Новости Оскола » Blog Archives » Когда тебя понимают…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Когда тебя понимают…

17.02.2023


🖍- Вячеслав Михайлович, возраст позволяет отдохнуть, но вы с утра до вечера в заботах, причём в чужих. Что это за потребность?
— Не откажешь же землякам, когда они призывают к делу, которое можешь выполнить. Тем более когда работа, что называется, по душе. Ветераны – народ отзывчивый, с опытом, которым поделиться всегда и везде готовы. Нагрузка, конечно же, ощутимая — 13 тысяч человек на учете в организации. Хлопоты постоянно. Но все это забывается, когда мероприятие проходит слаженно, с той отдачей, которая ожидалась.
А какие богатые биографии раскрываются в ходе наших мероприятий! О каких свершениях рассказы тех, кто в них принимал участие! Молодежь, которой мы адресуем наши воспоминания, проявляет живой интерес.

🖍- О чем же вы рассказываете молодым?
— Прежде всего — о Губкине, в котором многие перемены обеспечили старшие поколения. Отдельные эпизоды молодежи сложно себе представить. А мои ровесники застали поселок Губкин с керосиновыми лампами на случай отключений электрической энергии, с печным отоплением и бараками в отдельных его кварталах.

🖍- Но разве крупные вложения финансов, которые направлялись на освоение рудных недр и улучшение условий проживания, не превратили поселок в город, не придали ему развитие?
— Если деньги сами по себе, то ничего реального никогда они не создадут. К деньгам надо руки приложить, распорядиться ими по уму. Этим путем и шли в Губкине разные поколения. И не случайно в Губкине снимали «Большую руду» – нашумевший в свое время кинофильм. Главный герой картины – водитель Пронякин – стал тем, кому хотелось подражать губкинским подросткам той поры. Я в этом смысле не исключение — хотел стать водителем. Желание усиливало то, что мой отец, Михаил Борисович, работал в Губкинской автоколонне, перед тем всю Великую Отечественную войну прослужил водителем на фронте.

🖍- Сбылось это желание?
— По окончании восьмилетней школы в селе Салтыково (сейчас это микрорайон Губкина) я поступил учиться в губкинскую школу №1 с производственным обучением. А это значит, что нам давали не только знания по наукам, входившим в программу, но и конкретные специальности. При выпуске мне вручили не только аттестат о среднем образовании, но и документы, подтверждавшие, что я – водитель-профессионал 3-го класса и слесарь по ремонту автомобильной техники 2-го разряда.

🖍- То есть, что хотелось, то сбылось?
— Как посмотреть на это. Документы были на руках, машину водить умел. Но куда устроиться водителем, если в Губкин едут со всех сторон – приобщиться к ударным стройкам? За отсутствием водительских вакансий поступил на работу слесарем по ремонту – в грузовое автохозяйство (позже преобразованного в автоколонну №1739). Три месяца продержался в роли ремонтника, грустным взглядом провожавшего машины, которые выходили из мастерских. А потом пошел в горисполком. Заместителем председателя только что утвердили Казимира Ивановича Сидорова, бывшего до этого директором школы, которую я окончил. Он точно знал, что подготовку по специальности мы получили вполне серьезную. Я высказал ему, что наболело, Казимир Иванович стал звонить руководителям транспортных предприятий, выясняя нужны ли водители. Буквально через несколько минут я благодарил его. Как оказалось, напарник нужен опытному водителю в автобазе №1. Там я и начал работать. На самосвале ЗИЛ-585 доставлял бетон на стройплощадку Старооскольского цемзавода. Несколько месяцев так прошло. А потом опять начались проблемы, но иного рода. В 1967 году я поступил на автомеханический факультет филиала ВЗПИ (Всесоюзного заочного политехнического института). Невозможно стало совмещать работу и обучение. Выхожу во вторую смену, значит, приходится пропустить вечерние занятия, которые проводились в филиале института.

🖍- Где же выход?
— Выручил отец. Поспособствовал моему переходу в то автохозяйство, где он водителем работал. Когда выпадала вторая смена, а в институте надо было на занятия, он подменял меня. На одном и том же грузовике ГАЗ-51 мы выполняли рейсы. Так что могли меняться. Благодаря отцу я уверенно шел к диплому о высшем образовании без отрыва от производства. Когда уже доверили такси, отпала необходимость делать перестановки. В 1970 году наградили меня медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
— Водить такси сложней, чем грузовик?

🖍- Я бы сказал, ответственней. Потому как в салоне – люди, а не какой-либо неодушевлённый материал.
— Вы прошли проверку на ответственность, и это как-то учли?
— Да, руководство автоколонны, в которой в это время сочетались перевозки грузов и пассажиров (после преобразована в пассажирскую автоколонну №1469), решило, что мне с такси надо переходить в ремонтные мастерские. Там нужен был инженер-технолог. Мне двадцать четыре года. Я пока что студент-заочник в филиале ВЗПИ. Но раз направляют, наверно, надо освоиться в новой должности. Хотя это не так и просто. В мастерских 120 человек. У каждого свой характер. Многие старше меня по возрасту.

