отправился на военную службу — на Кавказ, а затем в Крым. У него были долги — увлекался карточной игрой, а ещё были нужны деньги на «Военный листок», который он решил издавать для солдат. Дом был разобран и продан некому помещику Горохову. Журнал издавать не разрешили, а деньги за дом он попросту продул в карты… От дома остался только камень от фундамента. Теперь он является памятником в усадьбе — на нём выбита надпись: «Здесь стоял дом, в котором родился Л. Н. Толстой». Печальная история…
(Окончание в следующем номере)

Марина ЯСКОРСКАЯ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.