Новости Оскола » Blog Archives » «Мы меняем их»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Мы меняем их»

22.06.2017

Как живется в Америке нашим соотечественникам

«Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва»,- писал Маяковский в стихотворении «Прощанье». Но всегда были и будут люди, которые ищут лучшей жизни в другой стране. Сегодня уже подсчитано, что в 90-е годы, в так называемую четвертую добровольную волну эмиграции, Россия потеряла треть своего интеллектуального потенциала. После распада великой державы, дефолта, кого-то не утраивала низкая зарплата, отсутствие возможностей для профессионального роста, а кто-то просто остался без работы. Двадцать лет назад уехала в Америку и наша землячка Людмила Павловна Чернина. Недавно она навестила своих родственников в Старом Осколе, и мне удалось побеседовать с ней о том, как сложилась ее жизнь в Америке.

Было трудно

Как у большинства эмигрантов, у них с мужем было стандартное представление о США: там чисто, комфортно, там мы, инженеры-химики, быстро освоимся, найдем работу и хорошо заживем. «Я представляла себе, как чудесно я стану там жить, обязательно заведу собачку, с которой буду гулять по вечерам, ведь на тот момент мне было уже 49 лет», — вспоминает Людмила Павловна. — Но не тут-то было. Сразу стало понятно, что язык мы не знаем. Как бы хорошо ты ни изучал язык в школе, какие бы курсы ни проходил, ты не понимаешь ни-че-го. Поэтому пришлось вечерами посещать всевозможные бесплатные курсы, а на работу и с работы бегать в наушниках. О том, чтобы найти сразу работу по специальности, не было и речи. Удалось устроиться в так называемый европейский частный детский садик. В первые годы мне, вчерашнему преподавателю, пришлось работать в кампании по уходу за стариками. Потом нашла место в медицинском офисе. Но не бросала «хоуатенд», то есть, уход за престарелыми, брала ночные дежурства, так как это давало бенефиты (соцпакет) на всю семью. Окунувшись в этот скоростной ритм жизни, стала замечать, что в Америке многие не имеют даже того, что мы имели на тот момент в России. Были периоды сложные, тяжело шла адаптация у мужа. Мужчины вообще хуже приспосабливаются. А тут человек занимался наукой в Шебекинском НИИ, привык к размеренной жизни.  Приходилось нам с дочкой поднимать его дух. Последние 13 лет мы вместе трудились в химической компании в городе Грин- Бее (зеленый залив) штата Висконсин, которая выпускала моющие средства для автомобилей».

 

Безимени-1

Спустя 20 лет можно подвести итог. Если мерить жизнь по количеству заработанных денег, по тому, какой у тебя дом или какой марки автомобиль, то Людмила не разбогатела в Штатах. Живет в деревянном домике, у мужа, конечно, есть автомобиль. Она не теряет связь с друзьями и коллегами из Шебекино, и те при встрече говорят ей, что за эти годы, имея такое образование, они в России могли бы добиться большего. «Действительно, я бы не сказала, что они живут хуже, — размышляет Людмила Павловна. — Преподаватели получают в среднем пенсию 18 — 20 тысяч, но здесь же все и дешевле. Ох, если бы мой муж увидел, каким красивым стал город Шебекино! Большой Дворец спорта, развлекательно-учебный Центр, Ледовый дворец. Но что-то движет нами в этой жизни! Волею судьбы я оказалась в Америке и не жалею. Мои дети получили хорошее образование, они неплохо устроились там. Сегодня я свободно общаюсь на английском. Это большой плюс, потому что когда человек знает разные языки, он может любую ситуацию рассматривать со всех сторон, получать разную информацию. А на тот момент мы помогали тем, кто остался в России, и они нуждались в поддержке, страна переживала тяжелые времена. Вообще никакая страна не меняет человека. Если ты вор, ты и там будешь вором, а если ты порядочный, образованный, ты останешься таким в любом месте».

На пенсию в 70 лет?

