Новости Оскола » Blog Archives » Непридуманная война
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Непридуманная война

16.05.2012

Архивы ФСБ: Великая Отечественная, которой мы не знаем

Какой автор не мечтает, чтобы его книги увидели свет, чтобы то, что так мучительно долго рождалось, нашло своих читателей. Наверное, и староосколец Дмитрий Зарубин не чужд таких мыслей. Только книги его в печать берут неохотно – уж больно непатриотичные они. Ведь война, какая должна быть? Непременно с героическими подвигами, победами, такая вся глянцево-лакированная, приглаженная. А у него она – из архивов. Такая, какой была на самом деле: с предательством, огромными потерями, неумелым командованием. Такой войне место там, откуда Зарубин ее достал – в архивах, а уж никак не на книжных полках магазинов и библиотек. И все-таки его книги «Партизаны Оскольского края. Архивы ФСБ свидетельствуют» и «Лицом к лицу», изданные за свой счет, увидели свет.

А был ли мальчик?

…Ну, что еще можно написать о войне? Что добавить к уже сказанному? Тем паче, что свидетелей той поры – по пальцам перечесть. Но профессиональный журналист Дмитрий Зарубин уверен: архивы таят в себе много того, что даже спустя годы озвучивается крайне неохотно.

— Смотрите, вот присвоили Старому Осколу звание «Город воинской славы». А для меня большой вопрос: надо ли было это делать? За что оно присвоено? За то, что 3 июля 1942 года немцы захватили Оскол, а через неделю в Ельце на пленуме Курского обкома 14 первых секретарей райкомов отдали под трибунал за дезертирство. Они попросту сбежали. Среди них был и секретарь райкома из Старого Оскола. Если так в верхах поступали, можете себе представить, что «внизу» творилось! …Или, может быть, за то, что, наступая на город, немцы смяли и «раскатали» 50 000 бойцов Красной армии? Ведь сопротивление было только в районе Атаманского леса, а город фактически сдали без боя. Более того, немецкие танки старооскольцы встречали цветами, старики и старухи крестились на кресты на броне танков: христиане идут! Страх и ненависть пришли позже, когда фашисты стали вешать, стрелять. А поначалу к ним отнеслись лояльно. И не только в Старом Осколе. Курск обороняли ополченцы и бойцы истребительных батальонов, а среди работников облвоенкомата нашлись предатели, указавшие заминированные места города.  …Быть может, «Город воинской славы» дали за то, что немцы в феврале 1943 года успешно прорвали окружение и выбрались из Старого Оскола? И за то, что им отходить активно помогали русские добровольцы и казачьи части? Сражаясь, пленных не брали: обе стороны добивали раненых на поле боя. И этому было объяснение. По сути, на Великую Отечественную наложилась Гражданская война. По данным историков и архивных документов, на стороне немцев воевал 1 млн. граждан СССР. Не тех белогвардейцев и дворян, что бежали за границу, а тех, кто жил в Союзе!

Под грифом «Секретно!»

Получить архивные сведения, касающиеся тех лет, можно. Но не все. И не всегда. «Попросил я как-то разрешения в Белгородском архиве посмотреть газеты, издававшиеся в Старом Осколе во время оккупации, — рассказывает Дмитрий Зарубин. – Отказали, мол, они находятся под грифом «Секретно» и подлежат оглашению только в 2017 году». И таких случаев масса. Но, как говорится, не архивом единым. Пять газет того периода нашлись в старооскольском поисковом отряде «Поиск». И что же в них? Оказалось, при немцах работали мужская и женская гимназии, фотограф зазывал к себе клиентов, было напечатано расписание работы базара, объявление о приеме в немецкую роту добровольцев с описанием денежных выплат и пайков… Согласитесь, эти сведения здорово разнятся с нашими представлениями о войне. Ну, базар – еще туда-сюда. Но чтобы немцы разрешили советским детям ходить в школу? Чтобы работали закрытые Советами храмы (кстати, храм А. Невского тоже действовал, но главные праздники отмечались в соответствии с католическими канонами, что вызывало раздражение православных). Чтобы фотографы себя вольно чувствовали? Это уже ни в какие ворота не лезет!

Сталин знал!

Архивные данные, которыми подтверждена каждая строчка книги (по словам Зарубина), – упрямая вещь. С ними трудно спорить. Вот «мусолят» СМИ тему: знал Сталин или нет о предстоящей войне. Для Дмитрия этот вопрос решен: если в 1940 он издает директиву о создании в каждом райкоме ВКП(б) «военных отрядов», мог ли вождь не знать о планах Гитлера? Безусловно, все он знал. Другой вопрос, почему в первые же дни большинство аэродромов, находящихся у границы, было разгромлено, почему Брестская крепость была не готова к нападению… На эти «почему» у Зарубина ответа нет. Пока нет. Но он продолжает общение с архивами и по капле восстанавливает события тех лет. Правда, иногда они не становятся яснее. Взять хотя бы старооскольский партизанский отряд. Если верить нашему музею, он действовал в окрестностях, и первый командир его — Кожедубов. А у Дмитрия Зарубина другая информация. И по командиру (первым был совсем другой человек), и по отряду. Не факт, что он действовал в Осколе, партизанские действия зафиксированы в районе Бобровых Дворов, в Обуховке была партизанская база для многих отрядов. А у нас… Курское управление НКВД пыталось выяснить правду о действиях этого партизанского отряда, и в отчете об этом сказано: «Нами не была проверена его деятельность». О том, что отряд минировал дороги, есть только доклад самого Кожедубова. То есть реальных подтверждений ни существования отряда, ни его отсутствия — нет. Зато есть факт о героических действиях еврейского отряда самообороны, мужественно защищавшего наш город, захваченного и расстрелянного фашистами. Есть сведения о героизме старооскольцев, которые будучи взятыми в плен даже в немецком концлагере подняли восстание. Есть факты как минимум о трех концлагерях на территории округа, один из которых находился на Казацких Буграх.

К сожалению, работа в архивах сильно осложнена. И тем, что после 2004 года многие из сведений стали «табу». И тем, что в 1942 году огромный пласт архивов был безвозвратно утерян. И тем, что когда Старый Оскол перешел из Курской области в Белгородскую, архив разделили по непонятным признакам: часть осталась у соседей, а часть — у нас. И собрать все воедино проблематично. Но у Дмитрия Зарубина получается. В чем можно убедиться, прочитав его последнюю книгу.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

P.S. Факты, изложенные Дмитрием, неоднозначны, а для кого-то и обидны. Но автор видит войну такой.

Рубрики: Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.