Новости Оскола » Blog Archives » Как Феникс из пепла
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Как Феникс из пепла

04.06.2014

Только благодетели помогут возродиться старинному храму

— Брат, сёстры – все помёрли. Одна я осталась. Может, потому что в церковь блужу. Иду-иду, сто молитв прочитаю, пока дойду. Хорошо, если кто подвезёт. Я далёко живу, иной раз думаю: дойду ли? От дома до церквы километра четыре, а мне, деточка, 85 годков. Но службу не пропускаю. Бабушка и мама были верующие, нас молитвам учили, так что всю жизнь я с Богом. Пока ноги носят, буду при церкви.

sold3

Мария Беликова 85 лет верна Богу и своему селу

Душа болит

Одной рукой опираясь на костыль, другой Мария Прохоровна Беликова – бывшая санитарка Солдатской больницы – перекладывает свечи. Покупателей в церковной лавке немного: пара-тройка старушек. А когда-то церковь Рождества Христова в Солдатском была главной в Шаталовском районе. «Село большое было, из Роговатовки, Крутого, Городища, Дмитриевки  к нам на службу шли. Глянешь: идут по шляху бабушки в светлых косынках, белых суконках (носках – прим. ред.). И всё пешочком. Народу – пропасть! На Пасху от церкви до самого кладбища в два ряда стояли. А сейчас в каждом селе церквей понастроили, к нам дорогу забыли», — то ли сожалеют о запустении, то ли радуются новым божьим домам прихожане Христорождественского храма.
Впрочем, храм – громко сказано. От прежней – просторной, способной вместить сотни человек  церкви, осталась одна колокольня. Да и то усечённая в высоту. «Церковь большая была, по форме как корабль. Красивая! — вспоминает казначей церкви Евдокия Коршикова, для односельчан – баба Дуся. – Потом разорили её (при отступлении немецкий лётчик на храм сбросил бомбы, — поясняет о. Алексей). А после войны пристройки сделали». Баба Дуся впервые в храм пришла лет 40 назад, когда в аварии погиб сын. С тех пор 75-летняя пенсионерка не пропускает службу. «Четверо деток было, недавно сынок умер, остались две дочки, — платок бабы Дуси на фоне ярких платков прихожанок траурно чёрен. — Всю жизнь я работала. Начинала на свекле, но платили мало, подалась на стройку. Потом в доярки перевелась. 25 лет за коровками ходила. И всё вручную, без единого выходного! Дочки просят: «Мама, поживи ещё!». А как? Горе убивает. Одна отрада – церковь. Богушку – то попросишь, то  поблагодаришь и легче становится. Так и живём. Сами просвирки печём, сами храм восстанавливаем. Пенсия небольшая, но выгадываем. Иконостас новый осилили, двери, окна пластиковые, люстру большую – паникадило — купили, штукатурить начали. Дай Бог здоровья депутату ОЭМК  и другим благодетелям, что не бросают нас!

sold8

От старинного храма осталась только колокольня. Во время ремонта в одной из стен метровой толщины открылся лаз. Протиснуться по лесенке можно лишь бочком. Именно так звонарь и попадал наверх.

sold6

 

С миру по нитке

Когда протоирея о. Алексея (Михелёва) в 2011 году назначили настоятелем Христорождественского храма в с. Солдатское, место службы встретило его запустением. Последний раз попытки подлатать церковь предпринимались 19 лет назад. Кустарный иконостас, отваливающаяся штукатурка, выбитые стёкла, проваливающиеся полы — после старооскольского храма Рождества Христова сельская церквушка казалась жалкой. «Негоже в такой славить Бога», — решил настоятель. И обратился к жителям села. Их в Солдатском немного, но по копеечке, по грошику, народ стал жертвовать. «Огромная благодарность нашему попечителю, главному механику ОЭМК Виктору Безукладову! Без его помощи восстановление было бы невозможно, — уверен о. Алексей. – Не остался безучастным и глава поселения Владимир Севрюков, другие жертователи. Сделано немало, но предстоит ещё больше».

Крыша храма из профлистов – разве это дело? Нужны настоящие купола, хорошо бы с маковками. Наша мечта – нитридтитановые купола. Они до ста лет служат; выдерживают перепады температур, не окисляются, блестят. Роговатовскую церковь отовсюду видать – золотом так отсвечивают купола! А в Незнамово медь потемнела. Стоят нитридтитановые 600 тысяч рублей, на 100 тысяч дороже, чем медные. Но ещё деньги нужны на каркас, монтаж, транспортировку, крест… Я попытался подсчитать смету на восстановление храма, на цифре один миллион 600 тысяч выключил калькулятор – испугался. Как собрать такие деньжища в нашем приходе?

