Новости Оскола » Blog Archives » Автор — тот, кому есть что сказать
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Автор — тот, кому есть что сказать

20.09.2018

На Московской книжной ярмарке представили книгу о творческом методе воронежского писателя Александра Лапина

«Слово – автору» — произведение редактора «Комсомольской правды» в Воронеже» Максима Горохова. На примере творчества известного публициста и писателя Александра Лапина он рассматривает вопросы авторства и его трансформации в современном мире. Презентация книги прошла на Московской международной книжной выставке-ярмарке 7 сентября.
— Знаете, я вот перед этой встречей часа два-три ходил по рядам с книгами, — начал выступление Максим Горохов. — И вдруг подумал: «А ведь у каждой из них есть свой автор». У этих людей разная судьба, стиль, манера работы с людьми и фактами. Но всех их объединяет одно: им есть что сказать. Ну, хотя бы большинству. А мы с вами сейчас наблюдаем уникальную ситуацию: перед нами человек, который объединяет несколько способов авторства и разные принципы работы с аудиторией, потому что он является и журналистом, и писателем. Сейчас еще начал активно вести страницу в «Фейсбуке». Но главным своим занятием Александр Алексеевич все равно считает литературу. Проследить этот путь трансформации авторского «я» было дня меня интересно.

Так собирали материал Толстой и Пушкин

Автор книги рассказал, что идея написать ее созрела прошлой осенью. Тогда он сидел вместе с героем своего будущего произведения в симферопольском кафе. Коротали время перед встречей с главой Госсовета Крыма Владимиром Константиновым. Речь должна была пойти о событиях 2014 года. Александру Лапину требовалась фактура от человека, который стал толчком тех драматических событий, которые спустя четыре года воспринимаются как исторические, преломившие сознание всего русского народа.
— Они поговорили часа полтора-два. И когда я наблюдал со стороны за этим процессом, то понял, что прямо сейчас на моих глазах разворачивается работа писателя. Как он собирает факты, интересуется деталями. Разговаривая после с Лапиным, я понял, что это будут не страницы текста, большие главы, а какие-то детальки, штрихи образов. Они просто помогут писателю быть достоверным, исторически правдивым. Ради этого он проехал очень много километров. Потом была еще встреча в кафе с другими участниками тех событий. Казак-ополченец, взволнованный и очень шумный. Бывший командир крымского «Беркута», спокойный и вдумчивый. Военный советник. Местный издатель. Каждый поделился чем-то своим. Так собирается интересная фактура, — отметил Максим Горохов. — В век технологий этот способ, наверное, можно назвать старомодным. Но Толстой и Пушкин так же собирали материал для своих произведений. Ездили по местам, где разворачивались исторические события. Все это я вижу в работе Лапина. А как человек, защитивший диссертацию «Автор публицистического текста как субъект высказывания», в которой я сравнивал автора-журналиста и автора-литератора, понял, что передо мной яркий пример того, как эти роли переходят одна в другую.

Обратная сторона журналистского труда

Автор и герой книги знакомы уже больше 15 лет. За эти годы много времени провели в беседах.
— Александру Лапину присущ острый слог. И жизненный опыт у него большой. Так накопилось очень много материала. Впечатлений. Фактов, о которых хотелось расспросить поподробнее. Все это нашло отражение в первой части книги, где мы рассматриваем Лапина как журналиста. Здесь бытовые сценки соседствуют с высокими материями. Простые и смешные ситуации — с трагическими. Мы обсуждаем и то, как журналист ищет своего героя. И что этот герой должен воплощать собой какое-то противоречие, демонстрировать новое явление. Например, была история про знатного верблюдовода-орденоносца в Казахстане, который поставлял молоко этих животных самым высоким лицам республики, но при этом угонял чужих верблюдов. И вот никто этого степного разбойника – барымтача – не мог поймать. Здесь видно противостояние в конкретном человеке двух эпох: родоплеменного уклада и советской действительности. И как рождалась статья по этой истории, мне было интересно. Лапин рассказал, как его встретили не по-казахски холодно, как барымтач в прошлом зарубил собственную мать топориком, а на суде сказал, что она сама это сделала в приступе ярости, и т. д. Очень много деталей осталось за кадром, но все попало в книжку – здесь видна обратная сторона журналистского труда.