🖍- Вот и первый опыт руководства теперь уже у бывшего водителя?
— Да, и он навел меня на правильные выводы: недопустимо руководителю даже в малости подвести тех, кто ему поверил и пошел за ним. А вот «бывший водитель» требует уточнения. В 1972 году на областных соревнованиях по фигурному вождению автомобилей я занял третье место. А ведь в соперниках не было недостатка. Охотно за руль садился и тогда, когда был технологом, а после уже и мастером ремонтных мастерских, заместителем начальника автоколонны, начальником автопредприятия №1739, заместителем председателя Губкинского райисполкома, заместителем главы администрации города Губкина и Губкинского района.

🖍- Но тут выходило на первый план умение управлять коллективом или даже коллективами?
— Одно другому совершенно не мешало. А иногда так очень дополняло. В 1980 году в Москве проходила Олимпиада. Туристы из разных стран прибыли посмотреть, как спортсмены ставят рекорды. Московских автобусов не хватало, привлекали из областей. Из Белгородской области 65 автобусов (с экипажами) направили на подмогу. Сводной автоколонной назвали эту транспортную массу, в которой впервые встретились представители тех районов, где водители проживали. И меня поставили начальником сводной автоколонны! Безусловно, переживал. Тут очень и пригодилось то, что сам водителем трудился. Инструктируя бригадиров, возглавлявших группы экипажей, напоминала о том, что я знаю, как следует к машине относиться, чтобы была в порядке, а потому могу определить, если где проявится небрежность. Никаких инцидентов не было. После Олимпиады, где нашими пассажирами стали иностранные туристы, последовали награды. Лично мне – Почетная грамота от коллегии Министерства автомобильного транспорта. Нашему предприятию (автоколонне №1469) – четыре автобуса для междугороднего сообщения.

🖍- И в масштабе области отметили?
— Отметили весьма своеобразно. В 1983 году, подбирая кандидатуры для вывода из упадка отстававшего предприятия, остановили выбор на моей. Поставили перед фактом: назначаюсь руководителем грузового автохозяйства, где начинал я когда-то слесарем. Принял дела и вижу: рабочие, техники, инженеры хотят работать и зарабатывать. Но материальная база не годится. Одно изношено до предела, другое исполосовано следами сварки, а чего-то нет вообще. Начал готовить письма, включаться в переговоры. Командировка за командировкой, установление контактов по деловым каналам. Спасибо, домашние не роптали. Меня это ободряло — стало быть, понимают: через это следует пройти. Через два года с того момента, как я принял автоколонну, она по городу вышла в лидеры и даже заняла свое место на городской Доске почета.

🖍- Пришла пора пожинать плоды?
— На очень короткий срок. В 1986 году в один из рабочих дней звонит мне совершенно неожиданно Василий Макарович Рассолов, которого перед тем избрали первым секретарем Губкинского райкома КПСС. Мы с ним знакомы были по участию в уборке урожая (он сначала работал председателем колхоза). Без долгих подходов к теме Рассолов предложил перейти из города в район (административно город и район объединились позже – в 90-х уже годах). Я не испытывал стремления покинуть производство, где все налажено. Однако отчетливо представлял: такой звонок завершает серию консультаций и обсуждений в вышестоящих органах. Там отказа могут не понять… Согласился. Стал заместителем председателя райисполкома, в обязанность которого входило решать вопросы образования, здравоохранения, культуры, строительства, благоустройства. В дальнейшем — перемещения по муниципальной службе. В 1998 году был, к примеру, уже назначен первым заместителем главы администрации города Губкина и Губкинского района по сельскому хозяйству и социально-экономическому развитию территории (город и район объединились).

🖍- Больше стало забот?
— Первоначально небо с овчинку показалось. Но опора на специалистов, сведущих в отраслях экономики, социально-культурной сфере, позволила быстро выявить главные направления, сосредоточиться на том, чтобы они выводили на достойные перспективы. Прибавили в строительстве дорог с твердым покрытием. Стали использовать стройматериалы, отвечающие современности. Новые объекты возводили в социально-культурной сфере, реконструировали существующие. Природный газ избавил население, производство и соцкультбыт от отопления дровами и углем, при котором недолго тепло держалось. В период газификации я четырежды поощрялся Почетными грамотами губернатора за досрочное выполнение годовых заданий.
Кстати, Губкинский район газифицирован был на четыре года раньше, чем окончена была программа по Белгородской области. Чем становилось выше качество проживания, чем обустроенней рабочие места, тем заметней становилась эффективность. Вот один из примеров. В 2001 году, когда деловые связи тормозились или распадались под влиянием проходивших в то время стране реформ, Губкинский район занял второе место в области по урожайности в полеводстве, надоям и привесам в животноводстве. Если в 1998 году из двадцати одного сельхозпредприятия в нашем районе прибыльных было два, то в 2003 году уже девятнадцать! В 2018 году мне была вручена медаль «За заслуги перед Землёй Белгородской» II степени.

🖍- Лучшие условия труда и проживания – локомотив прогресса?
— История освоения ресурсов КМА приводит к такому соображению: где освоен человеческий ресурс, там получится освоить и другие. В этом я убедился, участвуя в становлении рудной базы в бассейне КМА и продовольственной безопасности через выход на новый уровень в сельхозхозяйственном производстве. И меня, я вижу, понимают губкинцы-земляки.

Беседовал Валерий ТЕЛЕГИН

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.