«Сегодня пожертвований мало: 450 рублей, — показывает «копилку» баба Дуся. – Люди по 5, 10 рублей бросают». 28 мая, накануне Вознесения Господня, на службе, включая журналиста «НО» и батюшку, было 19 человек. В праздники людей поболе, молодёжь заходит. Но в основном прихожане — люди в возрасте, много они дадут? Жертвуют с пенсий по полторы – две тысячи. Для них, ой, как ощутимо, но для стройки это – капля в море. Все коммунальные платежи церковь оплачивает без скидок из пожертвований. На обогрев храма зимой идут тысячи и тысячи рублей. Плюс нужно сдавать деньги в благотворительные фонды. Как из скромных сумм выкроить на возрождение храма?

sold7

Веруйте в свет

«Совсем замучил нас батюшка своей стройкой! Но зайдёшь в храм – совсем другое дело! Жить хочется», — умиляется переменам просфорница храма Мария Беликова. Правда, сейчас прихожане в храме бывают редко —  там ремонтные работы. Службы справляют на улице. Импровизированный алтарь – на ступеньках церкви, вместо купола – шатёр из полиэтиленовой плёнки. «Пока видите свет – веруйте в свет! — наставляет о. Алексей. – Если живём в своих страстях, наступает окаменение сердечное. Мысль греховная, как бритва, режет душу. Исцеляет только слово Христово».

sold1

Пока в храме идёт ремонт, богослужения совершают на улице

sold4

sold2

sold5

Одуряюще пахнет луговой травой. На коньке крыши поёт птаха. Бом! Бом! Бом! – звонарь Алексей Зубков ударяет в колокола. «Христос Воскресе!», «Воистину воскресе!»
Христос воскрес, чтобы спасти нас. Чем мы Ему ответим? Сердечным окаменением равнодушия? Или возрождением храмов?

Лариса УЛЬЯНЕНКО

sold11

Алексей Зубков в православии сызмальства. Сколько себя помнит, столько и носит крестик. Звонарём Христорождественского храма стал после смерти супруги. Семь лет звонарь-самоучка поднимается на колокольню и бьёт в колокола во славу Божью. 

Реквизиты для пожертований

Местная религиозная организация православный Приход храма Рождества Христова с. Солдатское Старооскольского р-на Белгородской обл. Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
ИНН/КПП   3128032146/312801001
ОГРН   102310006313
Р/сч  407 038 109 070 700 051 02
в ДО №8592/628  Белгородского отделения № 8592 ОАО «Сбербанк России»
Корр/сч
301 018 101 000 000 00 633
БИК  041403633
Назначение платежа: пожертвование на восстановление храма Рождества Христова
в с. Солдатское.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Историко-археологический сборник «Воронежская старина» за 1907 год сообщает: в с. Солдатское в 1760 году построили деревянную церковь в честь Рождества Христова. При ней — липовый храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однако вскоре за ветхостью храм разобрали. Строительство же каменного здания Христорождественской церкви началось в 1803 году. В 1819-м освятили Покровский придел, а саму церковь — в 1833 году. В XVIII – XIX вв. приход насчитывал 5016 человек (644 двора). Церковь, пережившую революцию и гражданскую войну, закрыли в конце 1930-х годов. А 1937-м начались репрессии духовенства. По приказу Политбюро ВКП(б) за четыре месяца «выявили» и репрессировали тысячи «врагов народа». Из документов УФСБ по Белгородской области: «Священник с. Солдатское Василий Агарков проводит контрреволюционную деятельность против проводимых советской властью мероприятий…» Батюшку арестовали 29 июля 1937 года, предъявили обвинение в пропаганде, содержащей «призыв к подрыву и свержению Советской власти с использованием религиозных предрассудков масс». Члены Тройки УНКВД постановили: «Агаркова заключить в исправтрудлагерь на 10 лет». Священник умер через полгода, весной 1938 года. В 1989 году иерея Василия Агаркова реабилитировали.

sold12

sold13

 

Рубрики: Актуально, Городское, Общество   |   Наверх

Обсуждение закрыто.