Об отношении к деньгам и к людям

На примере этой темы и еще нескольких ярких эпизодов – с казахским мясником, похитившим местную красавицу, или мафиози, сушившим деньги на бельевых веревках, — Максим Горохов прошел по этапам творчества Александра Лапина, чьи тексты всегда начинаются с человеческой истории.
— В литературе принцип работы другой. Автор при создании героя использует обобщение и синтез. Описывается не реальный человек, а некая универсальная история, воплощенная в конкретном образе. Лапин не любит, когда у него спрашивают: «А кто это?» Писатель пишет не с одного прототипа. Например, в одном чиновнике соединяет черты двадцати.
В книге «Слово — автору» есть и философский подтекст, связанный с религией творчества: когда человек поднимается на высшую ступень, соприкасаясь тоже с чем-то высшим, он начинает творить и проявлять себя во всей полноте. Также идет речь об отношении к деньгам, к себе самому, к другим людям и многом другом, — заключил Максим Горохов.

«Смысл жизни – духовно вырасти»

Александр Лапин добавил, что в век технологической революции, как ни странно, нужны творцы:
— Многие говорят, что некоторые профессии отомрут. Не будут нужны водители, каменщики и т. д. Если смотреть, что происходит с человеком, складывается ощущение, что высшее удовольствие — жить комфортно. В рот трубочку, чтобы пища поступала, в другое место — чтобы все из организма выходило. На голову — шлем. И — существование в другой реальности. Обслуживанием занимаются роботы. Но это не счастье, это — тупик. Когда пропадет рутинная работа, люди должны заняться творчеством. Это основа внутреннего развития человека. Смысл жизни — духовно вырасти. И только творчество здесь может помочь.
После этого писатель немного рассказал о своем методе:
— Для книг я собираю кучу разного материала, езжу по местам, общаюсь с людьми лично, узнаю, что и как происходило. Но если все просто описать, будет неинтересно. Моя задача — преломить это через своих героев. Нужно продумать сюжет. Понять, для кого эта книга. Ведь сейчас в интернете сотни писателей, но они не знают элементарных вещей: любовный треугольник, кульминация, эпилог, пролог и т. д. Без этого нет мастерства. Создавать книги — профессия. В следующем моем романе будет шесть слоев: сюжет, философия и т. д. Я не хочу повторяться. Пишу его как роман-путешествие: в пространстве, времени и в самом себе.

«Вдохновение не появляется без труда»

Пришедших интересовало, какими качествами должен обладать современный писатель.
— Авторы разные. Но, на мой взгляд, для всех важно внимание к сущностным вещам, к деталям, которые передают правдивую основу жизни. То, что журналист скажет напрямую, писатель должен зашифровать. Создать образ, который будет воздействовать на подсознание, чтобы человек познавал этот мир нерационально, — считает Максим Горохов.
На следующий вопрос о вдохновении ответил Александр Лапин:
— Оно появляется только тогда, когда много работаешь. Перед «Крымским мостом» я как подумал, сколько должен прочитать, узнать, проехать… А потом медленно стал заставлять себя. Втянулся. А когда подходишь к концу – перо уже само бежит. Если ты упираешься, вдохновение постепенно приходит. Оно не появляется без труда.
Выступил на презентации и редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев:
— Мы с Александром Лапиным нашли друг друга. Так получилось, что издаем уже одиннадцатую книгу. Шесть томов «Русского креста», «Святые грешники», сборники публицистики. Будем и дальше плыть в этом книжном море. Что касается нового произведения — мы наконец-то подошли к творчеству писателя литературно-критически. Надеемся, что книга «Слово – автору» поможет ему самому двигаться в просторном океане литературы.

Никита КОЖЕВНИКОВ

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.