Россияне панически боятся увеличения пенсионного возраста. А как американцы? Людмиле Павловне 68 лет, но всего два месяца назад она вышла на пенсию. И она не считает, что так уж трудно было «дорабатывать» до пенсии. Наоборот, по ее мнению, работать надо как можно дольше. Человеческому организму нужна дисциплина. В Америке выходят на пенсию примерно так: люди, родившиеся в 1945-1955 годы, уходят в 66,5 лет, 1956-1965 годы рождения — в 67 лет. «Например, мои дети подсчитали, что они будут уходить в 70 лет. В Америке только по достижении 65 лет тебя называют «Синьор ситизен», то есть старый гражданин. Можно выйти на пенсию и в 60, и в 62 года, но в таком случае ты будешь получать только небольшой процент от своей пенсии. Но если у тебя большой стаж и высокая зарплата, и при этом шли хорошие отчисления в пенсионный фонд, то пенсия может быть достойной и в 62 года». При стаже работы 19 лет, ее пенсия составляет 1160 долларов. По моим подсчетам это 68 тысяч. Средняя пенсия в России 13,7 тысяч. Но при этом у нас буханка хлеба не стоит 6 долларов (350 рублей), как у них.
«Я заметила, что люди в России много внимания уделяют одежде. Я выхожу из дома на улицу, значит, у меня должно быть все супер. Человек считает, что если он хорошо одет, значит, он что-то из себя представляет. В Америке такого нет.  И если ты ничего не добился в жизни, то зачем пускать пыль в глаза? Лишний доллар американец не потратит. Люди берегут деньги на так называемые «черные дни»: заболел, попал в аварию и так далее. Ни в одной стране мира не тратят столько средств из семейного бюджета на медицинское обслуживание, как в Америке.
Беседуя с Людмилой Павловной, я размышляю: вот у нас как: заболел гриппом, лежи дома, вызывай «Скорую», врача. «В Америке в «Скорую помощь» можно ехать самому. Если ты вызываешь неотложку, то вместе с ней пожалуют полиция и пожарная служба.  При гриппе все едут в поликлинику, но чаще всего запихивают в себя какие только можно таблетки и идут на работу. В период заболеваемости все шмыгают носом. Поэтому американцы любят изоляцию, в период эпидемии все носят маски. Статистика не врет, когда утверждает, что 50% всех производимых таблеток в мире потребляют американцы».
Мы в России, находясь на больничном, как минимум, два-три раза посещаем врача, пока более-менее не восстановимся. Я спросила, во сколько там может обойтись посещение врача на больничном. Людмила Павловна при этих словах удивленно расширила глаза, воскликнув: « Вы что, это мне всю зарплату надо отдать на лечение! За все годы я никогда не посещала врача в гриппозном состоянии. Мне предоставляли в год всего 6 больничных дней, остальные за свой счет. Причем, если ты на больничном, там будут строго следить, действительно ли ты болеешь или симулируешь. За 13 лет работы я брала всего два больничных дня. У меня в году было 15 дней отпуска, а у девочки на ресепшн всего пять дней и два больничных. Я не сторонник таблеток, но пью их перед тем, как идти к врачу, чтобы улучшить показатели крови. За медицину там приходится раскошеливаться постоянно. Пришел к врачу, ты должен заплатить сразу 40 долларов. Взяли анализы, проверили — через неделю приходит извещение: за то, что посмотрел доктор  — 160 долларов, за анализы крови — 80 долларов, за то, что капнули куда-то — 70 долларов. Из этой суммы часть покрывает страховая компания, часть ты должен заплатить, хотя ты ежемесячно вносишь за медицинское страхование 300 долларов.  Конечно, в поликлиниках комфортно, везде дорожки, чистота, кресла, высокотехнологичная диагностическая аппаратура — на кнопку нажал и результат готов».

Хорошие традиции

Не знаю, как там другие американцы, а за Людмилой Павловной я заметила , что она стройная, ест мало, сахар, соль старается употреблять в минимальных дозах. Значит, их система как-то подстегивает человека беречь здоровье.? А чем они там занимаются в свободное время? «У среднего американца жизнь такая же, как у среднего россиянина, а может быть, еще и более скучная. Американцы, кроме казино и баров никуда не ходят, для сравнения мои коллеги в Шебекино любят ходить в кино и обязательно в театр, когда приезжают труппы на гастроли. Американцы мало путешествуют, порой за всю жизнь из своего штата не выезжают. Когда я с дочерью посетила Мексику, мои коллеги раскрыли рты: как я, беженка, могла себе это позволить? И потом некоторые последовали моему примеру.  Вечерами многие любят смотреть футбол. Я тоже болельщик, болею за свою команду «Грин Бэй Гэкерс». Есть у них, конечно, прекрасные традиции.  Мне нравится их праздник бебишаур. В переводе на русский — «дождь для ребенка». За два месяца до появления малыша на свет, родственники, знакомые, друзья — до ста человек! — приходят в дом и приносят все необходимое для маленького человечка. Я работала в чисто американской компании. Приучила их праздновать 8 Марта. Провожая меня на пенсию, они испекли мне торт с надписью: «Люда, мы будем по тебе скучать», а одна из коллег вышила на моей сумочке имя Людмила.
«Современная Америка мне импонирует больше, чем 20 лет назад. Раньше у них больше половины учащихся школу не заканчивали. В нашей компании, выпускающей химическую продукцию, никто химии не знал. Создавалось впечатление, что руководитель компании вообще без всякого образования. Сейчас меняется все в лучшую сторону». Говорят, средний американец не прочитывает за год ни одной книги. Не знаю, но мои коллеги по работе все читали. А по поводу образования, я своих коллег постоянно настраивала, что надо уделять этому особое внимание. И они приходили и рассказывали мне, как их дети сдают экзамены, приглашали меня на выпускные вечера своих детей.
Американцы гордятся тем, что Бог послал им счастье жить в такой стране. А вот русские люди в общей массе несколько неуверенные в себе. Русские все время говорят: вот там, в этой стране лучше, а у нас… Но это не так. Например, сейчас уже в России магазины ничем не отличаются от американских, а сама пища в целом вкуснее. Я здесь с удовольствием ем белгородские огурчики, там я тепличные огурцы в рот не могу взять. Колбасы там такой, как у нас, нет.  Одно мне ясно: к сожалению, американцы берут от нас лучшее, а мы от них худшее.
Людмила Павловна считает себя человеком не политизированным. Она не ходит на выборы, поскольку убеждена, что президентская должность марионеточная, все решают в итоге клерки, сидящие годами в правительстве. Но мне показалось, что есть в ней некая свобода, если брать во внимание, что свободен тот, кто может не врать. Ни себе, ни другим.

Татьяна КАГРАМАНОВА, фото из архива

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.